Все ради танков
Cборная России оформила дубль на АрМИ-2017 в Тюмени
Абсолютной победой для сборной России завершились международные этапы АрМИ-2017, проходившие в Тюмени 4 и 6 августа. Инженерные войска продемонстрировали жителям областной столицы все, на что способны: тяжелая спецтехника буквально за секунды зарывала 6-метровые ямы, ныряла в водоемы и прокладывала путь там, где это казалось невозможным. «Вслух.ру» предлагает читателям еще раз пережить финал соревнований «Безопасный маршрут», который состоялся на Андреевском озере в минувшее воскресенье.
Гостей соревнований прямо на парковке встречала выставка тюнингованных автомобилей Тюмени. Здесь горожане могли увидеть уже знакомый многим «кастом» (созданный с нуля автомобиль) от студии Auto Emotion на базе «Жигулей», различные иномарки с пневмоподвеской. Невозможно было не заметить девушек-аниматоров, танцующих на красной инженерной машине разграждения.
Любители зрелищ с удовольствием фотографировались на фоне военной техники, а также рядом со служащими, которые неподвижно стояли у машин, словно английские гвардейцы во время караула.
По официальным подсчетам, финалы армейских игр в Тюмени посетили более 10 тыс. человек. В пятницу на «Инженерной гонке» присутствовали 4 тыс. гостей и горожан, а в воскресенье на Андреевском озере собрались 6 тыс. зрителей.
Суть «Безопасного маршрута» разъяснил секретарь судейской коллегии конкурса, подполковник Александр Черный: «В конкурсе принимают участие лучшие инженерные подразделения России, Белоруссии, Армении и Узбекистана. Команда состоит из 20 человек, они составляют отряд обеспечения движения, который должен выполнить ряд задач и преодолеть 26 препятствий. После того как все задачи будут выполнены, по маршруту пройдут танковые подразделения, ради которых и работают наши инженерные войска».
Один из наиболее зрелищных этапов – преодоление саперами грота глубиной в 1 метр. После него инженерно-саперное отделение должно обнаружить и уничтожить установленные на поле учебные боеприпасы, по легенде сброшенные авиацией. Появившиеся в небе самолеты и боевые вертолеты Тюмень встретила овациями.
Затем команда должна установить тяжелый механизированный мост длиной 20 метров и пройти по нему к следующему этапу. К слову, вес техники, которой предстояло пересечь мост – более 40 тонн.
Экипажи путепроклдадчиков БАТ-2 продемонстрировали, что инженерной технике никакие преграды не страшны. Огромным ковшом машина способна зарыть четыре ямы диаметром 6 метров и глубиной в метр буквально за секунды.
Машина разграждения выходит на сцену в следующем действии: водитель-механик не покидая кабины с ювелирной точностью устанавливает четыре бревна в заранее подготовленные шурфы, после чего складывает стенку из еще четырех бревен.
За каждое нарушение, к примеру, сбитое ограждение или недостаточно точную установку моста, команда получает штрафное время. Отбывать его приходится на штрафстоянке. Когда штрафные минуты истекают, техника устремляется в обратный путь уже по расчищенной и безопасной дороге. Ну а завершают представление танки, которые на радость зрителям еще и делают несколько холостых залпов на ходу.
Сборным дали потренироваться на полигоне, заранее ознакомиться с техникой. Команды прибыли в город 20 июля и тренировались ежедневно. Участникам пришлось осваивать защитные комплекты саперов, потому что не во всех подразделениях армий они состоят на вооружении. Отдельно пришлось осваивать тяжелый механизированный мост ТММ-3, поступивший на вооружение лишь в 2016 году.
В том, что российская команда придет к финишу первой, не было сомнений с первых минут соревнований. Колонна с первого этапа проходила все препятствия, оставляя преследователей далеко позади. Конкуренцию 187 межрегиональному учебному центру из г. Волжский (Волгоградская область), многократному обладателю кубков российских и международных этапов армейских игр, составила только сборная Белоруссии.
Судьи отметили специальными призами всех участников игр. Плакетку начальника инженерных войск за волю к победе вручили команде республики Армения, этой же сборной досталась награда за «Лучшее инженерно-саперное отделение». «Лучший расчет тяжелого механизированного моста» – Беларусь. «Лучший экипаж путепрокладчика БАТ-2» – команда России. «Лучший экипаж инженерной машины разграждения» – Узбекистан. На пьедестале сборная Узбекистана заняла третье место, Беларусь – второе, Россия – первое.
Начальник инженерных войск России Юрий Ставицкий признал, что команда победителей заметно выросла профессионально за минувший год. «Победа в двух соревнованиях международных игр – это большой вклад в копилку сборной Российской Федерации, мы гордимся этим, – отметил он. – Я бы оценил все команды очень высоко, участники выступали на серьезном уровне при том, что у многих еще нет техники, используемой на соревнованиях. Но, думаю, попробовав ее здесь, они захотят ее у нас купить».

По словам начальника инженерных войск, в будущем возможно расширение списка стран-участниц игр, организаторы заинтересованы в привлечении новых партнеров. «Мы рады были бы видеть другие государства, хотели бы чтобы этот конкурс стал многочисленным по составу команд. И речь идет не только о «Безопасном маршруте» и «Инженерной формуле», но и «Открытой воде». Это тоже достаточно зрелищное соревнование. Мы всегда готовы помериться силами в мирное время, ведь это гораздо лучше, чем в другой обстановке».

Следующие международные армейские игры состоятся в 2018 году.
Текст и фото: Павел Захаров