Секреты и триумфы тюменского ковра

В этом материале мы поговорим об одном из трех главных брендов Тюменской области в сфере народного искусства. Речь пойдет о сибирском ковре. Наряду с косторезным промыслом и деревянной резьбой – тюменский ковер представляет собой уникальное художественное явление, даже не российского, а мирового масштаба.

Ковроткачество в Сибири имеет богатую историю, уходящую корнями в 17 век. Тюменский ковер самобытен, однажды он прочно вошел во все сферы жизни городских и сельских жителей: стал практичным и одновременно ярким предметом быта. В чем же его особенности, откуда он произошел и когда состоялся его международный триумф?  

Происхождение тюменского ковра

Как отмечает искусствовед Наталья Сезева в своей книге «Тюменский ковер», большинство исследователей придерживалось устойчивой на протяжении 19-20 столетий версии: сибирский ковровый промысел возник под воздействием восточных (бухарских и татарских) традиций ковроткачества, которые появились в результате торговых и культурных контактов русских переселенцев с местным населением.

Выставка «Ветер с Востока» в Тюменском музейном комплексе имени И.Я. Словцова

В печатных источниках середины и второй половины 19 века можно найти свидетельства того, что обычай ткать ковры был перенесен в Сибирь из Средней Азии. Наталья Сезева приводит цитату из «Памятной книжки для Тобольской губернии на 1864 год».

«Нельзя не упомянуть еще об особого рода промышленности в Тюмени, которой занято большой количество рук, - это выделка ковров, известных под именем тюменских. Всего вероятнее, что первоначально выделка ковров занесена была в Тюмень, также и кожевенное дело, бухарскими переселенцами, у которых этот род промышленности значительно распространен».

Среди тех, кто склонялся к версии о бухарском происхождении тюменского махрового ковра, был купец, меценат, общественный деятель Николай Мартемьянович Чукмалдин. Он уроженец села Кулакова, одного из крупных центров ковроткачества. 

«Способ работы ковровщиц, рисунки, манера сочетать пеньку и шерсть – все те же старые, традиционные, заимствованные когда-то у бухарцев, а может быть, занесены бухарцами, населяющими и теперь видные села около Тюмени».

В конце 19 века новые материалы о тюменском ковровом промысле, истории его возникновения собрала исследователь русского народного искусства Софья Александровна Давыдова.

«Некоторые намеки на заимствование коврового дела тюменскими ткальями (ткачихами. – Ред.) у восточных народов мы находим в пояснениях мастериц относительно составления рисунков для ковров. Так, коверщицы говорят, что «из головы они выдумывают больше персидские узоры («в пешку», «в разброску»), а с рисунков все могут выткать. Таким образом, можно предполагать, что русские поселенцы переняли у бухарских выходцев тканье ковров с ворсом «морховых», а у татар изготовление гладких ковров - «паласов».

В европейской России ковры с ворсом называются «мохровыми» от слова «мохор», обозначающего «кисть». А в Тюмени ковры с ворсом именовали «морховыми» от слова «морх» - ворс бархатной материи.

Как пишет в своей книге Наталья Сезева, в середине 20 века версия о бухарском происхождении махрового ковра была поддержана старшим художником ковровой лаборатории Московского НИИ художественной промышленности Л.К. Зубовой. В 1946 году она провела комплексное исследование тюменского коврового промысла: изучила документально-изобразительные материалы в местных архивах и музеях, сделала акварельные зарисовки с наиболее характерных образцов различных ковровых изделий в местах их создания (Каменка, Кулаково, Кулига, Тюмень).

Собранные сведения были систематизированы, в том числе впервые описаны основные группы и виды ковровых изделий, восстановлены все этапы производства ковров паласной и махровой техники. Характеризуя тюменский ковер как «один из самых ярких и самобытных художественных явлений народного искусства Западной Сибири», Зубова отмечает, что «истоком тюменских ковров является именно восточный ковер».

 
Прообразом тюменского махрового ковра является джульхирс – длинноворсовый ковер, не цельнотканый, а состоящий из двух или трех полос дорожек, сшитых между собой по длине. 

С коврами были связаны все основные жизненные этапы бухарцев. Ковры лежали в люльках. На коврах ели, спали, играли свадьбы, молились и умирали. Ковер являлся главной деталью интерьера. Так, джульхирсы служили подстилкой на пол около очага. Создавались ковры на простейших горизонтальных станках из довольно грубой овечьей (иногда верблюжьей) шерсти. Красили шерсть мастерицы, используя естественные красители.

