Banner

В коллекции Акселя Хансмана появятся и тюменские призраки

Автор: Павел Захаров

Герр Хансман успел ознакомиться с заброшенными достопримечательностями города.

Grey

Заброшенное, старое, ржавое – именно эти слова всплывают в сознании в тот момент, когда смотришь на работы немецкого фотохудожника Акселя Хансмана. Выставка одного из немногих фотографов, работающих в жанре urban exploring (исследование городской среды) открылась сегодня в музее Колокольникова в областной столице в рамках недели Германии в Тюмени.

Герр Хансман лично прибыл к нам и даже успел ознакомиться с заброшенными достопримечательностями города: больницей, в которой лежал Распутин, круглой баней, деревянными особнячками в районе женского монастыря и Всехсвятской церковью.

center

На снимках фотографа-урбаниста, размещенных на втором этаже тюменского музея, запечатлены полуразрушенные здания и сооружения с их неповторимой атмосферой увядания. Вполне вероятно, вскоре его коллекция пополнится и мрачными открытками Тюмени.

«Я третий раз нахожусь в России и очень рад этому, – признался на открытии Хансман. – С этой выставкой я уже побывал в Оренбурге, затем в Екатеринбурге и вот теперь в Тюмени. Я начал снимать в 16 лет, а цифровой фотографией увлекся в 2007 году. Именно в это время зародилась моя страсть к покинутым, забытым и старым местам».

center

Аксель Хансман отправляется на «охоту» четыре-пять раз в году, информацию о новых заброшенных объектах он получает из закрытого сообщества единомышленников. Втереться в доверие к немецким сталкерам у фотографа получилось лишь спустя полтора года после знакомства с ними. У такой осторожности есть свои причины.

«Мы обмениваемся знаниями о таких местах, но больше никому не говорим о том, где они находятся. Мы не хотим, чтобы их заполнили толпы людей, кроме того, их посещение может быть опасным», – пояснил автор выставки.

center

Тюменский колорит пришелся Акселю Хансману по душе. Вчера, когда для него устроили небольшую экскурсию, было довольно пасмурно, солнце так и не выглянуло из-за туч. Такая игра света и цвета выгодна для фотографии. «К сожалению, здесь, как и в Германии, тоже есть места, которые полностью разрушены, от которых ничего не осталось, – сетует фотограф. – Я сделал много снимков старых деревянных домов, которые здесь остались. Это то, чего в Германии нет вообще. Тюмень должна обратить свое внимание на то, чтобы такие места не разрушались, а сохранялись».

Неискушенный посетитель выставки наверняка обратит внимание на то, что работы Хансмана сильно отличаются от фотографий в общепринятом понимании. В этих архитектурных снимках нарочито подчеркнуты все изъяны и последствия разрушения зданий, театров, больниц. Такого эффекта автор добивается, используя штатив, серийную съемку и последующее объединение фотографий в режиме HDR (High Dynamic Range – расширенный динамический диапазон).

center

«На таких снимках все детали лучше видны, – пояснил художник уже на своем мастер-классе. – Фотографы знают, что на снимке всегда какая-то часть сильнее затемнена. Используя HDR, можно добиться удивительных результатов».

Для тюменской молодежи Хансман сделал небольшое исключение, поведав историю нескольких снимков и даже открыв места, в которых они были сделаны. Впрочем, что-то уже исчезло навсегда в результате пожара, а к каким-то зданиям начали присматриваться инвесторы.

center

По большей части, в упадок пришли туберкулезные санатории и иные лечебницы, которые перешли под контроль советской армии после войны. Поэтому на снимках периодически видны надписи и плакаты на русском языке, гласящие о неизбежной победе коммунизма и светлом будущем на фоне облупленной штукатурки и слоя пыли.

«Представьте себе, вы приходите в театр на представление мага-волшебника. Потом вы подходите к нему и говорите: «Мне так понравились ваши фокусы! Расскажите мне, как это делается!» – объяснил Аксель Хансман. – Так не принято. Поэтому мы не рассказываем о тех местах, которые снимаем».

center

Почему фотограф, который держит камеру уже не первый десяток лет, решил реализоваться в съемке умирающей архитектуры? Он отвечает так: «На этих фотографиях видно, как природа отвоевывает свою территорию. Деревья растут сквозь бетон, внутри зданий, на стенах и на полу появляется мох. У этих мест есть определенный шарм, очарование. От них возникает тоска, меланхолическое настроение».

center

Где бы ни был Хансман, его часто спрашивают: не хотел бы он побывать в Припяти, в Чернобыле? Есть и другие места на территории России, которые его заинтересовали, но осуществить поездку по такой огромной стране – задача достаточно трудная. Поэтому в обозримом будущем фотограф намеревается посетить Италию и Бельгию.

А мы, тем временем, можем любоваться невероятной эстетикой увядающей архитектуры Германии, посещая выставку, которая останется в нашем городе на целый месяц. Свои работы Аксель Хансман также публикует на собственном сайте и на страничке в Facebook.

Справка:
Аксель Хансман (Axel Hansmann) – фотограф из Берлина, общепризнанный мастер художественной фотографии, всемирную известность получил благодаря своему проекту «Заброшенные места» (Verlorene Orte), в котором запечатлел полуразрушенные здания цехов, электростанций и госпиталей.

фотография, фото, искусство, архитектура, Тюмень, Россия, Германия

Просмотры: 135

Комментарии