Того поля ягода
Как сельмаг «Ежевика» успешно противостоит в Червишево федеральным сетям
Экспансия федеральных торговых сетей на розничный рынок Тюменской области практически не оставила шансов местным предпринимателям в этой сфере. Почти все более или менее крупные доморощенные игроки рано или поздно были вынуждены закрыть свой бизнес. Тем приятнее обнаружить примеры успешной деятельности.

Один из них нашелся в селе Червишево Тюменского района. Здесь сельмаг «Ежевика» уже почти два года успешно противостоит и «Монетке», и «Пятерочке». Руководитель сельмага Надежда Пух поделилась со «Вслух.ру» своей историей.
- Надежда Александровна, ваше предприятие состоит из магазина и собственной пекарни. Что из этого открылось раньше?

- Пекарня фактически появилась на свет на месяц раньше, но функционировать проект начал одновременно - месяц мы пробовали выручку, готовились, и открылись 22 августа 2016 года. В тот момент в Червишево не было подобного проекта.

- Почему решили пойти в производство? Кажется, продавать проще, чем производить свою продукцию.

- Это была идея нашего основного учредителя Владимира Куракина, который родился и вырос в Червишево. В его жизни было много разных проектов, но он навсегла запомнил тот хлеб, который пекла ему его бабушка. И цель была в том, что дать землякам качественную продукцию, без добавок и примесей, по бабушкиным рецептам. И главное, предложить ее по приемлемы ценам — у нас нет задачи извлечения какой-то магической прибыли.

- Это ваш первый опыт управления таким предприятием?

- Нет, в торговом бизнесе я с 90-х годов. В 2003 году, например, открыла магазин повседневных товаров - он работает до сих пор. Но это была чистая торговля, без производства.
- Сколько наименований продукции в вашем ассортименте?

- Восемь наименований хлеба, 40-45 наименований хлебобулочных изделий. Это не только булочки, но и пирожки, круассаны, коржики, пирожные, творожники, чебуреки, сосика в тесте и т.д. Еще семь видов печенья собственного производство.

Тесто — дрожжевое, сдобное, слоеное со сроком хранения 72 часа. Есть цех полуфабрикатов. Принимаем заказы на пиццы, пироги — мясные, рыбные, сладкие, капустные. Караваи к свадьбам. Ни дня не проходит без заказа наших пирогов - бывает по 15 штук в день печем, в праздники - и до 25 штук доходит.

- А сколько хлеба и булочек в день производите?

- За день мы в магазине продаем продаем 400-500 единиц мелкоштучного товара, «Дарницкого» хлеба — 80-100 булок, около 200 булок пшеничного, 20-30 батонов и калачей. Вообще, хотела бы отметить, что все население Червишево составляет 2500 человек - то есть каждый пятый житель каждый день съедает нашу булочку.

- Новинки в ассортимент часто вводите? Что можете назвать из последнего?

- До 10 наименований в месяц. Из последнего, например, «Турбинка» — песочное булочное изделие, творожный конвертик, творожное печенье, пирожок с грецких орехом и курагой... Что-то и выводим и ассортимента.

- Выводите непопулярные позиции, которые не нашли отклика у покупателя?

- Вы знаете, у нас все востребовано, так что речь идет скорее о ротации, чтобы разнообразить ассортимент. Люди уже знают время, когда мы поднимем из пекарни свежую выпечку (а мы выдаем ее практически каждый час в течение дня), и разбирают почти все.

Интересно, что в начале очень трудно «заходил» хлеб. Наверное, месяца два пекли его минимальное количество и не могли понять почему. Глаза нам открыла одна женщина, которая заявила, что хлеб наш очень сытный - кусочек съел и наелся. Понимаете, наш хлеб печется без добавок и разрыхлителей, у него действительно своеобразный вкус, но он тот, который и должен быть у свежего хлеба. Просто люди отвыкли - ушло два месяца, чтобы привыкли снова.
Все население Червишево составляет 2500 человек - то есть каждый пятый житель каждый день съедает нашу булочку.
- Вы подчеркиваете, что используете традиционные рецепты. А кто отвечает за рецептуру на предприятии?

- Колоссальную роль в становлении нашей пекарни сыграла технолог Рамиля Костюк, которая в этой отрасли работает около 45 лет. Она достаточна известна в Тюменской области — возглавляет аттестационную комиссию пекарей.

А рецепты у нас классические, «гостовские». В пекарне в принципе отсутствует любой разрыхлитель - только дрожжи. Если мы используем сливочное масло для печенья — то оно настоящее. Даже если мы тесто замешиваем на маргарине — то это маргарины самой высокой цены.

Кстати, соответствует ГОСТу и вес нашей продукции. Так, булка пшеничного хлеба весит 500 гр, а «Дарницкого» — 600 гр.

- Кстати, сырье используете тюменское?

