Сколько стоит байк построить
Городская среда
«Вслух.ру» в гостях у кастом-мастерской Ferrum Art Customs
Кастом – транспортное средство, созданное с нуля, в единственном экземпляре. Это, можно сказать, целая культура, поклонники которой по всему миру неделями пропадают в гаражах и мастерских, сваривая рамы для мотоциклов, каких еще свет не видел, вырезая и сгибая детали для своих «железных коней». Казалось бы, причем тут Тюмень? Не все знают, что в нашем городе работает одна из самых известных кастом-мастерских на Урале – Ferrum Art Customs. Корреспондент «Вслух.ру» побывал в гостях у кузнецов-байкеров и узнал, как из старенького мотоцикла сделать байк на миллион.
Фото из архива Ferrum Art Customs
Из военных в кузнецы
Андрей Филиппов, основатель кузнечной мастерской и одноименного мотоклуба, служил на Дальнем Востоке в морской пехоте. После армии окончил школу прапорщиков на острове Русский и отправился в Чернятинский полк 40-й дивизии морской пехоты, в 14 км от китайской границы. Но дивизию, где числился его полк, расформировали, и будущий байкер вернулся в родную Тюмень, где устроился в военкомат. Побегав за призывниками несколько лет, перешел в милицию инспектором по боевой и служебной физподготовке.
Андрей Филиппов, основатель Ferrum Art Customs. Фото: Павел Захаров
С зарплатами и жильем дело все никак не налаживалось, и он решил вместе с женой уехать во Владивосток, чтобы найти работу в море. «Ага, размечтался, – смеется Андрей Филиппов. – Куда угодно придешь – нужны деньги. Город портовый, криминала выше крыши. Так я устроился на три работы одновременно: ночью охранником в казино, днем на предприятие, производившее пластиковые окна, через ночь – сторожем на том же предприятии. Доплачивали копейки, но можно было просто все закрыть и спать. Это было хорошо, иначе бы я сдох».

Все это время он мечтал вернуться в Тюмень, чуть подзаработав денег. И вот этот момент настал, семья вернулась обратно в областную столицу. «Встал вопрос о работе, – вспоминает байкер. – Друг-кузнец Андрей Сычев (сейчас он владеет кузницей «Железный дровосек») взял меня к себе помощником. Я не умел ничего, ни варить, ни пилить, ни ковать, но потихоньку научился азам, а дальше решил развиваться самостоятельно».

В 2007 году одноклассник, владелец строительной фирмы, пригласил Андрея Филиппова к себе на работу: нужно было делать кованые перила, заборы, ограждения. Имелся горн и арочный амбар. Через 3 года фирма закрылась, Андрей решил, что нужно, наконец, браться за свое дело.
«Мы нашли помещение (ангар на 4 км Велижанского тракта) в аренду и начали работать. Коллектив набирался долгое время, когда-то нас было 5 человек, а когда-то и 15. Но мы работали только с ковкой. Мотоциклами я начал заниматься только в 2009 году, когда купил «Урал» и решил его немного переделать, – рассказал он. – Покатался буквально сезон и купил Honda Magna. В этот период в кузницу пришел дядя Миша, меня тогда на месте не было. Он спросил, требуется ли предприятию кузнец, увидел мотоцикл и уточнил, чей он. Узнал, что хозяина, и сказал: «О, сработаемся!»
Хот-роды и оградки
Все, что нужно кузнице, – пневматический молот, самодельный горн с температурой более 1250 градусов по Цельсию, ручной инструмент и, конечно, кузнецы. В Ferrum Art Customs помимо самого Андрея Филиппова трудятся дядя Миша (Михаил Нефедов, главный кузнец), Андрей «Медведь» Медведев (разнопрофильный специалист) и Виктор Тыщенко (ученик кузнеца).
Ученик кузнеца Виктор Тыщенко за работой. Фото: Павел Захаров
Основной доход приносят, как можно догадаться, не мотоциклы и уникальные автомобили, а более житейские вещи – оградки, заборы, люстры и прочие кованные изделия. На творчество остается совсем немного времени, признаются кузнецы. Большинство изделий изготовлены из обыкновенной сырой стали. Для рам мотоциклов «кастомайзеры» ищут трубы из более качественного сырья.
Кованный мангал из кузницы Ferrum Art Customs
«Миша был фанатом мотоциклов, мы познакомились и начали заниматься еще и ими. Первый мотоцикл, который я переделал, – моя Honda Magna, – вспоминает Андрей Филиппов. – В результате на свет появился мотоцикл по имени Navel Jack. У всех «кастомов», к слову, есть имена». Следом «родились» такие шедевры инженерно-технической мысли, как кастом-байк Calavera (на базе Suzuki Desperado), хот-род по имени Redneck и чоппер Snow Storm.
Дядя Миша за работой. Фото: Павел Захаров
«В Redneck'е рама «Газели», потому что мы хотели, чтобы сзади были парные колеса, передняя подвеска – модифицированная расширенная Chevrolet Niva, – рассказал владелец мотоателье. – Каждая деталь переделывалась и подгонялась вручную. Кабина – «Газ-53» с заниженной крышей. Заново сделана радиаторная решетка, установлен 4-литровый V8 двигатель от Lexus».

