Постоим на морозе?

Год назад администрация Тюмени навлекла на себя гнев примерно всех автомобилистов города, массово перенастроив тюменские светофоры и введя на них выделенные зеленые фазы для пешеходов. Да, работы по перенастройке велись еще с 2014 года, но именно в конце 2016 на новый режим работы были переведены почти все светофоры города. Время ожидания на светофорах увеличилось примерно в два раза, что не вызвало у автовладельцев положительных эмоций.

В «Тюменьгортрансе» введение пешеходной фазы объяснили не только федеральными требованиями (существует специальный ГОСТ Р52289–2004, обязывающий разделять потоки, хотя далеко не каждый город России стремится ему соответствовать), но и безопасностью пешеходов. «Этими действиями мы спасаем человеческие, в том числе – детские жизни. Что мы с вами выберем — безопасность или слезы наших родных, зависит от нас самих», – заявлял руководитель «Тюменьгортранса» Алексей Санник.

Вот только позже оказалось, что пешеходная фаза, придуманная для пешеходов, им же самим и доставляет массу неудобств – ведь время ожидания на перекрестке тоже существенно возросло. И если в теплое время года и в хорошую погоду пешеходы еще готовы «топтаться» на тротуаре просто так, то с наступлением холодов (а ведь реальных морозов мы пока так и не видели) я все чаще замечаю пешеходов, которые переходят (чаще – перебегают) дорогу сразу, как только заметят просвет в автомобильном потоке.

Повышает ли безопасность на дороге пешеход, перебегающий дорогу на красный свет по местами очень скользкому асфальту? Вряд ли. Понятно, что к его инстинкту самосохранения есть определенные вопросы, однако нужно учитывать и ситуацию, в которую ставят пешехода. Ведь автомобилисты могут нервничать из-за ожидания светофора сколько угодно – они хотя бы сидят в теплых машинах.

Можно, конечно, пойти еще дальше – поставить на перекрестки полицейских, научить, по китайскому примеру, распознавать камеры фото- и видеофиксации распознавать лица и идентифицировать нарушителей по базе данных, начать выписывать пешеходам штрафы за переход дороги в неположенных местах (штраф, если что, 500 рублей). И бюджет города существенно пополнить, и безопасность добровольно-принудительно обеспечить.

Но предприимчивый народ в любом случае найдет выход из неудобной ситуации, в которую его поставят. Будут закрывать лица шарфами (от камер) или перебегать перекресток сообща, кидаясь затем врассыпную, чтобы полицейские не знали, кого ловить. А может еще чего. Создадут еще более опасные ситуации на дорогах, как для себя, так и для окружающих.

Совсем недавно мой коллега Данила Фатин писал о «выстраданном удобстве»: Тюмень постоянно благоустраивается и становится все краше, однако действительно комфортные условия горожанам часто приходится «заслужить». То есть, сначала делают так, как хочется, потом оказывается, что жителям удобнее по-другому, и все переделывается, наконец, как следует. Горожане голосуют действием, и если новая система перехода дороги им не нравится, будут переходить так, как хочется, забыв про безопасность. Получается, пешеходная фаза и безопасности не прибавляет, и неудобства создает. Действительно ли это эффективная мера?

Возможно, когда-то и с работой светофоров удобство удастся выстрадать – будет найден вариант, отвечающий одновременно требованиям властей о безопасности и горожан – о комфорте. Главное, чтобы поводом для изменений стали жалобы и недовольство, а не сбитый пешеход, уставший ждать «зеленого» на морозе.

Комментарии

Колонки этого автора

Электровикинги и халява
0
А был ли знак?
0