Взгляд архитекторов: что будет, если улица Дзержинского станет пешеходной?

Автор: Иван Литкевич

Эксперты обсудили, как отразится на транспортной ситуации запрет на движение автомобилей в центре города.

Grey

Пешеходная зона в районе ул. Дзержинского в Тюмени может связать историческую часть Тюмени с набережной Туры. Концепцию развития городского пространства обсуждали на дискуссионной площадке «Роль общественного транспорта в жизни современного города», которая стала частью выставки «Тюмень — наш дом».

Городские власти давно вынашивают идею сделать ул. Джержинского доступной только для пешеходов, ограничив на ней движение транспорта. В этом месте находится множество исторических памятников. И новый подход к организации городского пространства здесь мог бы послужить повышению туристической привлекательности Тюмени и исторической части города, в частности. Однако любое изменение в этой части неизбежно повлечет за собой изменения транспортной ситуации в окрестностях.

Участники дискуссии рассмотрели концепцию реконструкции ул. Дзержинского, подготовленную в Мастерской архитектора Табанакова. Проект представил руководитель группы архитекторов Владимир Хичев. Он подчеркнул, что тренд к увеличению количества пешеходных улиц и исключению автомобилей из центра отмечается во многих городах мира. Подобная тенденция наблюдается и в России. Такие меры всегда содействуют развитию туризма в городах, где применяют этот подход.

В Тюмени же, по мнению Владимира Хичева, исторические места не в полной мере используются для повышения туристической привлекательности территории. Та же ул. Дзержинского забита машинами, то есть по сути используется в качестве автостоянки. Специалисты, работающие над проектом пешеходной зоны, предлагают различные варианты — от частичного ограничения движения в райне ул. Дзерджинского до полного запрета на транзитное движение автомобилей.

Одна из основных идей, предложенных Мастерской архитектора Табанакова, заключается в соединении пешеходной зоны центра Тюмени с набережной Туры. В качестве территории для пешеходов рассматривается четыре разных квартала в створе ул. Дзержинского, Республики, Челюскинцев, Осипенко. То есть архитекторы трактуют пешеходную зону не как одну улицу, а целое пешеходное пространство с сетью площадей, которые проникают вглубь кварталов в описанном периметре.

В качестве одного из предложений высказано строительство апартаментов. Также предлагается реконструировать здания, расположенные в периметре, в том числе и пятиэтажные жилые дома, привести в порядок входные группы первых этажей. Кроме того, прозвучала идея создания на этой территории центра традиционных ремесел с выставочными помещениями, магазинами и шоу-румом. Все открытые парковки предлагается перенести с модернизируемой территории.

В районе ул. Осипенко архитекторы Мастерской Табанакова видят высотное здание. Его нижняя часть представляет собой киноконцертный зал со светодиодным экраном, на котором можно транслировать различные концерты и спортивные состязания. Верхушка здания символизирует маяк, указывающий на точку выхода к реке. Таким образом, пешеходное пространство в исторической части города гармонично сливается с набережной реки и делает весь маршрут транзитным для пешеходов.

«Наши выводы таковы: пешеходная улица в городе откроет новые возможности для развития туризма, роста экономики и повышения качества повседневной жизни горожан за счет создания стабильного пешеходного трафика. Любая тупиковая или случайно появившаяся улица обречена на неуспех и локальное значение для жителей. А сеть пространств для пешеходов в большей степени стимулирует пешее передвижение людей. Кроме того, это повысит интерес горожан к истории», – отметил Владимир Хичев.

Модератор дискуссионной площадки, директор департамента по общественным связям, коммуникациям и молодежной политике Тюменской области Павел Белявский отметил, что создание пешеходной зоны может быть затруднено. Это связано с тем, что на исследуемой территории объекты принадлежат многим собственникам, и на них распространяются разные правовые режимы. «Кто хоть раз прикасался к проектам, связанным с памятниками архитектуры, знают, что это совершенно особый процесс», – сказал Павел Белявский.

Специалист лаборатории транспортного моделирования Тюменского индустриального университета Алексей Фадюшин выступил с прогнозом транспортной ситуации в районе ул. Дзержинского в случае создания на ней пешеходной зоны. Он рассмотрел два варианта — с полным перекрытием ул. Володарского и Хохрякова для транспорта и с сохранением сквозного проезда по ним. Первый вариант дал наибольшее ухудшение параметров дорожного движения в этом районе.

Резерва пропускной способности улиц за счет светофоров в этой части Тюмени, по словам Алексея Фадюшина, нет. Помимо ощутимой задержки времени проезда по прилегающим улицам, вырастет расход топлива и объем выброса вредных веществ от автомобилей. Однако возможно сокращение ухудшения параметров дорожного движения, так как при развитии сети парковок в городе сократится количество поездок на личном транспорте в центральную часть города. Что касается пешеходов, их преимущества очевидны.

Глава администрации Тюмени Александр Моор признал, что создание пешеходной зоны в районе ул. Дзержинского усугубит транспортную ситуацию в центре города. Но создание полноценной артерии на ул. Запольной, Чернышевского и Полевой создаст новую модель движения автомобилистов в городе и выведет большую их часть с ул. Республики. Это облегчит трафик в центре города, и тогда пешеходная зона не будет критически влиять на транспортную ситуацию в районе ул. Первомайской и Челюскинцев.

администрация Тюмени, архитектура, строительство, недвижимость, благоустройство, тренды

Просмотры: 702

Комментарии