 
Высота ворса, оправдывая название «медвежья шкура», достигала 15-20 мм. Этот показатель уникальный, ведь максимальная длина ворса во всех других восточных коврах не превышает 10-11 мм, а минимальная – 3-4 мм. Ворсовые нити джульхирса, обрезанные ножом, не подрезались ножницами, поэтому имели неровную клочковатую поверхность.

По словам Натальи Сезевой, в основе декоративного оформления джульхирса лежал орнамент геометрического типа. Колорит ковра характеризовался общим сдержанным, мрачноватым цветовым строем и орнамента, и фона. Выдвинув версию о происхождении тюменского махрового ковра от бухарского джульхирса, искусствовед обозначила пять общих признаков.

 
Во-первых, сходство материалов. Использовалась овечья или коровья шерсть с применением растительных, а позднее – анилиновых красителей. Во-вторых, ковры изготавливались на одинакового типа горизонтальных станках. В-третьих, сходство имеет техника ткачества (форма ворсового узла, способ прогона уточной нити, вид боковых кромок, система завязывания бахромы, высота ворса, плотность ковровой ткани). В-четвертых, общность орнаментального строя (простой геометрический орнамент на старинных тюменских коврах) и цветового решения (черный фон, сдержанный колорит). В-пятых, размер и функциональное назначение (использование для утепления пола у бухарцев, саней и кошевок – у сибиряков).

 
Сомнений нет – бухарский длинноворсовый джульхирс предопределил рождение такого уникального явления как тюменский махровый ковер, получивший на сибирской земле оригинальную трактовку, индивидуальный стиль.

Виды тюменских ковров

Искусствовед Наталья Сезева разделила ковры на две группы.

 
БЕЗВОРСОВЫЕ КОВРЫ – паласы, тропинки, дорожки, половики, покромки.

ПАЛАС (местное название «палаз») – соединенные вместе две дорожки с одинаковым рисунком, имеющим кайму только с трех сторон. Сшитые вместе, они составляли единый ковер (160Х400 или 215Х525 см). Красочному оформлению паласов придавалось не меньшее значение, чем других ковров.

ДОРОЖКА (тропинка) – тканое изделие шириной 90-100 см и длиной от 450 до 500 см. Длина некоторых дорожек, сделанных на заказ, превышает 10 и более метров. Рисунок – крупный, декоративный, основанный на чередовании ярких цветных полос, ромбов и квадратов.

ПОЛОВИК – тканое изделие из хлопчатобумажных нитей с простым рисунком в виде поперечных довольно широких цветных полос, которые перемежаются с более узкими. Шерстяные половики отличаются от хлопчатобумажных по колориту (черные, коричневые, серые тона), обусловленному цветом натуральной шерсти.

ПОКРОМКА (перевязь) – тканая полоса длиной 3 и более метров с ярким рисунком геометрического характера, украшенная с двух сторон разноцветной тесьмой. Использовалась для украшения лошадиной сбруи, например, при оформлении свадебного поезда.

МАХРОВЫЕ КОВРЫ (ранний местный термин «морховые») – наиболее интересные в художественном отношении изделия с ворсом, который получается путем «насаживания» узелков цветной шерсти определенной высоты на основу из льняных нитей. В дорогих махровых коврах между каждым рядом узелков пропускается по две нитки, а в более дешевых – до 5 ниток.
Махровые ковры, как и гладкие, ткали на горизонтальном ткацком станке. Ткань таких изделий обладала характерной особенностью. Ворс был до 3-4 см, что делало ковер пушистым и теплым.

НАСУНДУЧНИК – ковер, предназначенный для накрывания сундуков, которые составляли немаловажную часть меблировки сибирского дома. Размеры ковров этого типа могли быть различными, в зависимости от сундука.

ГОСТИНЫЙ (КАБИНЕТНЫЙ) – большой ковер для украшения интерьеров в домах зажиточных горожан.

НАСТОЛЬНИК – ковер, выполнявший в праздничные дни роль скатерти.

ПОПОНА – тканое украшение для лошади во время праздничных катаний или с целью утепления.

САННЫЙ – теплый и пушистый ковер, который использовали для укрытия ног седоков (100Х200-250 см) либо как вставка на спинке зимнего и летнего сибирского возка (60-70Х100 см). Экипажный и шорный промыслы до прокладки железной дороги в Западной Сибири были самыми крупными заказчиками санных ковров и попон.

Ковер в жизненном пространстве сибиряков

В народе всегда жила потребность в ярком, праздничном убранстве дома. В интерьере сибирской крестьянской избы занимали безворсовые и махровые ковры: налавочники, насундучники, настольники, шерстяные паласы-тропинки, цветные дорожки, половики.

