«Арт-вышивка», или Культура по-тюменски

Эта табличка над скромным крылечком на одной из тюменских улиц привлекла внимание сразу. «Арт-вышивка» – два слова из абсолютно разных миров, которые, вроде бы, не должны соединяться в одно. Но соединяются, тем не менее, и очень показательно. И в этом что-то есть от того, что называется «тюменской культурой».

Начнем издалека. В прошлое воскресенье в «Хинкальной» на улице Комсомольской состоялось интересное мероприятие, целью которого было собрать людей культуры за одним столом с представителями власти – городского департамента культуры. Планировалась дружба.

Все собравшиеся, к слову, были людьми исключительно милыми – Сергей Фирцев из «Тюменского дома фотографии», Елена Машкова из «Ангажемента», девушки из «Мимикрии» и театрального центра «Космос», редактор портала «Геометрия», создатель фестиваля «Ноль-плюс» Николай Данн, но речь пойдет не о них. А скорее о том, какой предстала тюменская культура в диалога с представителями департамента.

Согласно словарю, культура — понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности. На встрече стало в очередной раз понятно, что в глазах чиновников (и части присутствующих творцов) культура воспринимается прежде всего как некая форма проведения досуга, по возможности семейного. Например, в числе культурных мероприятий был назван День города.

Представители департамента отметили: в Тюмени много всего делается для детей. И это правда – с точки зрения «культурного досуга» для дошколят и младших школьников (а также их родителей) у нас, кажется, действительно все прекрасно.

Для взрослых, предпочитающих концерты классической музыки в филармонии, тоже все неплохо. Подростки и студенчество – самая активная группа населения, не увлеченная театром (для увлеченных есть театральный центр «Космос») – вполне успешно развлекает себя сама: в Тюмени сегодня вообще хорошо быть школьником старших классов или студентом – тут тебе и «Дом Печати» как пространство, концерты, тайм-кафе, условные «квартиры 50», самоорганизованные киноклубы, квесты и многое другое.

В результате такого расклада все, что проходит по категории «актуально» и «экспериментально», делается студентами, людьми очень молодыми, работы которых носят еще ученический характер. А вот профессионалы креативных индустрий в публичном культурном пространстве Тюмени практически не представлены, как почти нет и современного, актуального культурного продукта, рассчитанного на взрослого человека.

Это место должны занимать профессионалы в возрасте 30–40 лет, умеющие работать с глубиной и смыслами и владеющие мастерством (дизайна, живописи, режиссуры, слова) настолько, что могут осмыслить современность и представить результат этого осмысления качественно, профессионально, мощно по силе воздействия на зрителя.

Это те, на кого должны ориентироваться и кому подражать молодые. Но этих людей мало видно и слышно – они либо уезжают из Тюмени, преодолев студенческий возраст, и реализуются за ее пределами (и в этом смысле Тюмень – хороший старт), либо работают – преподавателями (вот тут более или менее осуществляется преемственность) или «на заказчика». Варятся в своем соку, существуют в собственной среде, среди собратьев по духу, по возможности не вступая в контакт с остальным человечеством.

К слову, многие из них, те, что постарше, расскажут вам, как когда-то (много лет назад) пытались тут все двигать, «взбаламутить болото», но не встретили отдачи, не смогли преодолеть коллективную инертность, устали и ушли в свою внутреннюю Монголию. Арт-вышивка победила.

В общем, если смотреть на публичное культурное пространство Тюмени, то складывается вполне патриархальная картинка: танцуй и твори, пока молодой (на уровне, соответствующем возрасту и знаниям), а дальше – семья, дети, ЗОЖ. Филармония и Гилевская роща.

Что еще свойственно тюменской культуре – подмена понятий. Например, мы называем стрит-артом работы творческой группы «Цвет города» (Литературный бульвар, роспись подъездов). Работы эти безусловно чудесны, но проходят они скорее по линии «милоты» и «городской инициативы», чем стрит-арта. Для последнего они неконцептуальны и не вписаны в окружающее пространство. В общем, не всякий рисунок на стене – стрит-арт. Или, например, новое ток-шоу «Сцена 21» на канале «Тюменское время», позиционирующее себя как программа про театр «без декораций, подготовки и режиссерского замысла» (вопрос, а зачем вообще нужен такой театр, видимо, надо задавать авторам шоу, а не в пространство), – на самом деле больше про Камеди-клаб, чем про театр. Или «арт-объект» – пластиковый герб на Республики (эта история, слава богу, закончилась хорошо, и где тот герб, мы не знаем).

Мне кажется, подмена понятий эта существует именно из-за отсутствия «взрослых профессионалов», работающих в современных, актуальных направлениях. Поэтому мы лепим красивое «продающее» слово арт к любой городской инициативе и называем «искусством» то, что на самом деле является скорее арт-терапией для автора, чем собственно искусством.

Правда, в последнее время появилось ощущение, что это заданное положение вещей меняется, что-то куда-то двигается. Вот, например, 9 ноября в новом здании Музейного комплекса им. И.Я. Словцова открылась выставка «Работа никогда не завершается» – специальный проект 4-й Уральской индустриальной биеннале современного искусства. В экспозиции – 26 современных художников из России, Азербайджана, Турции и Италии.

Да, возможно, это не европейский уровень и не уровень вообще (Геннадий Вершинин на своей странице в Фейсбуке назвал экспозицию «социальной рефлексией дилетантов»), но это в любом случае новый для Тюмени на ее нынешнем этапе взгляд вообще в целом на понятие «выставка», «выставочное пространство» (хотя, возрастную женщину, бродящую с более молодой спутницей между экспонатов и жалобно спрашивающую, когда уже будут картины, было немного жаль).

В любом случае, биеннале стало событием – в Фейсбуке тюменский народ как минимум задался вопросом, что такое современное искусство и в чем его цели и задачи.

Или вот еще интересное событие: в субботу, 11 ноября, Школа перспективных исследований презентовала первую профессиональную магистерскую программу «Креативные индустрии». Направление (платная двухлетняя магистратура) отрывается в 2018 году, и далее к 2020 году Школа планирует запустить еще пять магистерских программ.

То есть появляется что-то, что если не сделает Тюмень более динамичной и современной (вопрос: надо ли это Тюмени; в ограниченности насмотренности в принципе нет ничего плохого, если только она не выливается в ограниченность мышления), то как минимум, в идеале, расширит кругозор среднестатистического тюменца. А дальше, конечно, есть шанс, что наши бесконечные молодежные центры породят что-то хорошее: эти люди вырастут и как-то случайно сами собой создадут ту самую среду, в которой культура будет включать в себя процесс познания (а не обучения). Так, лет через много в Тюмени возникнет в публичном пространстве то самое современное искусство, которое не салонная живопись, не День Города и не арт-вышивка, но которое действительно осмысливает само и помогает осмыслить зрителям сегодняшний день со всеми его проблемами, вызовами и нюансами. Собственно, один из смыслов современного искусства в этом осмыслении и заключается.

В общем (заканчиваю на позитивной ноте), возможно, мы наблюдаем рождение того самого спроса. Который потом родит и предложение.

Но, к слову, можно не ждать, пока вырастет новое поколение, а как-то вытащить в публичное пространство то, что уже есть. Например, альбомов именно тюменских (между прочим очень крутых!) художников в сувенирной лавке нового Музейного комплекса могло быть и побольше.

Комментарии

Колонки этого автора

Дети несуществующей Спарты
6
По следам Питера Пэна
0
А вы из какого фэндома?
2
Новогодние картинки
0
Девочки и Святки
0
План Спасения
14
Музей как повод
0