Вслух

Книга: сделай сам

2 июня 2015 г. 9:15
Автор: Наталья Фоминцева

Краткий путеводитель для тюменца, решившего «издаться».


Несмотря на развитие электронных текстов и большое количество медиапотоков, спрос на «бумажную книгу» остается устойчивым. Сегодня она – способ остаться в истории, заявить о себе, презентация, а в некоторых случаях и демонстрация уровня достатка, – как хороший автомобиль. Так какой он, процесс создания книги, и что надо знать и понимать автору, решившемуся пуститься во все тяжкие на ниве книгоиздания?

Конечно, первый этап в создании любой книги – это замысел, идея, концепция, определение целевой аудитории (для кого я пишу?). Все это относится к разряду «приятные хлопоты». В процессе же реализации задуманного автор столкнется с рядом вполне практических вопросов.

Этап 1.

Здравствуйте, я ваш редактор

Самый лучший этап в производстве книги – это, несомненно, ее непосредственное написание. Полет фантазии или штудирование источников, работа со словом – в общем, все то, что называется творчеством. Именно на этом этапе в жизни автора возникает фигура редактора.

Какие бывают редакторы?

1.​ Бета-ридер (англ. Beta reader; бета-тестер + reader «читатель»). Это слово появилось в русском языке недавно и активно используется на литературных форумах. Означает оно человека, который по просьбе автора вычитывает его текст до того, как книга попадет в издательство. То есть новое слово означает явление, существующее очень давно. Бета-ридер – это друг, коллега, супруг; все, кто читает книгу раньше издательства.

2.​ Редактор в издательстве. Большинство тюменских издательств имеет в штате редактора, корректора и дизайнера. Стоимость их услуг будет включена в общую сумму печати.

Дарья Власова, руководитель книжного направления «Тюменского дома печати»:

left

– Да, у нас есть услуга, которая называется «изготовление оригинал-макета», включающая корректуру и редакторскую работу с текстом. Редактор вычитывает материал, следит за тем, чтобы книга была стилистически выверенной, может дать советы по улучшению книги. То есть наш редактор работает с готовым произведением, которому требуется доработка. Четкой цены на услуги редактора не существует, так как здесь все зависит от задач, объема текста, степени его готовности. На примере уже существующих заказов: редактура 224 страниц текста обошлась автору в 30 000 рублей.
Самое большое количество изданий в Тюменской области по-прежнему выходит тиражом от 100 до 500 экземпляров, что совпадает с тенденцией тиражного распределения на российском рынке: подавляющее большинство изданий в России в 2013 году* вышло тиражом до 500 экземпляров. Наименьшим тиражом (до 100 экз) в Тюмени выходят информационные издания – статистические сборники Тюменьстата.

3.​ Свободный редактор. Специалист, который работает с автором до его контакта с издательством. Чаще всего такой редактор оказывает существенную помощь в создании текста: он не следит за стилистической выверенностью, а сам определяет стиль произведения. Чаще всего такие редакторы работают над заказами, где необходимо не только отлично знать русский язык, но и иметь организаторские способности: собирать и обрабатывать информацию, полностью сопровождать проект до его сдачи в типографию. Пример – книги для предприятий. На рынке свободных редакторов нет устойчивого ценообразования. Цена формируется в зависимости от работы редактора, которая в свою очередь включает в себя много задач. Это может быть вычитка уже существующего текста, стилистическое его оформление, создание структуры текста либо написание его с нуля, на основе материалов, предоставленных автором, либо диктофонных записей (обычная практика, когда автор книги – селебрити). Ценовой диапазон здесь колеблется от 60 до 150 тысяч рублей.

