Banner

«Ричард II» в Театре HD: Шекспир наизнанку

Ричард – изнеженный, своевольный, но ни в коем случае не слабый. Разодетый и жеманный, по ходу первого действия он вызывает недоумение и даже неприязнь зрителей.

Grey

Спектакль «Ричард II» по хроникам Уильяма Шекспира, представленный проектом Театр HD, создан осенью 2013 года и на данный момент еще идет на английской сцене. Режиссер Грегори Доран поступает с Шекспиром довольно смело: не меняя ни слова в оригинальном тексте, он полностью переосмысливает классика.

История свержения короля Англии Ричарда II его двоюродным братом Генрихом Болингброком, будущим королем Генрихом IV, разворачивается среди монохромных аскетичных декораций под звуки живой музыки и ангельского женского пения, доносящегося с галерей. Высокие потолки и множество вертикальных линий – детали, работающие на так называемую вертикаль истории. Король Ричард (Дэвид Теннант), взошедший на престол в 10 лет (на момент действия ему чуть больше тридцати), по ходу действия совершает путешествие сверху вниз – историческое, психологическое, физическое. В первом действии молодой король предстает во всем сиянии. Одетый в роскошные одежды, напоминающий эльфийских владык из фильмов Питера Джексона, самовлюбленный и окруженный льстивыми фаворитами, резко контрастирующий всем своим обликом с «суровыми парнями» – Болингброком (Найджел Линдси) и его сторонниками, – он восседает на троне, расположенном на помосте – выше всех, над всеми. В финале низвергнутый король оказывается в самой нижней точке своего пути – в темнице, расположенной даже не на сцене, а внутри нее.

Грегори Доран, сегодняшний художественный руководитель Королевской Шекспировской компании, в 2009 году поставил «Гамлета» все с тем же Дэвидом Теннантом в главной роли, перевернув буквально с ног на голову историю принца Датского, но не изменив ни буквы текста. С «Ричардом II» он проделал тот же фокус, сработав только на интонации, на актерской трактовке ролей. Его Ричард – изнеженный, своевольный, но ни в коем случае не слабый. Разодетый и жеманный, по ходу первого действия он вызывает недоумение и даже неприязнь зрителей. Но ближе к середине спектакля демонстрирует ум, бесстрашие, честность. Подача текста меняет его смысл – и речь, призванная подчеркнуть слабость короля перед надвигающейся опасностью, вдруг становится свидетельством его силы. В этом ключе решена и мощная сцена вынужденного отречения Ричарда – протягивая корону Болингброку, побежденный делает это таким образом, что униженным оказывается победитель. И приказ расправиться с заключенным в темницу королем Болингброк отдает не только потому, что боится восстания; просто даже низложенный, Ричард остается королем.

К игре Дэвида Теннанта, звезды британского сериала «Доктор Кто» и актера Королевской шекспировской компании с 1996 года, больше всего применима фраза Дорана, сказанная в одном из интервью: «Он заставляет пьесу дрожать от жизни». Теннант искусно строит образ на нюансах, очень точно работает пластически: вот Ричард сжимается в комок от отчаяния среди своих немногочисленных друзей, но при появлении врагов, кажется, его тело само возвращается в привычную форму, возникает королевская осанка. Собственно, в первом акте о внутренней силе Ричарда говорят не его слова, а движения – стремительные, решительные, точные. Невероятна работа с текстом: актер удивительным образом осовременивает его, заставляя строки четырехсотлетней давности звучать как сегодняшняя речь. Зная о таких способностях актера еще со времен работы над «Гамлетом», Доран пригласил его вновь на заглавную роль именно из соображений «осовременивания» истории, желая показать, что происходящее на сцене – актуально по сей день.

В общем и целом, «Ричард II» – это история множества выборов. Причем, сам Ричард – объект, а не субъект действия. Его персонаж не переживает динамики. Он остается цельным и верным себе до самого конца, чего не скажешь о других героях. Это история старого Йорка, всегда действующего сообразно понятиям чести, но удивительным образом предающего абсолютно всех персонажей, в том числе и собственного сына. История юного Омерля, оставшегося с Ричардом практически до конца, но в итоге совершившего самое большое предательство из возможных. И, конечно, это история заговорщика Болингброка: в первой сцене он не желает начинать поединок с Моубеем, пока ему не будет дарована честь поцеловать руку короля. Потом, всю дорогу отрицает свое намерение свергнуть монарха, которому дал клятву верности, и в самом финале, видя тело убитого по его приказу Ричарда, вдруг публично признается в любви к погибшему и карает убийцу. И в этот момент, когда победивший Болингброк стоит на сцене, рядом с гробом, побежденный король Ричард – точнее, его призрак – появляется на помосте рядом с пустым троном. Снова, как и в начале этой истории, – выше всех.

Даты показа в Тюмени:
- 26 января;
- 11 февраля.

проект, премьера, история, театр, кино, культура

Просмотры: 1128

Комментарии

0
Picture?type=square
Irina Permyakova 15 января 2014, в 11:53

Вот, пишут, всего Шекспира решили переписать на современный лад, чтобы пропагандировать его наследие ) http://www.telegraph.co.uk/culture/books/booknews/10568820/Jo-Nesbo-to-retell-Macbeth.html

Ответить
0
Small 2b6a746f 8a53 4855 8160 ff616d87999f
Наталья Фоминцева 15 января 2014, в 12:40

они его у себя в Англии и так регулярно осовременивают, куда дальше-то.

Ответить

Все комментарии