Давайте не бояться вместе: почему самолет безопаснее велосипеда

Помните мультфильм про котенка по имени Гав и щенка Шарика? В одном из эпизодов щенок находит испуганного грозой котенка на чердаке. Как настоящий друг, Шарик предлагает Гаву бояться вместе. В этой колонке я предлагаю вам попробовать вместе не бояться.

Согласно статистике, примерно двадцать процентов населения западного полушария страдает от различных форм аэрофобии. По словам Википедии, узнать этот недуг можно по нескольким признакам: нервозность за несколько дней до полета, учащенное дыхание, повышенное сердцебиение, потные ладони и напряженные мышцы. Испуганные пассажиры настороженно прислушиваются к каждому звуку в самолете и нащупывают под сиденьем спасательный жилет во время турбулентности. Звучит знакомо?

Мы всегда боимся неизвестного и непонятного. Я не страдаю от страха высоты и полетов – работать стюардессой в этом случае мне было бы гораздо сложнее. Но и у меня бывали моменты, когда самолет вдруг резко подбрасывало, я вцеплялась в подлокотники и жалела, что не позвонила маме перед отлетом. Помню один ночной полет, когда мы долго кружили над Рощино среди зимнего шторма, и я уже мысленно со всеми попрощалась и была уверена, что мы не приземлимся. Но мы приземлились.

После тренинга в Норвежских авиалиниях мои страхи улетучились совершенно. Простите за каламбур. Понимание того, что происходит во время взлета, посадки и турбулентности помогает успокоить нервы пугливым гражданам. Чтобы поделиться этими ценными знаниями с вами, я решила поговорить с нашими пилотами. Происходили наши беседы во время полетов, на высоте десяти километров над Атлантическим океаном.

По словам первого пилота – назовем его Джеком – самолеты по статистике являются самым безопасным средством передвижения. Если судить по количеству аварий, травм и смертей, они гораздо безопаснее автомобилей, поездов, автобусов и даже велосипедов. В любой момент в воздухе над планетой находятся около пяти тысяч коммерческих рейсов. С таким числом полетов и редкими авариями вероятность того, что вы попадете в авиакатастрофу примерно сравнима с вероятностью выигрыша миллиона долларов в лотерею. Но, скажете вы, а что если я такой счастливый? Пилоты говорят, что никакие статистики не успокоят человека, который боится летать. Казалось бы, логика должна победить, но побеждают, как правило, эмоции и иррациональный страх.

В основе этого страха – отсутствие контроля над ситуацией. Из самолета нельзя выйти, когда что-то идет не так. Он не остановится на углу, чтобы выпустить пассажиров, если мотор вдруг забарахлит. Не добавляет спокойствия и эффект толпы. Страх заразителен – самолет качнуло, кто-то крикнул, вы встретились взглядом с соседом, увидели в его глазах панику – и все. Теперь боятся все. По словам второго пилота, Свена Йохансена, для тех, кто боится летать, паника, как правило, начинается еще в аэропорту или по дороге туда. Вся ситуация перед дальним перелетом нагнетает стресс, – нужно найти паспорт, распечатать билет, пройти регистрацию и предполетный досмотр. Этот процесс забирает столько энергии, что любой маленький толчок может вывести человека из равновесия.

Йохансен, пожилой пилот, налетавший тысячи часов за свою карьеру, рассказал, что в свое время принял участие в исследовании страха полетов. Проводилось оно в Швеции. Исследователи собрали несколько десятков людей, утверждавших, что они страдают от аэрофобии. Всю группу затем попросили отправиться в Стокгольм, чтобы полететь в близлежащий городок. Часть пассажиров не смогла даже зайти в автобус, который должен был отвезти группу в аэропорт. Так ученые выбрали тех, чей страх полета был наиболее сильным.

По словам Свена, больше всего эти пассажиры боялись турбулентности. С точки зрения пилота это не имеет никакого смысла. Самой опасной частью полета являются взлет и посадка. Самолет в это время двигается с огромной скоростью и очень близко к земле. Если что-то в этот момент пойдет не так, у пилотов будут буквально секунды чтобы исправить ситуацию. Именно поэтому большинство авиационных аварий и происшествий происходят в самом начале и в самом конце полета.

Третий пилот – Хенрик Сейденфаден, рыжеволосый датчанин, похожий на викинга, предложил свою версию того, как объяснить турбулентность. Мы летели над Гренландией, над покрытыми снегом горами вставало солнце и нас как раз начало немного потряхивать.

Помните черепах в мультфильме «В поисках Немо»? Они плыли гораздо быстрее и создавали течение, которое могло унести за собой маленьких рыбешек. По словам Хенрика, турбулентность – это то, что мы испытываем в момент перехода из одного «течения» воздуха в другое. На высоте нескольких километров дует очень сильный ветер – так называемое струйное течение. Его скорость может достигать ста метров в секунду. Современная авиация использует струйное течение в свою пользу – ветра учитываются при планировании полетов и помогают самолетам добраться до точки назначения быстрее.

Кроме того, существует механическая турбулентность – когда самолет летит над горами или высокими зданиями. Различают и термическую турбулентность, возникающую между теплыми и холодными потоками воздуха. Более опасной считается турбулентность, возникающая в грозовых облаках – пилоты всегда стараются обойти шторм стороной. В большом облаке могут ждать и другие сюрпризы – сотни тон воды или даже крупный град. Радар в кабине самолета показывает все грозы на пути и помогает найти дорогу между ними.