В будние дни пол горницы устилали хлопчатобумажными или шерстяными половиками с простым узором спокойных и темных тонов, а сверху – шерстяными паласами-тропинками яркой расцветки с геометрическим рисунком в виде полос, ромбов, квадратов. Махровым пушистым ковром чаще всего покрывали сундук, стол, лавку.

 
В домах богатых крестьян в праздники на стол вместо скатерти стелили ковровый «настольник». Лавки, на которые садились гости, накрывали разноцветными «налавочниками». Не менее нарядно украшали сундуки. Каждый покрывали «насундучником», демонстрируя мастерство исполнительницы, как правило, хозяйки дома.

В особо торжественных случаях ковер вешали на стену и расстилали на пол.

 
Во второй половине 19 века появилась мода устилать пол гостиной, детской или рабочего кабинета мягкими, пушистыми коврами ручной работы. Для оформления фотоателье также использовали изделия народных мастериц, поэтому фото из прошлого часто сделаны на фоне ковров.

Стоит добавить, что яркими нарядными изделиями украшали сани во время массовых катаний, связанных с проводами зимы и приходом весны и т.д. Кроме того, ковер обязательно присутствовал в сибирском свадебном поезде.

Сюжеты и орнаменты тюменских ковров

Орнаменты тюменских махровых ковров, их цвета, композиции основаны на многовековых традициях. Из поколения в поколение переходили снятые мастерицами на канву узоры, без которых невозможно представить этот промысел. Получив узор по наследству, каждая из ковровщиц изменяла его, исходя из ее творческого взгляда. В результате возникло огромное разнообразие рисунков, множество вариантов орнаментов, которые развивали и обогащали стиль тюменского народного ковра.

Из книги Натальи Сезевой «Тюменский ковер»

Автор издания «Тюменский ковер» подробно рассказывает об орнаментах, красках, узорах, которые предпочитали мастерицы. На черном поле ковра в различной комбинации размещались ярко-красные, бордово-малиновые розы или маки с зелеными листьями и бутонами. Этот традиционный мотив реализовывался в двух основных вариантах. Для первой группы ковров характерно размещение в центре крупного букета цветов в обрамлении зелени листьев. В углах повторялся рисунок центра в уменьшенных размерах или одиночные цветы. Изделие обрамлялось линейной или орнаментальной каймой.

 
Для второй группы была типична широкая цветочная кайма на черном фоне, а центральное поле заполняли яркие мелкие цветы с зелеными листьями и ветками.

Как отметила методист по музейно-образовательной деятельности областного музейного комплекса имени И.Я. Словцова Ольга Аверина, основные цвета, используемые в тюменском ковре, соответствуют цветам русского народного искусства, где часто используются белый, красный и черный. Белый символизирует свет, красный – солнце, черный – землю.

«Черный фон тюменского ковра – это символ земли, плодородия, этот цвет не несет никакой негативной окраски. Очень много зеленого на тюменском ковре – это цвет всего живого», - пояснила Ольга Аверина.

Контрастное сочетание темного поля и ярких цветов и узоров, согласно исследованиям Натальи Сезевой, составляет главную особенность сибирского ковра, символизирует богатство и полноту бытия. Такие ковры считались талисманами, приносившими удачу и благоденствие.

Любовь мастериц к ярким цветам не случайна. Передача бутона, розы или мака выражало радость жизни, стремление к земному благополучию, счастью. Мотивы на сибирских коврах соединяли тему земного и райского сада. 

Самые ранние ковры имели геометрический орнамент. Создавался узор из различных по ширине полос, иногда полосы заполнялись ромбами, квадратами, их производными, повторяющимися в шахматном порядке. Однообразие геометрических ковров компенсировалось очень яркой расцветкой. С течением времени и ростом мастерства рукодельниц стали преобладать цветочные мотивы.

В фондах Тюменского областного музейного комплекса имени И.Я. Словцова есть примеры ковров, которые геометричными рисунками напоминают восточные ковры. Есть те изделия, которые успешно сочетают строгие линии и цветочные мотивы. Некоторые варианты, изготовленные мастерицами вручную в 20 веке, были представлены на выставке «Ветер с Востока».

По мере освоения новых цветочных орнаментов сибирские мастерицы стали усложнять узоры, исчезла статичность, размещение цветов и листьев стало более свободным на плоскости ковра. Цветы объединяются в гирлянды, венки и букеты. Ведущими остаются красные и зеленые цвета. Становится более совершенной форма маков, роз, незабудок.

