Banner

«Голоса былые» звучат в тюменском музее

Экспозиция «Пластинки крутится диск» открылась 13 феврали в тюменском музее «Дом Машарова».

Экспозиция «Пластинки крутится диск» открылась 13 феврали в тюменском музее «Дом Машарова». Автор выставки Ольга Берегова провела первых посетителей через сто лет эволюции от механических полифонов до электрофонов.

В XVI веке изобретатели придумывают различные музыкальные табакерки, оркестрионы, часы с музыкой, в том числе башенные куранты, такие как кремлёвские в Москве или Биг Бен в Лондоне. В XIX веке изобретают музыкальный ящик, который называется полифон, он и стал первым экспонатом выставки. Мелодия воспроизводится при помощи металлического диска с множеством отверстий, можно сказать, это прообраз грампластинки.

Благодаря работе реставратора по металлу Леонида Парфёнова, полифон действует, поэтому посетители выставки могут услышать трудноразличимую многоголосную мелодию, которая извлекается, благодаря зацепкам, в разных местах соприкасающимся с отверстиями на диске. Диск крутится посредством пружины, которую заводят, крутя ручку на боку полифона.

В 1877 году Томас Эдисон сконструировал первый прибор для записи и воспроизведения звука – фонограф. Звук записывается в виде бороздок, глубина которых пропорциональна силе звука, эти дорожки наносятся в виде спирали на вращающийся цилиндр. При воспроизведении игла, двигающаяся по канавке, передаёт колебания на упругую мембрану, которая издаёт звук.

Уже в 1887 году Эмиль Берлинер запатентовал граммофон, а затем и пластинки, которые сначала делали из эбонита, затем из шеллака, воскоподобного вещества, производимого тропическими насекомыми из Юго-Восточной Азии. Это был очень хрупкий материал, при падении диск разлетался вдребезги. До 1910 года пластинки в Россию поставляла американская фирма «Граммофон», сначала это были односторонние пластинки, запись на которых длилась около 2 минут. Потом появились двусторонние, время звучания увеличилось до 5 минут. Чтобы прослушать большое произведение, приходилось приобрести целую серию пластинок. Для каждой новой пластинки рекомендовалось менять затупившуюся иглу на новую.

Первые граммофоны стоили очень дорого, рассказывает Ольга Берегова, самые дорогие имели трубу из серебра и стоили до 500 рублей, а это был эквивалент небольшого домика. Обычные аппараты стоили 25–50 рублей, тоже сумма довольно большая, позволить себе такую покупку могли лишь состоятельные люди, поэтому граммофоны устанавливали в ресторанах, трактирах, в публичных садах. В Тюмени в летнем цирке, в шапито устанавливали граммофон и все желающие могли послушать музыку за небольшую плату, реклама печаталась в «Сибирской торговой газете».

В начале ХХ века происходит революция в грамзаписи — изобретен микрофон, который гораздо лучше рупора фонографа улавливает звук, значительно улучшая качество записи. В 1920-е годы фирма братьев Пате запатентовала патефон, в отличие от граммафона, он был портативным, без огромной трубы, хотя заводился, по-прежнему при помощи пружины. В экспозиции есть образец 1940-х годов. Правда, аппарат капризничает и в присутствии гостей выдает тягучий, чуть завывающий звук голоса Марка Бернеса.

Патефоны выпускало несколько заводов в Советском Союзе, на выставке можно увидеть продукцию Молотовского завода Перми, были также Ленинградский патефонный завод, Красногвардейский в Ясной Поляне.

Лениградский, Рижский, Апрелевский, Ташкентский, Бакинский, Таллинский и Тбилисский заводы выпускали пластинки. С 1964 года продукция всех заводов маркировалась именем всесоветского монополиста, студии грамзаписи «Мелодия». На бумажных конвертах печатали рекламу страховых услуг и сберегательной кассы, туалетного мыла «Крымская роза» или книги почтой. Один из конвертов в музейной коллекции украшен рекламой пластинки с симфонической поэмой «Степан Разин».

Одна пластинка стоила 2–3 рубля, что было довольно дорого и объяснялось не только дороговизной производства, но и гонорарами знаменитых исполнителей. По данным Ольги Береговой, Шаляпин просил за один свой выход 10 тысяч рублей, Карузо тоже требовал баснословные гонорары за записи и выходы на сцену.

Со второй половины ХХ века пластинки делаются из поливинилхлоридной смолы, в быту называемой «винил». Вообще, грампластинки на жаргоне коллекционеров могли называться «пласт», «плита», а пиратские копии записей западных исполнителей, сделанные на рентгеновских снимках, назывались «буги на костях».

В одной из витрин экспозиции представлены пластинки с записями наиболее популярных певцов первой половины ХХ века: «Оказывается, многим молодым людям уже не известны такие имена, как Сергей Лемешев, Александр Вертинский, Клавдия Шульженко, Марк Бернес, – говорит Ольга Анатольевна. – Об этих исполнителях можно много рассказывать, взять, хотя бы Вертинского, этот человек, на мой взгляд, гений, он не только певец, но и композитор, и поэт. Он сочинял циклы песен, героем которых был одинокий человек, который не может приспособиться к жестокому миру, окружающему его. Вертинский считается родоначальником жанра авторской песни».

В 1950–60-е годы появилась мода на звуковые письма, на курортах продавались гибкие диски с открыткой на одной стороне и возможностью записать голос на другую, а также почтовые конверты для них. Предполагалось, что покупатель придёт в студию звукозаписи, начитает письмо, а также добавит к посланию запись куплета из популярной песни.

В 1970-е годы гибкие диски с песнями, сказками и полезной информацией начинают вкладывать в журналы «Колобок» и «Кругозор». В это время слушали пластинки уже на электрофоне, в котором диск двигается при помощи электричества.

Звуки прошлого раздаются из радиолы, расположенной в центре экспозиции, радиолы в СССР выпускали с 1938 по 1992 год. Это большое радио с встроенным проигрывателем пластинок. Нестареющий хит «Чёрный кот» звучит в необычной для современного уха «мягкой» аранжировке, а голоса певицы и музыкальных инструментов такие живые и объемные, будто их не отделяет от слушателей полвека. Меломаны утверждают, что качество записи на виниловых пластинках существенно выше, чем на цифровых носителях.

В витринах музея представлена коллекция пластинок с автографами знаменитостей, записи политических деятелей, альбомы советских эстрадных звёзд и раритетные в СССР пластинки зарубежных знаменитостей. Юная, сияющая Людмила Гурченко, роковой и романтический Андрей Миронов, молоденькие Queen в белом и со смешными причёсками — обложки винтажных пластинок смотрятся на удивление свежо и интересно.

Дом Машарова, выставка, музей

Просмотры: 123

Комментарии