Banner

Электровикинги и халява

Гуляя в один из дней отпуска по Осло, мы с женой заметили припаркованную у тротуара Tesla Model S. Взгляду было за что зацепиться: у нас в целой стране их днем с огнем не сыщешь, а тут вот, пожалуйста, вся такая футуристичная и с огромным экраном в несколько «айпадов» на торпеде.

Потом оказалось, что за ней стоит еще одна Model S, а чуть поодаль и Model X. Как выяснилось, рядом была станция для зарядки автомобильных батарей. Тогда мы решили посчитать, сколько «Тесл» увидим за день. Казалось ведь, что детище Илона Маска на небольшой территории – товар штучный. Это как «Феррари», стоящую на светофоре, увидеть. Но когда через пару часов прогулки счет дошел до полста, сбились. Про гибридные BMW i3 или, как и «Тесла», полностью электронные Nissan Leaf я вовсе молчу. Казалось, что их больше, чем машин с ДВС.

Поначалу такое количество электромобилей в Северной Европе вызывало удивление – это ведь не Япония, где, по данным Nissan, количество зарядных станций еще три года назад превысило число стандартных АЗС, и не Китай, где власти намереваются в ближайшее десятилетие вовсе запретить производство и выпуск бензиновых и дизельных авто.

Потом появилось недоумение: а почему в холодной Норвегии можно, а в холодной России нельзя?

Ведь о пользе электротранспорта для экологии у нас тоже задумываются. Например, в Тюмени опробовали первый в городе электробус, а энергетики установили первые зарядки для электротранспорта, собираются расширять свой электроавтопарк и говорят, что «перевод транспорта на электрический мотор – это не только желание развиваться согласно времени, но и понимание экологической и социальной ответственности».

Но чтобы от снижения количества бензинового транспорта действительно был эффект, переход на электротягу должен быть пусть медленным, но более массовым. То есть, получается, переходить на электромобили должны и обычные водители?

Просто так, конечно, водителей, особенно в северной стране, не убедишь, что электромобиль – это надежно, практично, экономично и экологично. Противники электромобилей в России в качестве контраргумента часто приводят климат. Мол, эксплуатировать их зимой при наших температурах нереально. (Хотя, например, тюменские «электроводы» прекрасно с этим справляются). При этом по статистике аналитического агентства «Автостат», в России сейчас всего 1,1 тысячи электромобилей – то есть, их мало даже в относительно теплых регионах, где климат мягче норвежского.

В такой ситуации норвежские власти решили, что водителей нужно мотивировать менять обычное авто на машину с розеткой.

Вот, например, по данным Forbes, список льгот и преимуществ, которые получает потомок викингов, когда пересаживается на электромобиль:

– не нужно платить ввозные пошлины и налоги на автомобиль (из-за этого, например, считающийся премиальным и очень дорогим Tesla Model X в Норвегии стоит едва ли не дешевле, чем бензиновый BMW X5);

– водители электромобилей не платят за зарядку машин (если заряжают их на официальной станции, а не дома от собственной розетки), парковку и проезд по платным автомагистралям;

– им можно передвигаться по полосам, предназначенным для общественного транспорта.

Самое интересное – всеми этими благами пользуются водители не только собственно электромобилей, но и гибридов. То есть, можно купить условный BMW i3 или «Приус», ездить на бензине (если уж очень хочется или если на улице действительно холодно для задействования электрической батареи), но пользоваться преимуществами владения электромобилем.

Признайтесь, задумались бы вы об электромобиле, если хотя бы в центре Тюмени были бесплатные станции для зарядки, не нужно было оплачивать ни парковку, ни транспортный налог и можно было бы легально объезжать пробки по «автобусным» полосам, не боясь камер? По крайней мере, шансов на это было бы куда больше, чем сейчас, даже у нас, не говоря уже о Москве, где на одной оплате парковки можно разориться.

Глядишь, таким образом и прибавилось бы смельчаков, пересевших на электромобили и рассказывающих всем о преимуществах. И забота об экологии стала бы более реальной.

Комментарии

Колонки этого автора

А был ли знак?
0