 
Изменения в ковровых узорах в конце 19 и начале 20 века связаны с требованиями, которые предъявляли к изделиям городские покупатели. Ковры, предназначенные для убранства домов зажиточных крестьян, мещан, купцов, чиновников и интеллигенции, должны были составлять единство с обстановкой и домашней утварью, которая в этот период отличалась яркостью красок. Цветы виднелись везде – на обоях, обивке мебели, на занавесках, подоконниках, которые были заставлены цветами. Этому должен был соответствовать лежавший на полу или висевший на стене ковер.

 
Как пишет Наталья Сезева, любовью среди местного населения пользовался орнамент, получивший название «подносный». В центре, на черном фоне, располагался букет из двух-трех крупных роз или маков красного, розово-малинового, желтого цвета с небольшим количеством оттенков в окружении листьев, веточек и травинок. По колориту и особенностям орнамента, сочетанию цветов тюменские ковры были близки к нижнетагильским подносам.

 
В этот же период в работах мастериц стали появляться сюжетные композиции. 

Такие ковры пользовались спросом у местного городского населения, особенно у богатого сибирского купечества и чиновничества. Ковер-картина несла в дом радость, красоту, поэтому и сюжеты выбирали соответствующие.

Наталья Сезева, ссылаясь на сведения, полученные исследователем Л.К. Зубовой в 1946 году в ходе опроса жителей Тюмени и близлежащих сел, отмечает, что наибольшей любовью пользовались два сюжета.

«Один из них – сюжет ковра «с собачками». Он был заимствован с медной картинки и почти в точности воспроизведен: он несколько сентиментален на взгляд зрителя наших дней, но надо помнить, что прототип ковра, датируемый 1900 годом, бытовал в эпоху, для которой являлся типичным, особо любимым, и отвечал вкусам определенного слоя населения. Внесение в композицию рисунка крупных цветочных форм в углах и обрамление ковра в виде узкой с простым рисунком каймы несколько смягчает досадное чувство некоторой слащавости и появляется улыбка».

Еще один образ, который встречается в народном ковроткачестве - образ коня. Он свойственен сибирскому искусству, используется в вышивках, ткачестве, резьбе. В тюменских коврах получил распространение и сюжет с изображением голов двух коней, обращенных друг другу и заключенных в яркие, пышные цветочные круги. Один из таких ковров ручной работы под названием «Лошадки» хранится в фондах тюменского музея. Он прямоугольной формы, шерстяной, ворсовый, размером 100 см на 200 см. По словам хранителей коллекции ковров, этот небольшой экземпляр поступил в музей в 1952 году из Тюменского облпромкомбината.

Еще один ковер «Лошадка» также шерстяной, ручного изготовления размером 120 см на 180 см. В центре изображена лошадь, кроме этого, выткана монограмма ОАА. Кому именно был посвящен этот ковер неизвестно. Его привезли в фондохранилище из села Онохино Тюменского района в 1984 году. Передала изделие первой половины 20 века жительница села Вальковская А.А.

Тюменские народные ковры самобытны не только с точки зрения художественной формы, основанной на традиционном искусстве Сибири. Те или иные мотивы, созданные мастерицами, искренне воплощали нравственные и эстетические идеалы народа, его представления о счастливой жизни, красоте.

Попытки развития ковроткачества

В начале 1870-х годов в Тюмени благодаря энергии и усилиям членов местного либерально-демократического кружка «Молодая Сибирь», который возглавил Константин Николаевич Высоцкий, была организована современная ковровая мастерская. Чтобы улучшить качество изделий, при ней открыли школу рисования для мастериц-ковровщиц, в которой профессиональный художник знакомил наиболее талантливых учениц с основами рисунка и живописи, участвовал в разработке эскизов новых ковровых узоров.

Константин Высоцкий также наладил тесные контакты с ковровщицами. Он выписывал литературу, рисунки, краски, давал мастерицам советы и оказывал им материальную помощь. Но эти начинания не получили поддержки властей, и вскоре ковровая мастерская и школа рисования были закрыты.

 
В связи с подготовкой Тобольской губернии к участию в крупных всероссийских и международных выставках тюменский ковровый промысел стал предметом исследования для сибирского ученого Ивана Яковлевича Словцова и губернского агронома, общественного и музейного деятеля Николая Лукича Скалозубова.

 
В 1880-1910 годах проводили исследования центров ковроткачества, выявляли имена талантливых мастериц, собирали ковровые коллекции для экспонирования на престижных выставках и составляли подробные каталоги.

В этот период многие были обеспокоены ухудшением качества тюменского ковра. Как пишет Наталья Сезева, мастерицы стали использовать для производства ковров вместо дорогой овечьей грубую и жесткую коровью шерсть, а вместо естественных красок – непрочные анилиновые красители.

