Тюменская "прописка" Сюткина и Лозы
В истории группы "Зодчие" разбирался корреспондент "Вслух.ру".
Стеб-рок-группа «Зодчие» - один из популярных советских рок-коллективов - 25 февраля даст в тюменской филармонии единственный концерт в «золотом» составе. Как рассказал лидер группы Юрий Давыдов, коллектив, просуществовавший с 1980 по 1991 год, первые шесть лет был "прописан" в тюменской областной филармонии. За этот период музыкантам не только удалось избегать гонений за слишком прогрессивную для того времени музыку, но и стать всесоюзно знаменитыми.
В концерте примут участие авторы и исполнители Юрий Лоза и Валерий Сюткин, клавишник Александр Белоносов (группа «Александр Ф. Скляр»), ударник Геннадий Гордеев (экс-«Трофим»), гитарист Борис Носачев (лидер «Мистерии-Буфф»), солисты Александр Шевченко (автор песни «Будет все, как ты захочешь» и хитов для Алсу), Валерий Анохин (поет Иисуса Христа в театре им. Моссовета) и лидер группы, басист Юрий Давыдов.

Прибыль от продажи билетов при аншлаге музыканты потратят на лечение детей в Тюмени в рамках благотворительной акции «Под флагом добра». Также в день концерта ожидается выход книги об истории коллектива.

Мы расскажем о тюменском периоде в истории группы, ставшей широко известной.
Группа "Зодчие" (ранее - "Гусляры") образовалась в 1970-е годы в Москве как самодеятельный коллектив. В 1980-м он "прописался" в тюменской филармонии и сменил название. Зодчие работали в Тюмени до 1986 года, в этот же период в группу пришли Юрий Лоза и Валерий Сюткин.

Ансамбль играл в манере стеб-рока и рок-н-ролла. На сцене музыканты устраивали театральные импровизации и миниатюры, яркие перфомансы. Например, в песне «Дайте народу пива» при активной поддержке зрителей в зале действительно появлялся пенный напиток.

Всесоюзную известность коллективу принесли пародии на советские ВИА, сатирические песни "Автобус №86" и "Землекоп". «Итальянские пародии», показанные в 1986 году эфире «Утренней почты», сделали музыкантов всесоюзными знаменитостями. С 1986-го вплоть до своего распада в 1991 году коллектив был "прописан" в рязанской областной филармонии.
В 1986 году мы вошли в пятерку самых популярных групп в СССР благодаря, в первую очередь, веселью и стебу, который позволяли себе на сцене. Этим же будет уникален и наш предстоящий концерт в Тюмени. Мы полностью воспроизведем шоу 1986-1987 годов. Ну, может, прыгать будем не так высоко. И я отвечаю головой и чем угодно: это будет настолько здорово, что у зрителей сорвет крышу.
Юрий Давыдов,
лидер ВИА "Зодчие"
Как московская группа оказалась в Тюмени
Группа «Зодчие» - тогда «Гусляры» - к моменту «прописки» в тюменской филармонии уже имела успех.
В 1978 году «Гусляры» — коллектив самодеятельных музыкантов — заняли первое место на московском конкурсе самодеятельных групп. Их также возили в комсомольские заграничные поездки, показывали по советскому телевидению. К 1980 году коллектив получил приглашение на работу в тюменскую областную филармонию. Московские и ленинградские культурные учреждения уже были заняты «Веселыми ребятами», «Поющими гитарами», «Цветами» Стаса Намина и т. д.

«Нам до них было как до Луны. А в то время — шел 1980 год — область была на колоссальном подъеме от добычи нефти и газа. И тюменской областной филармонии нужен был коллектив для молодежи, для обслуживания комсомольских строек, поселков и вахт», - рассказал Юрий Давыдов.
Недолго думая, музыканты согласились на работу. Филармония давала возможность официально трудоустроиться и не быть привязанными к неинтересной работе. «В тот момент мы все только окончили институты — ни одного музыканта, все инженеры. И вдруг поступило такое предложение. Мы сначала испугались, а потом поехали», - пояснил он.

Уже в Тюмени группа сменила название на «Зодчие», по их одноименной песне, и начала гастролировать по региону. В творчестве музыкантов почти не ограничивали.
Вплоть до 1986 года музыканты активно гастролировали по Тюменской области. По условиям работы все участники должны были поступить на заочное отделение в тюменское училище искусств, по полгода жить и ездить с концертами внутри региона, дальше филармония их не пускала. И играть патриотичную песню про геологов. «В зависимости от того, чей был профессиональный праздник, геологи в песне менялись на нефтяников, полярников, таежников и прочих. Таковы жестокие законы советского шоу-бизнеса», - пошутил Юрий Давыдов.
Условия были, конечно, не сочинскими — Север, холод, единственный нормальный ДК был в Сургуте. Приходилось и аппаратуру разгружать в -45 из вертолета с работающими винтами. В общем, впечатления остались на всю жизнь. Все изъездили, не были только в Тарко-Сале. Даже сейчас смогу нарисовать по памяти карту Тюменской области.
Юрий Давыдов,
лидер ВИА "Зодчие"
У "Зодчих" были покровители
Так получилось, что место было «тихим», а влиятельные в регионе люди — добрыми.
В первую половину 1980-х годов от советских властей доставалось не только андерграунду, но и профессиональным коллективам. Так, в 1984 году в «Комсомольской правде» появилась статья «Барбаросса рок-н-ролла», в которой автор обвинял в антисоветской пропаганде музыкальные радиопередачи BBC и «Голоса Америки», творчество западных рок-групп, при этом сильно обижался на «убогое», по мнению ведущих, качество советской музыки.
Это можно было расценивать как приговор жанру. После статьи вышел совершенно серьезный приказ оставить на весь СССР лишь 30 ВИА. Задрожали очень серьезные коллективы. «Ариель», к примеру, не сдал программу оценочной комиссии. Тогда всем стало очень не по себе.
Юрий Давыдов,
лидер ВИА "Зодчие"
В сложное время молодому тюменскому коллективу хорошо помогли отдаленность от Москвы ("До нас ни одна комиссия не доберется!" - шутили в "Зодчих") и легендарный геолог того времени Фарман Салманов. «Он был по натуре меценат. Его усилиями здесь появились футбольная команда, стадион «Геолог». Очевидцы рассказывают, что если в дни матча шел дождь и поле было мокрым, он пригонял два вертолета Ми-6, которые садились на поле и сушили его вращающимися винтами», - рассказал музыкант.