Фото из архива кастом-мастерской
Обычно хот-род – это выставочная машина, признаются байкеры. Никто не ездит на ней каждый день, так же как и на дорогом кастом-байке. Все дело в том, что при внешней красоте эти транспортные средства, как правило, крайне неудобные. «Сделать и красиво, и креативно, и удобно практически невозможно, за редким исключением», – уверены в Ferrum Art Customs. Однако с Redneck удалось сделать невозможное: машина получилась красивой, креативной, винтажной, при этом еще и эксплуатируется круглогодично (на ней байкеры возят железо и своих «коней» на выставки).
Фото из архива мастерской
Многие спрашивают, сколько стоит Redneck. Однозначного ответа нет, но по примерным подсчетам – около 2 млн рублей.
«На самом деле, сейчас довольно тяжело с заказами, – признался Андрей Филиппов. – Творчество отнимает время и деньги, а у всех у нас есть семьи. Стараемся как-то разрываться - и зарабатывать, и тратить. Но доход идет от ковки, творчество прибыли не приносит. Мы нарабатываем имя и пробуем перо. Какие-то вещи делаем впервые, какие-то нам просто интересно делать. Единственный полностью коммерческий проект – мотоцикл Snow Storm на базе Harley Davidson. Но и там, по большому счету, финансовые вложения заказчика покрывали запчасти, а мы работали практически даром. Так в целом по России: творческие люди обычно без денег, а те, у кого деньги есть, вялят пузо на Кипре. Хотя, конечно, бывают и исключения».
Андрей Филиппов и дядя Миша. Фото: Павел Захаров
Мотоклуб-мастерская
Проводя все время вместе на работе, тратя свободное время вместе, реализуя творческие проекты, при этом увлекаясь мотоциклами, байкеры Ferrum Art Customs решили, что будет логичным создать собственный мотоклуб. В него вошли кузнецы мастерской, а также друзья и поклонники творчества. Сколько всего членов в клубе – скрытая информация, но попасть туда можно только по рекомендации одного из действующих членов. «В основном, для начала, нужно познакомиться, поездить с нами, потусоваться, – советует дядя Миша. – Сейчас активность клуба меньше, а вот когда было много заказов, мы чаще встречались».
Андрей «Медведь» Медведев в комнате отдыха мастерской. Фото: Павел Захаров
«У нас было красивое открытие: сцена, выступления нескольких групп, в том числе и нашей кантри-группы The Mavericks. Я единственный в Тюмени и на ближайшие тысячи километров освоил к тому времени Steel guitar и добро (шестиструнная резонаторная гитара), – вспоминает Андрей Филиппов. – Мы пригласили друзей, приехала куча мотоциклистов. Даже так совпало, что в Тюмень приезжали московские Outlaws, один из самых крупных байк-клубов в мире наряду с «Ангелами ада» (Hells Angels). Бороды, татуировки, в общем, эпичные ребята. Они высоко оценили уровень, все было как положено: стриптиз вечером, огненное шоу».
Обсуждение материалов для следующего проекта
В 2011 году клуб организовал первый в Тюмени кастом-фестиваль «Сибирский трейл». Денег на него удалось найти благодаря большому другу байкеров, хозяину Neo-clinic, врачу и путешественнику Сергею Гольцову. «Он тоже байкер, хоть и не влившийся именно в эту систему. Он много путешествует, на «Кон-Тики 2» был врачом на плоту. До этого несколько раз в Африку ездил тоже доктором. Творческий товарищ», – охарактеризовали его мастера.