Была предложена программа мер по поддержке и развитию коврового промысла в Тюменском округе, включающая открытие рисовальных классов в кустарных центрах, организацию музея образцов, кустарного банка и при нем склада для продажи изделий, создание «Общества содействия кустарям».

Известный дореволюционный исследователь народных промыслов Софья Александровна Давыдова в период с 1890 по 1895 годы побывала в наиболее крупных центрах коврового производства России.

В 1891 году она приехала в Тюменский округ тобольской губернии. В течение месяца исследовательница побывала в Каменской, Успенской, Липчинской, Троицкой, Усть-Ницинской, Червишевской, Тугулымской волости. Давыдова собрала статистику о количестве мастериц, видах изделий, стоимости, рынке сбыта. Впервые она изучила технологию и этапы производства махровых и безворсовых ковров.

Научный труд Софьи Давыдовой является единственным дореволюционным источником, в котором приведены уникальные сведения о тюменском ковроткачестве. Она описала весь процесс создания изделия от обработки и окраски шерсти, установки стана до рождения ковра.

«К работе ковров привлекаются, смотря по местности, девочки даже очень маленькие. Так, например, в деревнях Каменской волости девочек с 7 лет исподволь приучают к завязыванию узелков; но более всего в этом возрасте их заставляют разбирать и прясть шерсть», - отмечает Давыдова.

По наблюдениям автора исследования, наибольшим успехом у мастериц пользовались рисунки цветов, животных и даже человеческих фигур. Создательницы ковров стремились, чтобы ковер был пестрым, 
а «краски играли на свету». В качестве красителя использовали буксин. Софья Александровна подробно описала технологию работы мастериц.

«В морховых коврах техника заключается в «насаживании» (завязывании) узелков шерсти, которую пропускают между двух нитей основы и затем притягивают. Когда шесть «насадят» узелками в один ряд во всю ширину ковра, тогда через основу пропускают уток – толстую нитку, выпряденную
из коровьей шерсти».

По сведениям Давыдовой, за одним станом могли работать одновременно несколько мастериц. При больших заказах хозяйка приглашала к себе других коверщиц и оплачивала им их труд. Больше всего производили «полуторных» и «сундучных» ковров.

Стоит отметить, что в разные периоды времени тюменские ковры имели успех на российских и международных выставках и ярмарках. Изделия мастеров Тобольской губернии на самых крупных выставках в Москве (1895), Нижнем Новгороде (1896), в Париже (1900), Генуе (1913), Брюсселе (1957).

 
Наивысшим мировым признанием стало участие в Парижской выставке (1900). На этой выставке гран-при получила Василиса Викулова из села Каменского. Это был настоящий триумф сибирского ковра.

Затем тюменские изделия были достойно представлены на больших выставочных мероприятиях в Петербурге в 1902 и в 1913 годах.

 
Ковры для участия в этих проектах мастерицы делали специально, с особым усердием и использовали более разнообразные цветочные орнаменты.

Секрет появления тюменского ковра на известном полотне Василия Сурикова

Известная картина «Взятие снежного городка» Василия Ивановича Сурикова написана в 1891 году
в Красноярске, где художник родился. Общую атмосферу веселья масленичного гулянья усиливает яркая декоративность предметов народного творчества: празднично убраны кони, расписаны узорами выездные дорожные сани, спинка возка украшена нарядным махровым ковром, где на черном фоне изображены алые и голубые цветы с зелеными листьями.

Исследователь творчества художника, доктор искусствоведения Владимир Семенович Кеменов писал о необычной детали картины.

«Этот любимый Суриковым тюменский ковер является подлинным шедевром народного ковроткачества, - отметил Кеменов. – Для того, чтобы любоваться цельностью и красотой его декоративного узора, художник расправляет ковер на прямоугольной спинке саней. На густом черном фоне крупные алые и голубые цветы и зеленые листья сверкают, как кристаллы драгоценных самоцветов. У вытканных лепестков прямоугольно-ступенчатые контуры. Градация каждого цвета от бледно-розового до темно-малинового, от светло-голубого до глубокого ультрамарина и густого синего, от светло-салатно-зеленого до темно-изумрудного передана также ступенчатыми переходами».

Другие искусствоведы также называли суриковский ковер – «шедевром мастерства в области колорита».

 
Ученый Наталья Сезева считает, что «секрет» появления тюменского ковра на картине Сурикова прост. В 1880-1890 годы художник нередко бывал в Тюмени. В ожидании парохода до Томска он посещал местные торжки и большие ярмарки, на которых всегда продавались тканые из овечьей шерсти яркие и пушистые махровые ковры.

