Научный Олимп для детей
Все, что нужно знать о Международной олимпиаде
по основам наук
Школьные олимпиады в России проводятся по разным предметам и в разном формате. Особое место среди них занимают интеллектуальные соревнования, участие в которых принимают не только российские, но и зарубежные школьники. Международная Олимпиада по основам наук проводится уже 12 лет подряд. За это время ее участниками стали сотни тысяч ребят, тысячи школ и учителей.
Как зародилось движение
Всё началось с успешной реализации проекта «Соревнуемся и дружим классами», автором которого является Виктор Сырцов – директор Дома Учителя Уральского федерального округа. В 2002 году коллективы учебных классов приезжали из разных городов Российской Федерации в гости друг к другу. В рамках этих встреч проводились интеллектуальные соревнования и презентации своих городов и школ. Постепенно автор данного проекта создал другой, более масштабный проект «Международная Олимпиада по основам наук».
«Мне всегда нравилось наблюдать процесс мышления у детей. Процесс поиска ответов на поставленные вопросы в экстремальной обстановке, в условиях конкурса, интеллектуального соревнования. И я всегда отдавал предпочтение активным методам работы с подрастающим поколением. Проект «Международная Олимпиада по основам наук» продолжает своё развитие. Расширяется круг стран-участниц проекта. Финальный этап Олимпиады проходит в опорных школах и университетах. Известные учёные в торжественной обстановке вручают финалистам заслуженные награды – дипломы и медали.
Виктор Сырцов
Директор АНО «Дом Учителя Уральского федерального округа»
Кто участвует в Олимпиаде
Подход Дома Учителя к отбору участников отличается от всех других олимпиадных проектов. «Если в других олимпиадах к участию стремятся привлечь «сильного» ребенка, то мы стараемся принять всех детей, независимо от уровня их подготовки, успеваемости, развития», – объяснила заместитель директора АНО «Дом Учителя УрФО», руководитель проекта «Международная Олимпиада по основам наук» Татьяна Горожанцева.

Таким образом, через большое сито первого этапа Олимпиады проходят все дети с 1 по 11 класс. «Задания первого этапа программные и в основном рассчитаны на повторение материала, ранее изученного в предыдущих классах», – уточнила руководитель проекта.
За две недели до старта Олимпиады на официальном сайте размещаются учебные элементы, по которым составлены олимпиадные задания. С ними может ознакомиться как сам ребенок, так и его учитель, что позволяет заранее оценить уровень подготовки участника и настроиться на продуктивную учебную деятельность.

Первый этап Олимпиады во всех странах проходит дистанционно на местах обучения школьников. Затем на втором этапе все участники Олимпиады распределяются по трем лигам:
Высшая лига
В нее попадают участники, решившие задания на 60 баллов и более. Это означает, что участникам второго этапа будут предложены задания не только в рамках учебной программы, но и задания надпрограммного уровня.
Премьер лига
Те, кто набрал от 30 до 59 баллов, попадают в Премьер лигу. Для них приготовлены задания программного уровня.
Лига Шанс
Если же участник набрал от 0 до 29 баллов, он попадает в лигу Шанс и решает задания программного уровня.
«Пусть ребенок на первом этапе показал низкий результат, но у него есть возможность проявить себя во втором этапе. Порешать простые задачи и набрать свои 60 баллов. Такие щадящие условия перехода позволяют детям побывать и в Премьер лиге и в Высшей лиге, чтобы в итоге выйти в финал. Мы не делим детей на сильных и слабых. Если у школьника есть желание испытать себя, он приходит на нашу Олимпиаду. Это уникальная возможность ощущать дух соревнования в течение всего учебного года».
Татьяна Горожанцева
руководитель проекта, заместитель директора АНО "Дом Учителя УрФО"
ФАКТ
В прошлом году в первом этапе Олимпиады приняло участие 2184 российских школы. Это 2653 учителя и 109 715 участников.
В Олимпиаде участвует вся Российская Федерация. Больше всего детей из Уральского федерального округа: Челябинская, Свердловская, Тюменская и Курганская области, ХМАО и ЯНАО. Активно отправляются покорять научный Олимп дети с Дальнего Востока, Красноярского края, Перми, Хабаровска и Волгограда.

