Берлинский и тюменский театры встретились в Дни Германии

Театр Miamou из Берлина стал гвоздём фестиваля немецкой культуры. В один день с ним выступал молодой тюменский театр "Чудейство".

Гвоздём программы Дней Германии, прошедших в Тюмени с 16 по 21 сентября стал берлинский театр Miamou. Именно на организацию гастроли актрисы Мириам Гессе и режиссёра Энно Поделя посольство Германии в России выдало денежный грант организаторам дней немецкой культуры в Тюмени Ксении Кушнир и Андрею Девяткову.

Аспиранты госуниверситета и академии культуры проводят Дни Германии в третий раз, дважды он проводился на базе ТюмГУ и поддерживал фестиваль средневековой культуры, переросший позже в Pax at Bellum. Посольство финансирует одно событие, которое должно стать центральным в Днях Германии, остальные расходы берут на себя организаторы и спонсоры. Таким образом, благодаря увлечённой и самоотверженной работе Ксении и Андрея вокруг визита театра Miamou закрутился многогранный фестиваль, в котором были и круглые столы с участием гостей из нижнесаксонского Целле (члены русско-немецкого общества города-побратима приехали за свой счёт), и визиты на предприятия с немецким капиталом или оборудованием, и выставки, и спектакли тюменского театра кукол и частного театра «Чудейство», и кинофестиваль, и даже конкурс фотографий, победители которого отправятся в 2014 году в Германию. Партнёрами и спонсорами организации Дней Германии в Тюмени стали компании KCA Deutag, Knauf Insulation, городская администрация, ассоциация «Совет муниципальных образований Тюменской области», тюменская академия культуры и архитектурно-строительный университет.

Театр в чемодане

Мириам Гессе — миниатюрная светловолосая девушка, которая умеет рассказывать сказки. Пусть не все зрители в концертном зале академии культуры понимали по-немецки, но, наверняка, все читали в детстве сказку Ганса Христиана Андерсена «Соловей» и смогли соотнести происходящее на сцене со знакомым сюжетом. Мириам рассказывает так выразительно, что слушать её певучую речь приятно, нарушает удивительную приятность лишь мучительное желание побежать и выучить этот красивый язык, чтобы в следующий раз получить от встречи с немецкой культурой полноценные впечатления.

Спектакль Miamou разворачивается на небольшом столике-станке, который постоянно модифицируется при помощи навесных дверок, панелей, перин то во дворец императора, то в сад, то в постель заболевшего «кайзера». В представлении используются фанерные плоские куклы, умеющие двигаться при помощи палочек и шарниров, балансирующий на пальце кукловода соловей, куклы-тантамарески с головами из папье-маше и матерчатой одеждой, под которой пальцы кукловода превращаются в ножки девочки, а руки Мириам присоединяются к телу императора. Все элементы действия тщательно продуманы — одежда актрисы, старинная гитарная музыка, последовательность смены элементов на столике-сцене. Подвешивая створки дворцовых окон или строя из книги крышу для клетки соловья Мириам не перестаёт рассказывать сказку.

Разнообразие фигур, придуманных и сделанных совместно с режиссёром Энно Поделем (неспроста император похож на него чертами лица!) наводит на мысли о домашнем спектакле или бродячем шарманщике, который ходит из одного городка в другой, крутит ручку музыкальной машинки, приводя в движение чудесные фигурки. При том, что это абсолютно профессиональный, тщательно сделанный театр, в нём в нём очаровывает рукотворность, непосредственность, близость создателя и зрителя. Сказка рождается без всяких скрытых трюков, буквально на глазах у публики из предметов, которые выглядят подручными, почти случайными.

Мириам Гессе училась в Школе кукольного мастерства, в Штутгарте, затем в Scuola Teatro Dimitri, в Швейцарии. Театр организовала в 2011 году, вернувшись в Берлин. Они с режиссёром много путешествуют по всей Германии, играя шесть спектаклей для детей и взрослых, один из которых — для уличного представления. За границу театр выехал впервые, но уже в октябре их пригласили на кукольный фестиваль в московском театре имени Образцова.

Тюменское чудо

Театр «Чудейство» представил спектакль «Рейнеке-лис» по поэме Иоганна Вольфганга Гёте. Труппа во главе с Оксаной Вепревой и Владимиром Брусницыным начинала с анимации на ходулях (в ослепительных, надо сказать, костюмах), а кукольным театром занимается совсем недолго. «Рейнеке-лиса» поставили к весеннему фестивалю «Pax et Bellum» и с тех пор показали на множестве фестивалей в Тюмени и в соседних городах и весях.

Прообразом этого спектакля послужил некий аутентичный средневековый театр, в котором кукол делают те же люди, что их водят, сценография предельно условна, история схематична и проста, однако публика неотрывно следит за действием, покатывается от хохота и даже с некоторым любопытством ждёт предсказуемого хэппи-энда. Куклы простейшей конструкции – голова из папье-маше с рукояткой на затылке, тряпичное тело и руки на тростях. Но авторам удалось создать на редкость выразительные образы, характерные морды, старинные костюмы, воспроизводящие реальные средневековые платья. Самый яркий персонаж — медведь, которого озвучивает Владимир Брусницын — появляется перед зрителями до и после спектакля, вступая с ними в бурные панибратские переговоры, отпускающий шутки и задирающий краснеющих от смущения и счастья малышей. Сам Рейнеке отличается изысканной стройностью и мягкостью манер. Есть ещё коварный кот-подлиза, кровожадный волк и его вероломная жёнушка, а также добропорядочный монах-барсук. А вот короля-льва играет актёр в чёрном монашеском одеянии с капюшоном, надвинутым на глаза. Тут применяется интересный приём, придающий сценам особое напряжение и интригу: это дублёр, в задачи которого входит двигаться и жестикулировать, в то время как реплики короля подаёт Владимир Брусницын. В финале спектакля он оставляет кукол и облачается в чёрный капюшон и корону, чтобы самую эффектную сцену сыграть самолично.

Впечатление от кукольного представления «Чудейства» такое, будто перед тобой действительно происходит чудо. Не было в Тюмени такого театра, а потом — раз и появился. Сразу с отличными куклами и костюмами, чёткой концепцией представления, обаятельными актёрами, к тому же работающие в незнакомом жанре средневекового европейского театра. Таким образом, Дни Германии привели к парадоксальному результату — тюменцы не только познакомились с немецким кино, театром и гостями из Германии, освежили знание немецкого языка, но и узнали, что происходит в их собственном городе, познакомились с новым театром, поделились творческими работами на выставках, побывали на производственных предприятиях.

тренды, Чудейство, волонтёры, Дни Германии, Германия, международные отношения, театр, фестиваль

Просмотры: 303

Комментарии