Что в областной столице происходит с парковочным пространством.
_Еще недавно припарковать автомобиль в центре Тюмени днем было задачей не из легких — все придорожные карманы вечно заняты, а ставить в неположенном месте себе дороже, поскольку работает эвакуатор. К тому же въезды во дворы стали ограничивать. В мае прошлого года у администрации Тюмени заработали две платные парковки. Изменилась ли ситуация с парковочными местами в центре города и что об этом думают тюменцы?_
Место за деньги
Бесплатный тюменский паркинг — это 126 карманов, площадей и линий для остановки машин в створе улиц Ямская и Мориса Тореза. Сколько машин ежедневно здесь оставляют тюменцы, сказать никто не может — статистика не ведется.
До 8 утра поставить машину на одной из этих парковок не составляет никакого труда. Например, на Ленина, 41 машины прибывают с 8:30 до 9:00. До последнего остаются свободными места для инвалидов, но ближе к десяти — и они оказываются заняты.
Карманы вдоль улицы Республики и Ленина, а также на Первомайской, 12 занимают быстро. И хотя в течение дня сменяемость машин достаточно высокая, свободное место найти все равно трудно. Водитель Алексей Котов, который работает в здании по ул. Республики, 41, к примеру, признается, что в обеденные часы в поиске парковки может сделать до пяти кругов по кварталу.
Для тех, кто приезжает в центр на несколько часов и не готов кружить в поисках свободной парковки, в мае 2016 года были открыты две платные стоянки. За 14 месяцев с момента открытия парковками у администрации Тюмени воспользовались 283 304 раза. Более 215 тысяч раз тюменцы оставили свои машины на плоскостной стоянке по адресу ул. Первомайская, 20 и 68 тысяч раз вдоль ул. Герцена. Такие данные сообщают в Тюменьгортрансе.
Согласно статистике, большинство парковочных сессий длится от 1 до 3 часов. Первый год стоимость часа парковки тюменцам обходилась в 25 рублей. В июне 2017 года цена выросла до 30 рублей. В Тюменьгортрансе отмечают, что цены еще вырастут. Решение о повышении стоимости принимает Тюменская гордума.
При этом, до сих пор оплачивать стоянку умеют не все. Штраф за выезд с парковки без оплаты — 2500 рублей.
Тюменец Дмитрий, водитель с восьмилетним стажем, рассказал нам, что в рабочие часы в центр ездит крайне редко. А на платных парковках машину не ставит вообще. «Считаю, что всегда можно найти место для стоянки. Конечно есть районы, где тяжело с парковкой. Например, на ул. Республики 53, 55, 63 или на ул. Ленина 38, но стоит сделать один-два круга, и точно найдется местечко. Иногда из парковочного кармана можно убрать заграждения и спокойно поставить машину. Много мест и у торговых центров», — говорит водитель.
Готова платить деньги за парковку в центре Тюмени автоледи, представившаяся Анастасией. Правда, девушка оставляет машину у администрации города не дольше чем на два часа, и то если не смогла найти бесплатное место в радиусе примерно километра.
«Для часа стоянки в центре цена за парковку не высокая. Однако, если оставлять здесь машину на весь рабочий день в течение месяца — это серьезно скажется на бюджете. Мне кажется, что дешевле снимать место на парковке какого-нибудь элитного дома, даже пусть за 5000 рублей в месяц», — говорит Анастасия.
Напомним, что после установки платы за парковку некоторые сотрудники администрации высказывались за введения для них льгот. В Тюменьгортрансе утверждают, что к ним не поступало обращений от сотрудников о выделении бесплатных парковочных мест. Решение о подобных действиях не было принято.
Бесплатное чудо во дворе
В действительности те, кто предпочитает объезжать платную парковку стороной, ищут место для остановки авто не только в карманах вдоль дорог, но и во дворах жилых домов.
Некоторые к попыткам отгородиться и закрыть проезд во двор относятся с пониманием, другие — негодуют. При этом, для жителей центрального района установка шлагбаума часто становится единственной возможностью освободить двор от посторонних авто.
Тюменская городская дума утвердила изменения в Правила благоустройства территории. Согласно им у собственников квартир появилась возможность ограничения въезда транспортных средств на дворовую территорию. Поставить шлагбаум во дворе можно, даже если земля под ним находится в муниципальной или государственной собственности. Жильцы многих домов в центре уже воспользовались этим правом.
К установке шлагбаумов предъявляют несколько требований: он не должен загораживать и сужать проезжую часть, ограничивать доступ во двор всем желающим и препятствовать обзору придомовой территории. Единственная оговорка — частная земля: на ней собственник имеет право установить любое ограждение, в том числе и забор. В обоих случаях на объектах должна быть информация, каким образом спецтранспорт может заехать на территорию.
Кроме установки шлагбаума на территории, собственники имеют право разбить клумбы, разместить лавочки, детские площадки, а также сдавать землю в аренду.
Собственники дома 57 по ул. Ленина установили ворота еще в 2011 году. Председатель совета дома Николай Минаков рассказывает, что раньше проезд во двор в любое время суток был заставлен машинами, но не жильцов, а тех, кто не смог найти парковку в округе.
«Несколько лет назад во дворе сбили ребенка машиной. Места жителям не было ни на детской площадке, ни на лавочке у подъезда. На 120 парковочных местах стояло 200 машин. Во дворе парковались сотрудники администрации, сюда ходили в туалет горожане, работники общепита перед окнами жильцов разгружали фуры с продуктами. Через двор ходили все — это был самый короткий путь с ул. Республики на ул. Ленина», — говорит Николай Минаков.
После того как во дворе появился ворота и калитка, открывающиеся с пульта или вручную сторожем, сотрудники из соседних зданий пытались приобрести место для своего авто за деньги. Чтобы попасть в список «въездных», председателю предлагали по пять тысяч рублей за машину.
«Двор не продается. А если открыть ворота и неделю не закрывать — вы пешком не пройдете, коляска не проедет, пожарные не развернут шланг. Выехать невозможно будет», — заявляет мужчина.
При этом в двух соседних дворах по ул. Ленина для водителей авто готовы идти на уступки. Охранники магазина «Патрон», которые пропускают во двор жилых домов лишь покупателей, не против открыть шлагбаум и прочим автолюбителям, но за плату. За месяц парковки они просят 2600 рублей — по 1300 рублей двум охранникам. Никаких талонов они не дают, но обещают запомнить водителя и марку автомобиля.
Парковка на будущее
Однако для многих парковка в центре не проблема. Выбор есть: несколько кругов в поисках бесплатного места или 30 рублей за час парковки у администрации. Да, припарковать машину на платных стоянках не всегда оказывается возможным. В рабочее время тюменцы могут простоять некоторое время перед опущенным шлагбаумом, ожидая, когда какая-нибудь машина покинет платную зону и освободит место.
На это в Тюменьгортрансе отвечают, что в городе предполагается расширение зоны платных парковок. Стоянки появятся вдоль улиц Республики, Ямской, Луначарского, Ленина, Герцена, Малыгина, Холодильной, Осипенко, а также в границах улиц Мориса Тореза — Северной — Профсоюзной. Правда, эти планы не на следующий год, а на более отдаленное будущее.