Banner

Почти вечная красота в музее «Дом Машарова»

Автор: Ирина Пермякова

Выставка "Три века бисера в России" - это иконы в расшитых окладах, сокровища дамской шкатулки начала XX века, этнографические предметы разных эпох.

Grey

Выставка «Три века бисера в России», открывшаяся на прошлой неделе в музее «Дом Машарова», демонстрирует элементы церковного убранства, сокровища шкатулок светских дам, этнографические предметы разных эпох. Куратор выставки Юлия Речкалова с улыбкой называет это «своей первой персональной выставкой». Юлия Александровна – реставратор по тканям и над многими экспонатами ей пришлось потрудиться лично.

В отличие от вышивок и гобеленов, расшитые стеклянными шариками уборы, как писал Ломоносов «ветхой древности грызенья не боятся», они не выцветают и наиболее полно передают замысел мастерицы. Однако нитки, которыми бисер крепится к ткани, не столь благонадёжны, поэтому реставратор из месяца в месяц склоняется над самым старым окладом из фондов Музейного комплекса имени Словцова. Обрамление для иконы Казанской Божьей матери, сделанное в XVIII веке, украшено жемчугом и колотым перламутром. Отверстия в бусинах такие маленькие, что ни одна игла не проходит, приходится вдевать нитку вручную в бусину, потом в иголку, делать стежок, снимать иглу и повторять операцию со следующим кусочком перламутра. Как выяснила Юлия Александровна, такие перламутровые бусины делались сразу, как только добытую раковину открывали, его нарезали и прокалывали, а затем материал застывал, образуя мелкие бусины.

Идея собрать в тюменском музее выставку бисерных изделий возникла у Юлии Речкаловой больше десяти лет назад. Тогда её впечатлила экспозиция «Бисер в культуре народов мира» в Русском музее. Конечно, тюменская коллекция невелика, она размещается в небольшой комнате машаровского особняка, но даже на пополнение и реставрацию представленных предметов у автора выставки ушли годы. По мере работы с бисерными изделиями, Юлия Александровна узнавала всё больше о технологии и истории этого промысла.

В России бисерная вышивка и бисероплетение распространились с XIII века, тогда использовался немецкий, чешский, итальянский материал. Российское производство в XVIII веке запустил Михайло Ломоносов, но качество русского бисера ещё долго отставало от качества импортного.

Вышивкой занимались крепостные крестьянки, монашки, светские дамы. В монастырях традиционно украшали золотым шитьём, самоцветами, жемчугом и бисером оклады для иконы, облачения священников, покрова. На выставке есть несколько окладов, выполненных в разное время, и видно, что если в конце XVIII века вышивка была плоской, но более многоцветной, то в начале XIX века она стала рельефной, но монохромной. Икону этого периода украшает не только стеклянный бисер, но и фальшивый, «дутый», как его называет Речкалова, жемчуг, сделанный из воскового шарика, покрытого толчёным перламутром.

Светскую вышивку бисером представляют сумочки, живописный цветочный фрагмент, выполненный из крошечных круглых бусин, длинная чёрная кайма, украшенная чёрным стеклярусом. Украшения для одежды выполняли на отдельных кусочках ткани, чтобы было легче спороть при перешивке, не повреждая вышивку. По качеству бисера, например, по наличию на бусинах граней можно с высокой точностью датировать предмет. Так, при реставрации шкатулки для рукоделия, украшенной по бокам и на крышке пасторальными сценками, «бисерная» датировка совпала с выводами реставраторов по дереву.

enter

В Тюмени осталось немного русских этнографических предметов, в украшении которых использовался бисер, однако помимо головных уборов, накосников и воротников из русского костюма в музее есть красивые образцы мордовских, чувашских, татарских предметов, украшенных как плоской, так и объёмной бисерной вышивкой.

center

Самая богатая коллекция бисера в музее относится к разделу северной этнографии. По словам Юлии Речкаловой, именно экспедиция на тюменский Север свела её с мастерицами, которые научили реставратора вышивать, плести из бисера и даже скручивать нити из сухожилий оленя. Ханты и ненцы активно участвовали в ярмарках, меняли пушнину на разные товары, в том числе и на бисер, вероятно, азиатского происхождения. Ханты часто плетут в «сетчатой» технике, когда 8–12 рабочих нитей переплетаются во время работы, образуя широкие полосы. Одна из наиболее распространённых техник, представленная также на старинном эвенкийском костюме, который хранится в музее с XIX века, – шитьё вприкреп, когда длинные нити нанизанного бисера прикрепляются к одежде небольшими стежками.

center

Последний фрагмент выставки посвящён бисерным изделиям 1940-х годов – герб, объёмные ягодки и стрекозы, сделанные при помощи тонкой проволоки, изящно расшитые пуговицы и броши, и современным фантазиям на тему национальных костюмов и орнаментов. Несмотря на то, что сегодня бисер, тонкие и прочные нити, иголки доступны любой рукодельнице, как и множество техник плетения, узоров, схем, создаётся ощущение, что старинные образцы сделаны с недосягаемым в наши дни мастерством.

выставка, Дом Машарова, реставрация, вышивка, год культуры

Просмотры: 118

Комментарии