Алена Ждановских, маркетолог типографии «Сити-Пресс»:

left

– Мы типография, а не издательство: то есть мы занимаемся печатью книги, а не созданием ее как продукта. Но, хотя в нашем штате нет должности «редактор», спрос на редакторов существует. Причем иногда в типографию обращаются потенциальные авторы, у которых есть не книга, а ее замысел, то есть, по сути, им нужна не вычитка текста, а помощь в его написании. В таких случаях мы даем координаты редакторов-профессионалов. Их немного: рынок свободных редакторов, способных не только отредактировать текст, но и помочь в его создании, в Тюмени не слишком большой. В основном такого рода работой, а также составлением книг для предприятий, занимаются журналисты «старой школы». Из своего поколения – 30–35-летних – я знаю только двух человек, кому бы я доверила такой заказ. Все, кто моложе, к сожалению, демонстрируют «эффект ЕГЭ» – непонимание языка, структуры текста, неспособность работать с большими объемами.
​В Тюменской области более 70% выпускаемых книг – научно-методические и учебные, то есть адресованные узкому кругу лиц. 8% составляет художественная литература – книги местных авторов. Особенно немногочисленны на тюменском рынке детские книги – их всего 0,9 % от общего числа (5 названий).

Этап 2.

Откуда деньги?

Отдать книгу в издательство и получить за нее гонорар – не то, на что могут рассчитывать местные авторы. Тюменское книгоиздание на сегодняшний день развивается вне конкурентной борьбы и фактически вне рынка. Немногие из них берутся за конечную реализацию продукта и в основном работают по принципу «любой каприз за ваши деньги». Как результат – у издательств нет задачи создать уникальный продукт. На количество заказов влияют скорее технические параметры книги, а не ее успех у читателя.

Наталья Дворцова, доктор филологических наук, профессор, завкафедрой издательского дела и редактирования Тюменского государственного университета:

left

– В России вообще непростая структура книгоиздания: почти 6 000 издательств, причем практически все сосредоточены в Москве и Питере. В Тюмени этот рынок до сих пор в зачаточном состоянии. Не установлена простейшая связь между автором, издателем, книжным магазином и читателем. Беда в том, что наш издательский рынок слишком благополучен. У нас не считают нужным внедрять новейшие технологии, искать и пробовать новые формы, суетиться, завоевывать. Хороший пример – издательство «Баско» из Екатеринубрга. Они, например, используют технологию «длинный хвост»: когда рынок держится не на бестселлерах, а на издании нишевого продукта – множества книг для разных читателей. Такой вот энергии освоения новых задач, пространств, денег нашим недостает.

Поэтому автору необходимо озаботиться вопросом, где найти средства на печать книги. Здесь есть несколько путей.

1.​ Финансирование

Начинающий автор может издаться по конкурсу, который проводит Совет по книгоизданию, существующий при правительстве Тюменской области. В этом случае автору необходимо отправить свою рукопись на адрес департамента информационной политики. Оттуда рукописи поступают в Союз по книгоизданию, где их оценивает экспертный совет, состоящий из филологов, писателей и чиновников. Одобренные рукописи отправляются на согласование вице-губернатору и губернатору.

В Совете по книгоизданию утверждают: высшие должностные лица области не вмешиваются непосредственно в текст, но оценивает его с точки зрения важности для региона. Также совершенно не важно, в каком жанре книга – историческая она, краеведческая или художественная. Главное – чтобы было талантливо написано. Также авторам советуют позаботиться о частичном финансировании – то есть, рассчитывая на бюджетную помощь, все же заручиться поддержкой других спонсоров: время сегодня тяжелое и расходы на региональное издание сокращаются. Если в 2013 году совет помог в издании 15 книг, то в 2015 под его патронажем выйдут всего две книги.

Так, благодаря господдержке окончена работа над книгой «Согретые Сибирью», которая вышла в свет в двух томах в Тюменском издательском доме (результат совместной работы ТИД и городских и районных газет). Книга повествует о судьбе воспитанников детских домов, эвакуированных в годы Великой Отечественной войны в Омскую (Тюменскую) область.

Завершена работа над выпуском трех издательских проектов: фотоальбома «Тюменская рапсодия» (о достижениях Тюменской области), «Печатные СМИ Тюменской области: век ХХ – век ХХI», «Тюменская старина» (2 тома).

На протяжении нескольких лет выпускается серия книг «Труженики сельского хозяйства земли Тюменской».