В одно из выступлений он зашел в гримерку к музыкантам, которые поделились с ним своей проблемой. Чтобы сохранить коллектив, Фарман Курбанович на следующий день составил коллективное письмо от имени 200-тысячного отряда тюменских геологов в ультимативной, если верить Юрию Давыдову, форме. «Если коротко, то звучало это примерно так: «Кого угодно расформировывайте, а от «Зодчих» руки прочь! Все равно мы их не сдадим, ребята нам нужны как коллектив. В конце концов, стране нефть нужна или лучше будем ансамбли разгонять?» - пересказал письмо музыкант.
Но обращение, похоже, не пригодилось: в феврале 1984 года умер генсек ЦК КПСС Юрий Андропов, в марте 1985 года — следующий руководитель страны Константин Черненко. Гонения приостановились, группа успешно сдала концертную программу и к 1986 году была на пике своей популярности.
Как Лоза и Сюткин попали в "Зодчие"
Тюменская область помогала творческим диссидентам «спрятаться», вдобавок коллектив оказался дружным.
Через некоторое время после того, как группа стала официально работать в Тюмени при филармонии, часть музыкантов ушла. Постоянного состава не было вплоть до 1983 года: суровые условия тюменского Севера шли вразрез с представлениями некоторых музыкантов об успехе и профессии.

Знаменитый певец Юрий Лоза, известный тогда советской публике благодаря сольному альбому «Путешествие в рок-н-ролл» и работе в группе "Интеграл", случайно попал в коллектив годом позже после совместных гастролей. «Чтобы жизнь медом не казалась, мы отвезли его в Надым. В город приехали поздно, из всей еды только кабачковая икра. В итоге Лоза изрядно выпил, подрался с нашим солистом Николаем Кольцовым. А утром Кольцов в знак протеста сказал, что на сцену не выйдет. Тогда Лоза его заменил. С тех пор и до 1987 года он пел вместе с «Зодчими», - рассказал основатель коллектива.
Вдобавок, за сольную пластинку, разошедшуюся по СССР как совместное творчество с группой «Примус», Юрий Лоза официально стал творческим диссидентом. Музыканты «спрятали» коллегу под псевдонимом Юрий Савич, а на его резонансные песни - «Плот», «Баба Люба» и «Девочка в баре» - специально для комиссии придумали альтернативные патриотичные тексты, исполнять которые группа не собиралась.
«У нас был специальный человек, который перед каждым концертом внимательно рассматривал зрительный зал из-за кулис через бинокль. Если он замечал подозрительных персон, группа играла программу как для комиссии. Если все были «свои», мы пели программу так, как того хотели наши поклонники», - рассказал музыкант.

Валерий Сюткин, на тот момент также известный певец, попал на работу в Тюмень в 1985 году уже без авантюр. Состав вместе с популярным и опальным Лозой стал еще более сильным.
Чем не угодил «Плот»
Цензоров смутила фраза «Прошлых ошибок груз».
История произошла в 1984 году. Тюменская филармония разрешила музыкантам выехать на гастроли в Омск на 14 концертов и в Новосибирск на 16. Все билеты были проданы, музыкантам нужно было только получить разрешение на исполнение программы.

Из репертуара «Зодчие» заранее убрали самые скандальные песни - «Девочку в баре» и «Бабу Любу». Рассматривая материал, цензор неожиданно заинтересовалась песней «Плот» и попросила показать текст. В итоге концерт не состоялся.
Она ужаснулась, когда прочла текст. Куда это, спрашивает, мы плыть собрались, какой еще прежних ошибок груз нас, молодых советских ребят, тянет ко дну? Женщина была очень убежденная, договориться с ней было невозможно. После увиденного она сняла трубку, позвонила в Союзконцерт и отменила наши выступления. Это реальная история, которая с нами произошла: из-за безобидной песни сорвалось 32 аншлага.
Юрий Давыдов,
лидер ВИА "Зодчие"
В итоге вместо Омска и Новосибирска музыканты в очередной раз "прочесывали" Тюменскую область, чтобы заработать на хлеб.

С 1985 года коллективу стали предлагать гастроли в Монголии, Афганистане, в странах Восточной Европы. Однако Тюмень не отпустила «Зодчих» из-за двойственного положения: музыканты были прописаны в Москве, а работали в Тюмени. Ни одна сторона не хотела брать на себя ответственность.

Упершись в это препятствие, музыканты поехали на гастроли в Рязань, где руководство филармонии, зная об успехе «Зодчих», предложило решить эту проблему в обмен на трудоустройство у них. «Там был хор в двести человек, которых надо было кормить. Поэтому им нужен был прибыльный молодежный ансамбль», - объяснил Юрий Давыдов.

При этом, отмечает музыкант, работа в Тюменской области принесла ансамблю известность и успех, бесценный опыт и море впечатлений. А в Рязани музыканты лишь эксплуатировали статус звезд.
Подготовил Мстислав Письменков

Фото и видео из архива группы в Интернете