- Тюменского очень много. Например, мука у нас только ишимская - наш технолог говорит, что лучшее ее нет. Яйцо - производства Пышминской птицефабрики, яичный порошок - Боровской. Дрожжи правда курганские - в нашей области их не производят. И маргарины новгородские, остановились на них из-за высокого качества. Масло везем из Бузулука.

- Сырье недешевое, но вы сказали, что задачи работать с гигантской маржой нет. Какова ценовая политика предприятия?

- Судите сами. Булка белого хлеба весом 500 гр стоит 20 рублей, «Дарницкого» (600 гр) — 22 рубля. Булочка «Домашняя», подчеркну - 120 гр весом - 14 рублей. Беляш — 27 рублей, слойка с ветчиной и сыром — 27 рублей, коржик (120 гр) — 13 рублей, рогалик с повидлом (120 гр) — 14 рублей. Считаю, что это очень доступно. Да и наши покупатели отмечают, что наши цены очень конкуренты.
- Кстати, о конкурентах. В 50 метрах от вас стоит «Монетка», с другой стороны - в нескольких сотнях метров, «Пятерочка». За счет чего удается удерживать свои позиции на рынке?

- В первую очередь, за счет собственной качественной продукции — люди идут к нам за ней, попутно покупая в магазине и что-то другое. Кроме того, мы стараемся в сельмаге поддерживать ассортимент, который на 90% отличается от других деревенских магазинов.

Понятно, что топовые недорогие позиции есть везде, и в сетевых магазинах, в том числе. А вот недешевые товары есть не везде, но они тоже востребованы в сельской местности. Например, у нас есть все для суши, дорогая линейка соусов, качественный алкоголь и т.д.

- Говорят, что к вам даже жители областного центра ездят за покупками.

- Это так, тюменцы нас уже знают. Сначала потянулись дачники с Черной речки, Мичурино, потом и другие. Особенно в выходные их много - у нас реализация увеличивается процентов на 30-40, и мы по карточкам покупателей видим, что горожане превалируют.

- Пользовались ли госсподдержкой, когда открывали предприятие?


- Нет, все расходы взял на себя учредитель. Просто это его желание - дать возможность людям окунуться в детство за счет высококачественной продукции по доступным ценам.
В основе бренда — ностальгия, в хорошем смысле этого слова.
- Какие у вас планы по развитию предприятия? Может быть откроете второй магазин в Червишево или в Тюмени?

- Второго магазина в Червишево не нужно точно, мы и первым закрываем потребности местных жителей. А вот на рынок Тюмени выйти собираемся к началу июня — но не с открытием магазина, а с помощью доставки товара. Будем поставлять только собственную продукцию, корзины уже сформированы. Осталось только решить вопрос с машиной, надеюсь, вскоре тюменцы смогут оценить нас.

Кроме того, хотелось бы решить вопрос с производством пельменей — мы делали их в собственном цеху полгода, и они пользовались большим спросом. Продукция из чистейшего фермерского мяса (50% говядины и 50% свинины), по 330 рублей за кг. К сожалению, после известных событий в Шорохово, закупать свинину внутри региона нельзя. Ждем решения, очень хотелось бы показать людям, что есть еще пельмени из настоящего мяса.

- Те производственные мощности, которые у вас есть, позволяют увеличить объем выпускаемой продукции?

- Да, позволяют. Мы только хлеба можем печь по 1000 булок в день. Вопрос только в аудитории, выходе на новые рынки.
- Как вы продвигаете свой проект? Сайт, соцсети?

- И сайт, и соцсети используются активно — этим занимается отдельный человек. Мы реализовали электронную карту клиента, которая привязана к телефону, и совмещена с бонусной. Наши покупатели получают СМС-уведомления о всех акциях, розыгрышах призов — мы проводим их очень часто.

Хотелось бы решить вопрос с наружной рекламой — нас не видно с трассы. В прошлом году мы отправляли на согласование проект установки баннера на Червишевском тракте, но «Уралавтодор» не согласовал его. Это, конечно, упущение.

- Планируете ли участие в выставках и конкурсах?

- Мы в прошлом году уже стали лауреатом конкурса «Лучшие товары и услуги Тюменской области» с хлебом «Дарницкий». В этом году до 22 июня подадим заявку на участие уже пяти наименований: пшеничного хлебы и четырех булочных изделий.

- И последний вопрос. Почему было выбрано название «Ежевика»?

- Наш учредитель объявил конкурс на название будущего проекта среди коллег, знакомых и так далее. Чего только не было — и «Надежды», и «Нептуны» и прочее. Но вот одна женщина предложила сочетание «Сельмаг «Ежевика». Сельмаг — это нечто знакомое, что-то из прошлого, ассоциация с нашими бабушками. Ежевика — это тоже та ягода, вкусом которой мы наслаждались, а нынешние дети ее и не видят, разве что привезенную откуда-то издалека. В общем, в основе бренда — ностальгия, в хорошем смысле этого слова. А цветовая гамма магазина говорит, что вам всегда здесь рады.
Текст: Иван Чупров
Фото и видео: Никита Зимин