Из авторских проектов получила государственную поддержку книга Леонида Иванова «Будем жить!» (издательство «Мандр и Ка»). Выделены субсидии на издание книги Аркадия Захарова «Глаза Фемиды» о событиях периода брежневского застоя. При поддержке государства выпущены также книга избранных произведений Николая Ивановича Коняева «Бывает!», издание Николая Денисова «Планида», книга Юрия Переплеткина «В потоке времени».

Сергей Козлов, депутат Тюменской областной думы, председатель Совета по книгоизданию:

left

– У молодого автора есть несколько путей. Первый – путь Мартина Идена, который отправлял свои рукописи во все издательства. Кстати, рекомендую не только издательства, но и толстые литературные журналы – «Наш современник», «Нева». В нашем регионе – «Врата Сибири». Также существует множество нишевых журналов: например, для любителей фантастики. Короткие рассказы можно публиковать в «Литературной газете». Второй путь – участвовать в деятельности Тюменского областного отделения Союза писателей России. Посещать ежегодные семинары, получать профессиональную критику, обратную связь. И уже с рекомендацией от Союза писателей идти в Совет по книгоизданию. Третий путь – сразу идти в Совет по книгоизданию. Я лично считаю первый путь самым честным. Когда я издал свою первую книгу, я получил за нее крайне маленький гонорар. Но книга стала хорошо продаваться. На меня вышел издатель. Потом у меня купили все, что я написал, и на эти деньги я приобрел первую машину. Не просите ни у кого денег. Пытайтесь. Пробуйте. Помните, что главное – качество вашего текста. Если он действительно хорош – вы издадитесь.
​По рекомендации Совета по книгоизданию правительства Тюменской области в 2013 году по итогам конкурсного отбора были финансово поддержаны 15 изданий. Из них: 6 авторских произведений тюменских писателей; 8 краеведческих и исторических книг; 1 книга, посвященная победе в Великой Отечественной войне. Общий тираж издательских проектов, выпущенных в 2013 году при финансовой поддержке из областного бюджета, составил 26 000 экземпляров.

2.​ Краудфандинг

Модный сегодня метод, коллективное сотрудничество автора и читателей, когда тираж выпускаемого продукта рассчитан на количество заплативших за него. В этом случае автор точно рассчитывает затраты на книгу и распределяет сумму на потенциальных читателей (чем больше покупателей книги, тем меньше ее стоимость в расчете на одного человека). Таким образом в Тюмени в 2011 году была издана книга «Очерки старой Тюмени» (составитель – краевед Лев Боярский), а в 2012 году – альбом художника Владимира Глухова.

Краудфандинг – дело глобальное, но здесь главное – очень четко представлять свою аудиторию и работать на нее. Пример положительного опыта: в 2014 году английский актер Дэвид Теннант сыграл главную роль в театральной постановке шекспировской хроники «Ричард II». Группа фанатов актера, поживающих в разных городах России и ближнего зарубежья, задалась идеей издать текст хроники с авторскими иллюстрациями, отсылающими к театральной постановке, и параллельными русским и английским текстами хроники. В общей сложности в издании книги приняли участие более 125 человек из России, Украины, Беларуси, Казахстана, Германии, США, Великобритании и Кореи. Было напечатано 130 экземпляров и собрано 193 000 рублей (каждому покупателю книга обошлась приблизительно в 1 400 рублей). Информация о проекте распространялась исключительно в Интернете. В итоге творческая группа не остановилась на достигнутом: создала интернет-ресурс, посвященный английскому театру, а сейчас готовит к печати трагедию Шекспира «Гамлет».

​В 2013 году тюменское книгоиздание продемонстрировало ухудшение основных показателей: число наименований выпущенных книг и брошюр сократилось с 900 в 2012 году до 860 в 2013 году.

3.​ Своими средствами

Авторам, решившимся на такой шаг, нужно знать, что влияет на ценообразование продукта: сюда входят затраты на творческий процесс (редактор, корректор, дизайнер, иллюстратор и т. д.) и собственно издание книги. Здесь на стоимость влияют формат книги, ее объем, тип переплета (твердый, «склейка», «скрепка» и т. д.), тираж и оформление (ламинирование, выборочная лакировка и т. д.). Самый простой вариант: книжка в 100 страниц, с мягкой обложкой и креплением «на скрепку», при тираже 300 экземпляров будет стоит от 9 до 13 тысяч. Производственный процесс займет максимум три дня.

