Рулить рейсовым автобусом оказалось просто, но только с инструктором.
Сегодня корреспондент «Вслух.ру» испытал на себе тяготы управления пассажирским автобусов. Этот необычный тест-драйв учебного МАЗ-103 для журналистов организовал «Тюменьгортранс», чтобы мы воочию убедились, насколько сложно на самом деле управлять такой махиной, не говоря о том, чтобы максимально близко подъехать к бордюру на остановке.
Рулежка проходила на автодроме УПК «Автомобилист», который занимается подготовкой водителей пассажирских автобусов. Основным испытанием для нас стала «Змейка». Любой автомобилист, который сдавал экзамен на права, может легко выполнить это упражнение, но только на легковом автомобиле. Насколько быстро — тут уже зависит от профессионализма. Нам же нужно было просто проехать между конусами и по возможности оставить их целыми. Решились не все, потому что даже простые повороты по периметру автодрома с «бесконечным» вращением рулевого колеса с непривычки могут вынести мозг.
Корреспондент «Вслух.ру» махнул рукой на конусы и рискнул проехать между ними. Очень сложно было понять, когда нужно начинать вращать «баранку», поэтому водитель-наставник ПАТП-1 Валерий Марков постоянно подсказывал, что делать. Если бы не он, мне бы точно пришлось «доруливать» между деревьями в ближайшем лесу.
Длина автобуса 11,5 метров, максимальный вес 18 тонн, вместимость чуть более ста пассажиров. Этот «вагон» тянет мерседесовский 6-цилиндровый двигатель мощностью 230 л.с., скорость ограничена электроникой до 70 км в час, коробка-автомат. Вместо рычага кнопки управления «автоматом», они находятся на панели приборов.
Такой техникой управляю впервые, поэтому усиленно стараюсь не выдавать волнение. Получается не всегда. С трудом смог нащупать ногой педаль газа, чтобы хоть немного ускориться перед первым поворотом. Автобус начинает уверенно разгоняться. Найти педаль тормоза удалось намного быстрее. От страха правая ступня быстро вернулась на привычное место. Наступил черед активной работы рулем. Чтобы повернуть до максимума колеса, по ощущениям приходится сделать несколько оборотов «баранкой», больше похожей на гимнастический обруч.
Для езды змейкой нужно вовремя ловить момент начала рулежки — чуть проехал, и в проем между конусами уже не вписаться. Метр за метром автобус змеей ползет к финишу. Я только рулю и по чуть-чуть добавляю газку, а думает за меня наставник. С трудом одолев последний изгиб, я уже не соображал, где «право», а где «лево». Опытный водитель Валерий Марков похвалил на финише, сказав, что с первого раза проехать змейкой получается не у всех.
Вывод напрашивается сам собой: прежде чем ругать водителя автобуса, поставьте, а еще лучше — посадите себя на его место. По словам генерального директора УПК «Автомобилист» Алексея Шукшина, на стадии подготовки отсеивается примерно половина кандидатов, потому что у водителя автобуса должны быть железные нервы.
После подготовки в автошколе кандидат в водители автобуса еще долго ездит по маршруту с наставником, чтобы отточить навыки, и только потом выходит на линию. Как пояснил начальник службы эксплуатации «ПАТП-1» Андрей Морозов, ДТП по вине водителя автобуса заканчивается для него серьезными последствиями вплоть до увольнения, каждое нарушение правил дорожного движения грозит беседой со службой безопасности предприятия. По словам Андрея Морозова, больше всего проблем на линии доставляют субподрядчики, на предприятии же работают наиболее дисциплинированные водители. Конечно, до идеальных условий для пассажиров еще далеко, но, как отметил в беседе с журналистами-испытателями директор МКУ «Тюменьгортранс» Алексей Санник, к этому идет.