Мистическое место в Тюменской области
Криванковский колодец
Каждый год на девятую пятницу после Пасхи паломники идут к Криванковскому колоду, идут по непролазной грязи, так как дороги к святому источнику нет. Вода из этого глухого места в глухом Юргинском районе Тюменской области дарит исцеление от болезней. Мы расскажем о том, как это место появилось, как было разрушено и восстановлено. Криванково - это не "раскрученное" Чимеево, куда туристы едут толпами. Чтобы попасть сюда, надо постараться - источник затерян в лесах.
I. Как появился колодец?
Время появления колодца документально исследователям установить не удалось. Существует несколько версий: «при Петре Первом,может, еще копали этот колодец»; «100 лет»; «еще старики были, дак до стариков еще этот колодец»; «это испокон веков — еще наши деды, прадеды там наши»; «давным-давно»; до советского времени, но когда уже появились тракторы; до революции (когда были еще урядники); «перед войной 1914 года»;«после революции 1917 г. на 9-ю Неделю по пасхе»; время не обозначается (был всегда).
Лет в 10 меня водили на Криванковский колодец, там была часовня и рядом жил священник. Было это в 1935 году.
Женщина 1925 года рождения
первое достоверное личное свидетельство о Криванковском источнике
II. Место
Есть два доступных пути до Криванковского колодца. Первый: от села Юргинского через деревню Колычеву. Его еще называют «колычевской» дорогой. Второй: от села Юргинского через деревню Некрасово. Это самый распространенный на сегодня путь. Сначала нужно проехать около 20 км от села Юргинского до села Шипаково и там повернуть в сторону деревни Некрасово. Примерно через пять километров при самом въезде в Некрасово нужно повернуть налево в заречную часть деревни. А дальше — по полю, поэтому лучше ехать в сухую погоду, иначе уже отсюда придется идти пешком. Через некоторое время вдали появятся три тополя, добравшись до них нужно будет посмотреть направо — на опушке леса, вдали будет виднеться избушка — это часовенька около самого Криванковского колодца. Собираясь в паломничество к этому святому источнику, нужно быть готовыми к тому, что значительное расстояние все-таки придется пройти пешком.
III. Разрушение в 1958 году
В 1958 г. власти начинают осуществлять действия по уничтожению святого места — колодца с ключевой водой в местечке Криванково. В отчетах КГБ хранится документ об уничтожении колодца. Приведем его частично.
Секретно

В Юргинском районе в прошлые годы имело место массовое паломничество к так называемому «святому месту» — колодцу с ключевой водой, в местечке Криванково, в 5 км. от деревни Шипаковой. К этому источнику родниковой воды ежегодно 25 июня, в религиозный праздник так называемой «девятой пятницы», собиралось до 400 человек суеверных религиозников из Юргинского, Ялуторовского, Аромашевского, Вагайского и других районов.

Во время этого паломничества религиозники организовали моления и сбор денег, часть которых обычно передавалось в Шипаковский сельсовет, что приводило фактически к официальному признанию факта паломничества. Так, в 1957 году Шипаковский сельсовет сдал в Госбанк на свой счет по статье «случайные поступления» 1200 рублей и в 1958 году 1300 рублей, полученных от паломников.

В 1959 году принятыми мерами паломничество к так называемому «святому месту» было пресечено. Источник был замурован,а земли возле него были превращены в пашню и засеяны кукурузой.
Андреев
Начальник 4 отдела Управления КГБ при Совете Министров СССР по Тюменской области, 9 февраля 1960 г.
Разрушение оказалось не таким уж простым делом. Колодец засыпали, запахивали, зарывали колхозы, перепахивали бульдозером, сыпали в него хлорку, затаптывали, закапывали трактором, заваливали, «пропастину налаживали коровью, телят дохлых», в колодец выливали масло, «лили солярку, сыпали дуст»
IV. Возрождение
Однако несмотря на все принятые меры, местные всё равно постоянно раскапывали колодец, и властям приходилось периодически его снова закапывать. Рассказы информаторов повествуют и о тех смельчаках, которые самостоятельно восстанавливали колодец после его уничтожения. По сообщению О.А. Чередовой, «в 80-е годы чистила место Нюра Дерябина. Помогали подростки, вычерпывали воду. Из Некрасово». По рассказу другого информатора, «старухи все вычищали — на Криванково соберутся и чистят, когда засыпали его».
Возрождение традиции
Набор воды из колодца
V. Как выглядит почитание колодца сейчас?
Организованное паломничество началось в 1994 году, после создания прихода Свято-Троицкой церкви в с. Юргинском. В 1996 году была построена часовня. В настоящее время паломничество к Криванковскому колодцуосуществляется как самостоятельно (в основном на личном автотранспорте), так и посредством прихода с. Юргинского. Выделяется автобус, который везет паломников чуть далеед. Некрасова, чтобы километра два им пройти пешком крестным ходом.
Крестный ход проводится при участии Церкви, что не отменяет во многом языческих верований вокруг святого места. Об этом рассказывает священник отец Андрей.
Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть уникальные кадры обряда на Криванковском колодце, который проводят местные жители при посещении источника.

Свойства и действия священной воды:
Вода в Криванковском колодце в рассказах информаторов наделяется особыми свойствами, ведь «ее ничем не могли испортить, чистая очень». Ее появление, равно как и будущее исчезновение, не связано с волей человека – «вода иногда не показывается». Все опрошенные верят в целебную силу воды из колодца, особенно в день Девятой Пятницы. Воду называют святой, хорошей, лечебной, целебной, мотивируя это тем, что она «помогает» или, что она освящена. Некоторые сравнивают ее с крещенской водой. Целебность криванковской воды подтверждается в глазах паломников тем фактом, что «ее даже в церкву батюшка берет».

Сейчас большинство паломников при посещении колодца набирают воду, здесь же пьют ее, умываются ею. Некоторые обливаются водой рядом с колодцем (женщины в купальных костюмах, мужчины трусах) или чаще в купальне, построенной в 2007–2008 гг. (представляет собой деревянный сруб под крышей и с дверями). Умывают лицо, грудь, окатывают голову, а в купальне, раздеваясь донага, обливаются целиком. Желающих обливаться достаточно много, в основном это женщины. По сообщению одной паломницы, «обливаться водой нужно три раза – ковшиком или ведром. Со словами "Во имя Отца и Сына и Святого Духа"». Одна из паломниц отметила, что раньше традиции обливаться не было – только «сбрызгивали голову и ноги». Не было и специального здания для обливания. Но, конечно, основное назначение криванковской воды связано с ее возможностью исцелять различные болезни, быть лекарством.
Криванковский источник остаётся не самым популярным местом паломничества, хотя его удивительная история разрушения и возрождения не даёт повода усомниться если не в святости, то уж точно в особой энергетике этого места.

При создании материала использованы статьи к.ф.н., исследователя Елены Ермаковой, фильм Анны Чехонацкой "Криванковский колодец" (Сибинформбюро, 2011), фотографии Юргинского прихода РПЦ и Сибирской Православной газеты (http://ihtus.ru)
© 2015 Вслух.ру, kushnir@vsluh.ru