Российским школьникам приходится соревноваться в знании основ наук со своими сверстниками из Чехии, Турции, Казахстана, Беларуси, Таджикистана и других государств. При этом организаторы отмечают, что наши дети выступают на очень высоком уровне, хотя медали по таким дисциплинам, как английский язык, все-таки уходят к ребятам из Турции. «Зато наши ребята безоговорочно лидируют в таких международных дисциплинах, как биология, математика, физика и химия», – заметила руководитель проекта.
Особенности Олимпиады
Олимпиадные работы состоят из четырех частей и включают в себя 25 заданий, написанных максимально приближенно к заданиям ГИА и ЕГЭ. Таким образом, за три этапа проведения Международной Олимпиады по основам наук дети успевают хорошенько натренироваться в решении частей «A» и «B» итоговых аттестационных экзаменов.

Над составлением заданий работает целая команда специалистов, рецензентов и научных руководителей. Все они – педагоги высшей категории, имеющие опыт разработки олимпиадных заданий. Самое главное – соблюсти баланс: задания не должны быть слишком простыми или слишком сложными, а дополнительный учебный материал должен быть интересен детям.

Так, студентка Уральского государственного педагогического университета Екатерина Согрина на протяжении семи лет участвовала в Международной Олимпиаде по основам наук в таких дисциплинах, как математика, английский язык, обществознание, русский язык и литература. В данный момент учится в Институте музыкального и художественного образования УрГПУ. Решила связать жизнь с искусством, но продолжает развиваться в научном направлении, является председателем студенческого научного общества.
Еще одна особенность Олимпиады в том, что ежегодно каждый предмет посвящается ученому-современнику, который внес весомый вклад в развитие науки, либо деятелю искусства или известному предпринимателю. К примеру, в этом году Олимпиада по русскому языку посвящена известному лингвисту Елене Березович, литературы – драматургу Людмиле Петрушевской, физики – лауреату Нобелевской премии Алексею Абрикосову. А если вы всегда мечтали получить напутствие и автограф от всемирно известного миллиардера-изобретателя, основателя компаний SpaceX и TeslaMotors Илона Маска, нет ничего проще – просто нужно дойти до финала Олимпиады по предмету «Английский язык»!

Список наставников, на самом деле, очень внушительный. Давайте перечислим некоторые фамилии этих знаменитых людей: нейрофизиологи Мэй-Бритт и Эдвард Мозер, химик Роалд Хоффман, океанолог Артур Чилингаров, историк Анатолий Деревянко, писатели Кристине Нёстлингер и Даниэль Пеннак, художник Виталий Волович и другие.
«Мы изучаем деятельность ученого, связываемся с ним, просим его о сотрудничестве с нами в рамках Олимпиады. И они всегда дают согласие! Каждый ученый, в честь которого проводится та или иная предметная олимпиада, обращается к участнику с напутственным словом. В финале дети получают оригинальные дипломы из рук этих выдающихся людей. Мы приглашаем ученых на международные профильные площадки. Они приезжают, участвуют в церемониях открытия и награждения, в образовательных программах, хотя это не всегда вписывается в их плотный рабочий график. Для детей такие встречи и подарки – прекрасная память и мощная мотивация. Это по-настоящему здорово, ведь дети не просто знакомятся с биографией ученого и его заслугами в предметной области. Они могут встретиться с ним, увидеть его воочию и определить свой ориентир в большой жизни».
Татьяна Горожанцева
руководитель проекта, заместитель директора АНО "Дом Учителя УрФО"
Финал, финал!
То, ради чего многие участвуют в Международной Олимпиаде, – это третий, финальный этап, который проходит на разных площадках, в том числе и за рубежом. Именно здесь появляется шанс встретиться с иностранными сверстниками, а также школьниками со всей России, познакомиться с культурой другой страны и определиться с выбором будущей профессии.
В Олимпиаду включены все основные общеобразовательные предметы. В этом учебном году к их перечню добавили изобразительное искусство, музыку и мировую художественную культуру. К международным также относятся такие дисциплины, как география, биология, математика, физика, химия и иностранные языки. Задания по этим предметам переводятся на языки стран-участниц Олимпиады. В каждой стране работает национальный комитет, который проверяет задания, корректирует их под свою образовательную программу.
ФАКТ
В этом году определены 11 международных профильных площадок: Екатеринбург (две площадки), Анталия, Прага, Казань, Нижний Новгород, Москва, Санкт-Петербург, Сочи, Иркутск и Шанхай.
«Участники финального этапа Олимпиады решают задания, принимают участие в образовательных мероприятиях. Каждая международная профильная площадка – это не только олимпиадные задачи, это и общение с учеными, преподавателями, экспертами. Это мастер-классы, профессорские лекции, дискуссии. Все эти мероприятия направлены на более глубокое изучение какого-либо предмета», – подчеркнули в «Доме Учителя УрФО».