 
В письме от 23 сентября 1887 года, адресованном родственникам, Василий Иванович Суриков сообщал: «В дороге я рисовал кое-что. В Тюмени купил три ковра на 15 рублей. Такие в Москве стоят гораздо дороже».

 
Скорее всего, один из этих ковров и был изображен на известной картине «Взятие снежного городка».

 
Любопытно, что это полотно сумели перевести на язык ковра современные мастерицы Сибирской ковровой фабрики в Ишиме. Это настоящее произведение искусства хранится в Музейном комплексе имени И.Я. Словцова. Ковер периодически украшает различные тематические площадки музея. 

Ковер, как один из культурных брендов Тюменской области, широко представлен в музейном комплексе. Проходя по его территории, посетители то здесь, то там видят огромные стилизованные «ниточные» катушки, которые обмотаны неподражаемыми сибирскими коврами, создающими особую атмосферу. Большинство изделий сделаны в наши дни, но это нисколько не умаляет их художественного достоинства.  

Как отметила методист по музейно-образовательной деятельности Ольга Аверина, из посетителей музея особенно эмоционально, с восхищением на тюменский ковер реагируют дети. Их привлекает яркость, сочность, необычность изделий. А у взрослых чаще происходит момент узнавания: «У нас тоже был такой ковер!» - признаются некоторые тюменцы.

Так хранят старинные ковры в фондах Тюменского музейного комплекса имени И.Я. Словцова

Всего в фондах регионального музейного комплекса хранится порядка 160 различных ковров, большинство из которых сибирского производства.

Сибирская ковровая фабрика

Начиная с XVIII столетия в окрестностях Ишима (Коркиной слободы) процветали ремесла и промыслы, среди которых наибольшее развитие получило ручное ковроткачество. Это во многом объяснялось наличием сырья (шерсть, лен, натуральные красители), а также самих носителей традиции - народных мастериц, передающих из поколение в поколение секреты традиций и мастерства ручного ковроткачества.

К началу ХХ века в Ишиме появилась ткацкая мастерская, а в 1958 году в городе начала действовать артель имени Ильича, впоследствии преобразованная в Ишимскую ковровую фабрику, на которой трудились более 700 мастеров-ковроделов. Фабрика на протяжении пяти лет выполняла госзаказ - красные ковровые дорожки ручной работы из натуральной шерсти, которые до сих пор украшают коридоры Московского Кремля.

Стоит добавить, что ковровые предприятия в советские годы были созданы в Тюмени и Тобольске, но ближе к 1965-1970 годам они были закрыты. И только в Ишиме спустя годы смогли возродить народный промысел.

Ишимская ковровая фабрика. Архивное видео. Источник: https://vk.com/tyumenoldlady

В настоящее время Сибирская ковровая фабрика является единственным предприятием, которое сохранило традиционную махровую технологию ручного сибирского ковроткачества. Одно из отличий технологии заключается в том, что она позволяет ткать ковры цельным полотном без ограничения по длине, а значит и без швов (в длину изделие может достигать до 60 м). Весь процесс изготовления выполняется вручную. Сырьем служит овечья шесть, а основой – хлопчатобумажная нить.

В Тюменском офисе Сибирской ковровой фабрики

Технологическому процессу предшествует создание рисунка – точного чертежа будущего ковра. Для изготовления ковра с учетом определенного размера, плотности, технологии и рисунка художник предварительно делает эскиз будущего изделия, а потом изготавливает технологичную карту. Рисунок вручную переносится художником на канвовую бумагу, разделенную на миллиметровые клетки, причем каждая клетка соответствует одному ворсовому узелку.

Прежде чем сесть за станок, необходимо провести еще около 20 операций, включая подготовку пряжи, основы для каркаса ковра и заправку станка.

 
Однониточную пряжу подвергают трощению – соединяют несколько нитей в одну. Пройдя несколько этапов перемотки, проводят кручение пряжи. Затем рубят ее на узорообразующие отрезки, а из них на горизонтальном станке создаются махровые ковры. Если применить вертикальный станок, то изделие получится с ворсом.

В любом случае каждый ковер заряжается частицей душевного тепла мастерицы и является уникальным. Готовый ковер подшивается и стрижется вручную, затем проходит тщательную чистку и шлифовку.
По технологическим требованиям готовое ковровое изделие после шлифовки должно оставаться в расправленном виде на ровной горизонтальной поверхности в течение 5 дней.

В Тюменском офисе Сибирской ковровой фабрики

Процесс создания ковра кропотлив и не терпит суеты. На одном квадратном метре закладывается около 5-и тысяч узелков и, чтобы получить ковер, например, 2х3 метра двум мастерицам придется трудиться примерно два месяца, четко соблюдая необходимую технологию.