Перед каждым вылетом мы участвуем в обязательном брифинге, и пилоты всегда говорят нам заранее, в какой час полета стоит ждать небольшой тряски. Ее, как правило, легко предугадать и обойти стороной. Конечно, существует и турбулентность ясного неба – эту не видно на радаре. В этом случае экипаж первого самолета, который пролетит через зону турбулентности, сообщит об этом всем рейсам, летящим следом, и они смогут изменить курс.

По словам Хенрика, современные самолеты построены с учетом турбулентности и могут выдержать даже очень сильную тряску. Авиация активно использует новинки технологии – авиалайнеры стали огромными летающими компьютерами. Они моментально сообщают экипажу о любой подозрительной активности. Немногие пассажиры знают, что самолет может лететь с одним двигателем. И даже если оба мотора откажут, авиалайнер не уйдет эффектно в спираль, как показывают в кино. Он сможет пролететь до 150 километров и приземлиться.

Свен рассказал, что многим испуганным пассажирам, с которыми он беседовал во время исследования, помог эффект аналогии. Он спросил их – когда они отправляются утром на работу, проверяют ли они уровень масла в автомобиле? Тормоза, мотор, шины? Читают ли инструкцию каждый день? Звонят ли механику? Нет, конечно. Мы садимся за руль, вставляем ключ в зажигание, и отправляемся в путь. Перед каждым полетом самолет проходит невероятное количество проверок. Механики и инженеры удостоверяются, что каждая маленькая деталь работает так, как ей положено.

Так что же делать, если вы боитесь летать?

Для начала упростите процесс в аэропорту. Дайте себе лишний час, чтобы не волноваться понапрасну. Представьте заранее все шаги – паспортный контроль, посадку на самолет, взлет.

Попробуйте разобраться в чем причина страха, – боязнь замкнутого пространства, страх неизвестности, турбулентность, отсутствие контроля?

Если вам действительно сложно находиться в салоне самолета и оставаться спокойным, скажите об этом экипажу. Они смогут объяснить, как проходит взлет и набор высоты, и сделать полет более понятным и менее страшным. Нас учат, как помогать пассажирам в такой ситуации. Зная, что вам не по себе, стюардессы за вами присмотрят. Кроме того, они могут показать вам кабину самолета до взлета – иногда это помогает.

Хенрик рассказал, что часто приводил в нос самолета нервных пассажиров. Они видят спокойных, расслабленных пилотов, которые пьют кофе и читают газету. И внезапно это больше не таинственная стальная машина несет их в небо, а вполне реальные люди. Иногда пилоты шутят: «Если я не вернусь домой, жена меня убьет. Так что бояться вам нечего – мы долетим!»

Если вы боитесь турбулентности, выбирайте место впереди. Хвост самолета всегда трясет больше. Таблетка успокоительного может помочь, но ни в коем случае не мешайте ее с алкоголем. От выпивки на борту стоит воздержаться в принципе – она страху точно не поможет. А в сочетании с лекарством и сменой давления алкоголь может привести к неожиданному эффекту. Среди стюардесс ходит история о пассажирке, которая разделась догола посреди переполненного самолета после такого «коктейля».

Постарайтесь себя отвлечь – книгой, фильмом или головоломкой. Пилоты говорят, что многим людям помогает отвлечься мелкая моторика, особенно если они используют недоминантную руку. Например, можно попытаться собрать кубик Рубика или написать свое имя левой рукой.

Еще одна теория – замена страха и негативных эмоций, связанных с полетами, на что-то позитивное и успокаивающее. Каждый раз, когда мысли о самолете вызывают у вас стресс, попробуйте вместо этого подумать о чем-то хорошем – любимой песне, приятных воспоминаниях, смешном мультфильме из детства? Эта методика кажется слегка наивной, но она и правда работает. Постепенно мозг научится ассоциировать с полетами не страх, а комфорт и радость.

В наше время, когда путешествия становятся все проще и дешевле, а мир все меньше, нельзя позволять страху ограничивать ваши горизонты. Пока человечество не придумает лучшего способа передвижения, самолеты останутся самым эффективным транспортом на планете. И самым безопасным. Не бойтесь летать, все будет хорошо!

Комментарии

Колонки этого автора

Про секс, самолеты и снова про красную помаду
0
Как пережить долгий полет: секреты стюардесс
0
Про доктора Дао и вонючие ноги: за что выгоняют из самолета
0
Как я стала стюардессой
0
Когда Америка мерзнет
1
Почти пропущенный день индейки
9
Круги на воде
1
Лето в Бостоне
2
Худая Америка
4
Толстая Америка
9
The Americans: русские шпионы стали героями американского телевидения
0
Я стар, я супер-стар
0
Право на маскарад
0
Спасибо вам за все
2
До свадьбы заживет
5
Как Пасхальный кролик прятал яйца в траве
0
Скажи платью да!
7
Сколько нужно времени, чтобы в кого-то влюбиться? Пара часов
0
Что русскому человеку делать в Америке
0
It's begining to look a lot like Christmas
0
Нью-Йорк
10
«Бананы Фостер» – когда нельзя, но очень хочется
1
Ураган «Айрин» глазами очевидца
0
Что русскому человеку делать в Америке и как туда попасть
11
Печенье для Кеннеди
3
Я выхожу замуж за американца
12