Те, кто выберет биологию, географию, химию или природоведение, в этом учебном году отправятся в Иркутск, в музей озера Байкал.

В Анталии (Турция) дети посетят ботанический сад Западного средиземноморского научно-исследовательского института сельского хозяйства. В начале апреля в Турции все цветет, и детям предстоит попасть в настоящую сказку, в ботанический сад, в котором находятся растения, не виданные ими никогда ранее.

Нельзя не упомянуть и самую старую партнерскую площадку Международной Олимпиады – Прагу (Чехия). Здесь традиционно будут соревноваться лингвисты.
Зачем это нужно учителям
Уже 12 лет многие педагоги России из года в год отправляют своих подопечных на Олимпиаду: занимаются их подготовкой и выявляют у своих учеников различные способности и учебные предпочтения. Для учителя участие в Международной Олимпиаде по основам наук – это возможность посмотреть, как развиваются дети его класса.
Педагог с 27-летним стажем Виктор Коваленко
«Сейчас в системе образования много говорят о том, что нужно выявлять одаренных детей, работать с ними, выводить их на более высокий уровень. Наша Олимпиада не работает исключительно с одаренными детьми. Мы привлекаем к участию всех. Но мы помогаем учителям выявлять способности у любого ребенка, и многие наши финалисты становятся победителями всероссийских олимпиад школьников».
Татьяна Горожанцева
руководитель проекта, заместитель директора АНО "Дом Учителя УрФО"
На сайте Олимпиады регистрируются учителя школ и преподаватели колледжей и техникумов, и у них появляется возможность, используя уникальные задания, проверять своих учеников на знание материала, необходимого для успешной сдачи итоговых аттестаций.

Первый этап Олимпиады можно совместить с входящим контролем знаний в начале учебного года. Статистика, которую получают педагоги, позволяет четко понять, что подзабыли дети после летних каникул и в каких темах они испытывают определенные трудности. На основе этих знаний учитель может корректировать свой образовательный процесс, использовать новые формы и методы обучения. При этом статистику можно получить не только по своему классу, но и по всей школе или даже по всей России.

После прохождения детьми всех этапов Олимпиады учителя получают сертификаты о том, что именно они сумели на столь высоком уровне подготовить своих подопечных. Это большой плюс, ведь при аттестации такие сертификаты учитываются очень часто.
Как стать участником
Тем, кого заинтересовала возможность участия в Международной Олимпиаде по основам наук, нужно в первую очередь обратиться к своему школьному учителю (или преподавателю). Скорее всего, он знает о проведении нашей Олимпиады и сможет зарегистрировать на сайте свой кабинет и оформить заявки на участие.

Если же учитель ничем не может помочь ребенку, тогда последнему необходимо самостоятельно зарегистрироваться на сайте в качестве индивидуального участника.

Кабинет учителя интересен новостной страницей, на которой собрана вся информация об участии в конкретной Олимпиаде. В разделе «Мои отчеты» хранится статистика об успехах каждого ребенка, участвующего в проекте. Личный кабинет есть и у каждого участника.
Личный кабинет учителя на сайте Олимпиады
«Каждый учитель, проходя аттестацию, должен предоставить помимо документов о повышении квалификации еще и портфолио. В этом году мы предлагаем такую новинку учителям и участникам. Загружаешь фотографию, заполняешь данные, сертификаты и скачиваешь готовую презентацию. Все очень просто и красиво».
Татьяна Горожанцева
руководитель проекта, заместитель директора АНО "Дом Учителя УрФО"
Школьники же не прочь воспользоваться «похвастушками» – специальными значками, разработанными для популярных социальных сетей. Каждый ребенок, получивший награду на Олимпиаде, может поделиться этой радостью со своими друзьями ВКонтакте.
Стоимость участия в Олимпиаде сравнима с другими платными интеллектуальными соревнованиями, проводимыми в России. Для первого этапа она составляет 110 рублей, для второго – 140 рублей. Третий, финальный этап стоит 320 рублей.
Первый этап стартует в октябре и длится в течение полутора месяцев. Второй этап начинается 1 декабря и длится до конца января. Третий, финальный этап проводится в начале апреля. В этом году он намечен на 9 и 10 числа месяца.

Для тех, кто еще сомневается, нужно ли участвовать в Международной Олимпиаде по основам наук, на сайте urfodu.ru в свободном доступе выложена демо-версия Олимпиады по всем предметам и этапам.
На правах рекламы
Дом Учителя УрФО | support@urfodu.ru