 
Весь процесс на Сибирской ковровой фабрике выполняется только вручную, за день работницы вяжут до 8000 двойных и полуторных узлов, тратя на каждый узел в среднем около 3-х секунд, поэтому на изготовление каждого ковра, в зависимости от размера, необходимо от 2 до 6 месяцев.

Ткацкие станки стоят в отдельных помещениях, их ширина может достигать 3-х метров.

 
Всего фабрика изготавливает 4 типа ковров в зависимости от технологии. Есть махровая и ворсовая технологии, технология «СУМАХ» и «СУМАХ+ворсовая».

 
Наверное, у многих возникнет вопрос стоимости уникальных изделий, выполненных по традиционным и современным рисункам.

 
Самый дешевый коврик стоит 5 тысяч рублей, а самый дорогой может достигать 900 тысяч рублей. Такой ковер-новинку нам показали в тюменском офисе компании. Сделан он по ворсовой технологии, на темном фоне изображен букет цветов. Чтобы соткать его вручную ушел год.

Этот ковер с уникальным цветочным рисунком на фабрике в Ишиме ткали год

Но самая дорогая технология «СУМАХ+ворсовая». Цена квадратного метра такого изделия достигает 85-90 тысяч рублей.

Как пояснил директор ООО «Сибирская ковровая фабрика» Анатолий Никифорович Кондратьев, стоимость ковров варьируется в зависимости от технологии их производства.

«Стоимость наших ковров от 50 тысяч рублей до 90 тысяч рублей за квадратный метр. Все зависит от качества заказанного ковра. Есть 28-я, 21-я и 18-я плотность изделия. Цена рассчитывается в зависимости от плотности ковра и от его размеров. Чем плотнее ковер, тем больше на него уходит пряжи. Кроме того, значение имеет сложность рисунка. Если заказчик хочет увидеть эксклюзивное изделие с особенным рисунком, это также будет дороже стоить, поскольку потребуется привлечь художника, который сделает для мастера карту нового рисунка», - отметил Анатолий Кондратьев. 

Фабрика является единственным центром по реализации программы возрождения уникального художественного явления — сибирского народного ковра. Это единственное в России подобное предприятие.

Когда запускали производство, его инициаторы проехали по селам юга Тюменской области, из этой экспедиции привезли несколько старинных ковров, чтобы лучше понимать специфику именно сибирских изделий. Были найдены и старые карты узоров, которые изготавливали в советское время в Ишиме. Также в распоряжении мастеров – уникальное издание, где собраны ковры всех фабрик РСФСР, которые уже не существуют.

«На нашей фабрике работают потомственные ткачихи, - рассказал Анатолий Никифорович. - Впервые после долгого перерыва мы открыли цеха в 2000 году. Сейчас у нас работает 15 сотрудников. Многие опытные ткачихи, вышедшие из прежней Ишимской фабрики, уже ушли на пенсию. Сегодня у нас 10 станков, на каждом в год можно производить 4 ковра. Фабрика имеет площадь 900 квадратных метров. Каждый станок стоит в отдельном помещении. Ковры надо сушить, стричь. Все эти площади надо отапливать, это большие расходы. А заказов, к сожалению, сейчас немного».

Предприятие является многократным лауреатом конкурса «100 лучших товаров России», а оргкомитетом Правительства РФ фабрике была вручена медаль «За заслуги в укреплении конкурентоспособности России».

В 2009 году ковры имели успех на выставках в Государственной Думе России. Все изделия были распроданы. Один из экземпляров приобрел лидер КПРФ Геннадий Зюганов. Сибирский ковер также купил известный певец Иосиф Кобзон и другие знаменитости. Если говорить о мировых достижениях, то товары фабрики получили награды на международных выставках в Нью-Йорке (International Conference on Oriental Carpets) и в Чикаго, где предприятию вручили две золотые и одну серебряную медаль «For high quality. New millennium» («За высокое качество. Новая эра») в рамках проекта Golden Galaxy.

Фабрика полностью работает под заказ. Здесь готовы воплотить самую смелую идею. Иногда родители просят изготовить ковровое изделие, выполненное по рисунку их ребенка. Такой ковер может не только украсить детскую комнату, но и стать настоящей семейной реликвией.

Также в Ишиме мастера коврового дела изготавливают фирменные ковры с логотипами предприятий для оформления офисного пространства. Мастерицы могут даже выткать портрет. Причем если машина использует гамму 7 цветов, то ишимские ткачихи могут использовать вручную до 1000 оттенков.