Второй фестиваль прошел еще лучше первого, но вот на третий денег уже не нашлось. Все-таки, 180 тыс. рублей за сутки аренды выставочного зала – дороговато. Поэтому свои детища кастом-студия показывает на фестивалях, проходящих в разных концах страны.
«Были времена получше, мы снимали соседнее помещение, – вспоминает дядя Миша. – Была барная стойка, клуб. Полтора года мы продержались и отдали его. Дорого. Заказов нет».
Кот Саймон – бродячий талисман мастерской. Фото: Павел Захаров
А, все-таки, сколько?
Разумеется, когда речь идет о вещах, которые существуют в единственном экземпляре, назвать стоимость проблематично. Можно посчитать затраты, так сказать, минимальную планку. А вот верхней планки вовсе нет, уверены байкеры.
Один из небольших проектов мастерской. Фото: Павел Захаров
Мало того, что постройка «кастома» – процесс затратный, так еще и довольно долгий. Для упомянутого Snow Storm колеса и коробку передач заказали в ноябре, а получили только в конце апреля следующего года. «Если делать все бюджетно, то по нашему опыту, примерная стоимость постройки такого автомобиля, как Redneck, да и мотоцикла тоже, около двух миллионов рублей. Можно сделать и дороже», – подсчитал Андрей Филиппов.
Дядя Миша возится с седлом. Фото: Павел Захаров
Стоимость складывается из нескольких составляющих. Даже если вы решите построить мотоцикл с нуля, вам все-равно придется где-то взять двигатель. Можно взять дедушкин «Урал» за 5 тыс. рублей, а можно и движок от Harley Davidson последней модели за 400 тыс. Или, что считается еще большим шиком, винтажный идеально сохранившийся двигатель тысяч так за пятьсот.
Раму вам сварят те же ребята из Ferrum Art Customs, это не такие большие деньги – около 100 тыс. рублей. За бензобак готовьтесь отдать еще 30 тыс. минимум. Ну а уж сколько вы готовы потратить на внешний вид мотоцикла, крылья, зеркала и прочий обвес – дело исключительно вкуса и толщины кошелька.
Виктор Тыщенко отдыхает. Из-за постоянного жара и копоти кузнецы похожи на шахтеров. Фото: Павел Захаров
Даже колеса на байк можно купить с разбросом цены в десятки раз. К примеру, можно взять простенькие готовые колеса от 20 тыс. рублей за штуку, а можно заказать их в специальном ателье в Санкт-Петербурге (200 тыс. рублей) или купить в США за 400 тыс. рублей.
Короче говоря, минимальная стоимость «кастома» – 1,5 млн рублей – вполне сопоставима с ценой новенького Harley Davidson. Дешевле точно не получится.
О байкерах
Байкерская культура… Нет, не так. Байкерское мотодвижение развивается. И дело не только, и не столько в клубной жизни "беспечных ездоков". Сами мастера Ferrum Art Customs признают, что мотоциклы уже который год являются предметом повального увлечения молодых модников. При этом новички зачастую не знают даже базовых правил хорошего тона в байкерской среде.
«На мотоциклы сейчас садятся все кому не лень, – замечает Андрей Филиппов. – Это все пройдет, а настоящие фанаты и любители мотоциклов останутся. Вне зависимости от того, будут они состоять в каком-то клубе или нет. Сейчас создаются новые движения, причем даже женские. Недавно девушки знакомые из Москвы вернулись с большого пробега, молодцы!»