«Уникальность нашего ковра, в том, что он натуральный, теплый, долговечный. У нас в офисе есть ковер, которому больше 100 лет. Считаю, тот, кто имеет наш ковер, - это человек, который любит Россию, свой регион», - подчеркнул глава предприятия.

Самые необычные заказы были выполнены Сибирской ковровой фабрикой для духовной столицы региона – Тобольска.

«Мы «одевали» Тобольский Кремль в дорожки и ткали для его помещений ковры. И еще был интересный заказ для Музея памяти Царской семьи в Тобольске. Мы изготовили два ковра по фотографиям, которые были сделаны в момент пребывания в этом доме последнего русского Императора Николая Второго и его семьи. Художник перевел рисунок на карты, и мы повторили эти ковры. Сегодня они украшают музей», - отметил Анатолий Кондратьев.

Это тяжелый и дорогой труд, говорит руководитель фабрики. Да и продвигать столь необычный колоритный товар на рынке сложно. Покупатели чаще выбирают дешевую синтетику. Сейчас сибирские ковры выставлены в Москве в ГУМе.

Идут переговоры с дизайнерами и художниками. Фабрика находится в поиске потенциальных заказчиков.

Вторая жизнь

Как бы там ни было сегодня ценителей традиционного тюменского ковра не так много, как хотелось бы. Может ли он пережить второе рождение и вписаться в современные интерьеры?

Дизайнер интерьера и ландшафтного проектирования, основатель студии «SIBERIAN DESIGN» Анастасия Пекова рассказала, что современный потребитель часто отказывается от ковров с экологической целью. Люди хотят по-минимуму использовать текстиль, им кажется, что в доме будет меньше пыли, больше воздуха…Действительно, если раньше ковер был практичной вещью и служил для тепла, то сегодня с этими задачами справляется теплый пол и центральное отопление. Сегодня ковер может быть скорее украшением или символом уюта.

«Ковры используют сейчас не так часто, - отметила Анастасия Пекова. - Но есть интерьеры, которые сами по себе весьма лаконичны, соответствующая отделка стен, отсутствие декора… И именно ковер в данном случае (особенно если это ручная работа) может задать стиль интерьеру. Современные ковры ручной работы наши дизайнеры используют, но в основном это изделия зарубежного производства, и они не несут никакой символики народного традиционного искусства».

Чтобы вернуть традиционный сибирский ковер в дома тюменцев, производителям стоит наладить сотрудничество с дизайнерами, считает Анастасия Пекова. Развернуть несколько выставочных локаций, где предложить горожанам готовые дизайн-проекты, куда бы гармонично вписывались натуральные тюменские ковры.

«Если хочется обратить внимание современного потребителя на такой вид искусства, нужно создать небольшие экспозиции, где отделочники вместе с дизайнерами интерьеров совместно создали бы имитации какого-то пространства и наглядно показали, как этот ковер может смотреться в современном интерьере. Речь не о прошлом, когда изображается русская изба с дорожками и коврами, а именно современное жилое или общественное пространство», - рассказала дизайнер. 

Надо хорошо познакомить потребителя с душевным, ярким, теплым сибирским ковром. Нужно показать, как его можно использовать в больших и маленьких пространствах.

«Если говорить о вещах ручной работы, то не все могут это использовать в интерьере. Например, сегодня очень востребована тонкослойная декоративная штукатурка, которая передает абсолютно разные текстуры, начиная от брутального бетона, заканчивая имитацией шелка или велюра. На фоне таких стен ничего не нужно кроме грамотно выстроенного света, и, как вариант, яркий текстиль ручной работы», - резюмировала Анастасия Пекова.

Тюменский ковер, рожденный на пересечении восточной и русской культуры, имеет особую историческую и художественную ценность. И совсем не хочется говорить об этом уникальном культурном явлении в прошедшем времени, ведь еще живы мастера, которые могут передать свой опыт молодым специалистам, и есть люди, создавшие единственную в стране Сибирскую ковровую фабрику. Пусть тюменский ковер живет, и пусть он вернется к современным тюменцам в своем новом образе и новом стиле, но все такой же натуральный, теплый, мягкий и уютный, несущий традиции наших прекрасных предков.

Автор: Елена Кухальская

 
Фото: Екатерина Пономарева

 
В проекте использованы материалы и изображения из книги искусствоведа Натальи Сезевой «Тюменский ковер»; информация и фотографии с официального сайта «Сибирской ковровой фабрики».
Благодарим за информационную поддержку сотрудников Тюменской областной библиотеки имени Дмитрия Ивановича Менделеева и Музейного комплекса имени Ивана Яковлевича Словцова.