"Мотоцикл такая вещь... Если ты на него один раз сел и хорошо прокатился, он навсегда останется у тебя в памяти, – подтверждает дядя Миша. – И многих тянет садиться снова. Но есть какой-то процент людей, которые пришли только ради моды. Вот они уйдут".
Поскольку для небольших доделок и ремонта мотоциклов мастерской нужны «доноры» на запчасти, мастера постоянно мониторят аукционы и доски объявлений. Часто попадаются предложения с очень емким описанием всей мотоциклетной истории неудавшегося байкера: купил, два раза выехал, три раза упал, не мое, продаю.

Еще один вариант такого объявления: 2001 год, пробег 1500 км. Это значит, что 17 лет назад человек купил байк, немного поездил в первый год, потом поставил его в гараж и забыл.
«Когда мы начинали эту движуху, то знали всех мотоциклистов в лицо, – вспоминает Андрей Филиппов. – Только услышал рев на дороге – сразу понял, кто это. А последние 2-3 года не могу узнать, кто все эти люди. Зачастую даже не здороваются. Знаете, когда два мотоцикла разъезжаются друг другу навстречу, принято поднимать руку в приветствии. В основном так и есть. Но встречаются и те, кто не удосуживается».
Мотоцикл на Цветном бульваре
Кованый мотоцикл, установленный в Тюмени на Цветном бульваре, хорошо вписался. Можно даже сказать, врос в главную прогулочную площадь города. И выражение это можно толковать буквально: под железным конем залит кубометр бетона, чтобы мотоцикл стоял надежнее.
Памятник мотоциклу, Цветной бульвар, Тюмень. Фото: Павел Захаров
Вот небольшая история о том, как наш город заполучил такой необычный арт-объект, рассказанная дядей Мишей: «Мы решили ехать на второй кастом-форум в Ирбит, но нужно было что-нибудь на него привезти. А везти нечего. Андрей говорит, давай трайк (трехколесный мотоцикл) доделаем. Но он был в таком зародышевом состоянии, что за две недели его не сделать никак. Я предложил: давай лучше скуем. И мы за две недели втроем сделали этот мотоцикл. Я ковал, Андрей гнул. Мотоцикл был на резиновых колесах как самокат, вилка поворачивалась. Потом мы все заварили, конечно.
Съездили с ним на кастом-форум, выиграли в номинации «Мото-арт» и получили приз зрительских симпатий. А потом не знали, куда его деть, даже в торговый центр возили. Жалко ведь! Стоит пылится. На такие вещи надо смотреть. Мы привезли мотоцикл в торговый центр, выгрузили, но тут администрация начала кричать, что он тяжелый и весь пол продавит. В общем, мы психанули и уехали. Мы тогда уже общались с другими клубами, в частности, с недавно открывшимися «Сибирскими ястребами». Они предложили установить этот мотоцикл на площади, договорились с администрацией, и в результате к открытию байк-сезона на Цветном бульваре появился памятник. Заменили колеса на железные, приварили, установили».

Первоначальный вид кованного мотоцикла. Он мог ездить как самокат. Фото из архива мастерской.
Через год рядом с мотоциклом появились железные тапочки. Однако кто-то сковырнул их и уволок к себе домой, так что в плитке осталась дыра. К следующему сезону пустое место вновь заняли: рядом с мотоциклом сейчас красуется шлем с перчатками.

«Как будто байкер поставил мотоцикл, положил перчатки с каской и пошел гулять по Цветному бульвару», – пояснил Андрей Филиппов.

К слову, у кузнецов есть идея, как можно сделать памятник, а вернее, целую композицию, логически завершенной. Для этого нужно установить рядом с мотоциклом еще и скульптуру сидящего на лавочке байкера. «Сделать его сидящим на лавочке, чтобы рядом с ним можно было сфотографироваться. Будто он обнимает кого-то и рассказывает о своих поездках, о том, что видел, – добавил дядя Миша. – Причем, я предлагаю сделать ему одну руку так, чтобы можно было в нее что-нибудь поставить, бутылку пива, например. Но это пока в проекте. Возможно, когда-нибудь сделаем. Надо еще разрешение от администрации получить. Вот тогда будет законченная композиция, а пока приходится всем говорить, что он ходит где-то по Цветному бульвару».
Что готовится в «печке»
Недавно Ferrum Art Customs представили тюменцам свое новое творение – детскую педальную машинку хот-род. «У меня давно была такая идея, это, можно сказать, классика, – рассказал Андрей Филиппов. – Я покатался на такой в детстве в городском саду. Помню, что это был «Москвич». А нынешнее поколение таких штук не видело. Но если уж и делать машинку, то хот-род».
Педальный хот-род от Ferrum Art Customs. Фото из архива мастерской
Раму и педальный механизм сделали из стали, а кузов - из волокна, для облегчения веса. По желанию мастера готовы повторить заказ, причем оборудовать машинку электродвигателем или же настоящим ДВС.
Трайк в духе «Безумного Макса». Фото: Павел Захаров
В мастерской довольно много места занимает долгосрочный проект еще одного трайка. Уже три года кузнецы создают нечто зловещее, целиком металлическое и с грубыми сварными швами в духе фильма «Безумный Макс». Из бокса трайк должен по планам выехать до сентября этого года, после того как его покрасят.
«Для меня настоящий байкер – человек, который путешествует. Многие ездят только в городе, на работу, это неплохо, в этом тоже есть свой прикол! Но я город терпеть не могу. Если и езжу на мотоцикле по нему, то только по делам, да и то, чтобы в пробках не стоять. Или поздно вечером, чтобы развеяться. Творчество для меня пока является вложением сил и средств без какой-то ощутимой отдачи. Но я уже не могу без этого. Не представляю себе, как жить по-другому»,

— Андрей Филиппов, основатель Ferrum Art Customs.
Текст: Павел Захаров
Фото: Павел Захаров, архивы мастерской
Графика: Ольга Дмитриева
«Вслух.ру», 2017 г.