4.​ Столичное издательство

Можно сделать рывок за границы города и области и попытать счастья в федеральных издательствах. Но здесь надо знать, что начинающим авторам издательства предлагают не слишком выгодные условия. Например, вместо гонорара автору могут предложить часть тиража. Федеральное издательство может потребовать авторские права на книгу на определенный период (от 3 до 5 лет). В этом случае автор не платит ничего за печать книги, но и не может оказать решительного влияния на ее внешний вид.

Вадим Шарапов, писатель, блогер:

left

– Сначала я писал рассказы для своего Живого Журнала. Когда их набралось изрядное количество, перенес их на страницу в «Самиздате». Потом на меня вышли люди из издательства АСТ. Они как раз запустили серию «Автор ЖЖот», где собирали интересных авторов Живого Журнала. Мне предложили издаться тиражом 5 000 экземпляров. Для нынешнего времени это довольно неплохо. Все было очень грамотно: договор, небольшой гонорар, роялти. Потом еще несколько раз мои рассказы выходили в сборниках фантастики, изданных в «Эксмо», «Яуза-Эксмо». На самом деле, мне повезло – издательства очень неохотно берут сборники малой прозы, особенно неизвестных авторов.

Этап 3.

Внешность имеет значение

Что касается технических возможностей тюменских издательств, на сегодняшний день они крайне высоки: практически любой формат и тип оформления. Если в штате издательства есть дизайнер, он может изготовить дизайн-макет (в среднем эта услуга стоит от 20 до 100 тыс. рублей – в зависимости от сложности задачи). Также автор может нанять дизайнера за пределами издательства и принести на печать уже готовый макет книги.

«Внешность» книги определяется количеством денег у автора. Менеджер типографии «Сити-Пресс» Алена Ждановских также советует исходить из назначения книги: например, для учебника, предназначенного для активного использования, не стоит выбирать непрочный мягкий перелет, а «карманную» книгу не нужно делать слишком большой.

Более масштабный заказ – 200 страниц, мягкая обложка и тип крепления «термопереплет» – будет стоит приблизительно 120 тысяч рублей.

Самые дорогие позиции, влияющие на цену, – это цвет внутреннего блока и тип переплета. Твердый переплет поднимает затраты на издание все той же книги в 200 страниц до 300 тысяч рублей.

Стандартный срок изготовления книги в твердом перелете – один месяц. Книгу «на склейке» изготовят в считанные недели, «на скрепке» – в считанные дни. Но все эти расчеты приблизительны: цена каждой книги рассчитывается строго индивидуально. К тому же в связи с новой ценовой политикой и переходом на отечественные материалы ценообразование типографий все еще колеблется.

Этап 4.

Куда бежать?

В Тюмени свои редакционно-издательские отделы или издательства имеют все крупные университеты. Продукты этих издательств за редким исключением – учебно-методическая и научная книга.

Лидер тюменского книгоиздания на протяжении нескольких последних лет – издательство Тюменского госуниверситета – в 2013 году уступило пальму первенства издательству нефтегазового университета. В этом году издательство ТюмГУ выпустило книги 192 наименования, ТюмГНГУ – 205 наименований.

Научную книгу также издают научно-исследовательские институты, в том числе «Институт проблем освоения Севера Сибирского отделения Российской академии наук», «Сибирский научно-аналитический центр» (СИБНАЦ) и др.

Краеведческую и художественную литературу выпускают «Тюменский издательский дом», «Тюменский дом печати», «Радуга-Т», «Искусство», «Истина», «Слово», «Вектор Бук». Из них стоит особо отметить «Тюменский издательский дом»: он имеет собственный интернет-магазин.

Единственный представитель коммерческого конфессионального издательства в регионе – издательство «Русская неделя», возглавляемое писателем Мирославом Бакулиным. Издает православные, художественные и богословские книги, реализует тиражи через собственный магазин. Благодаря интернет-продажам книг, а также четкому пониманию своей аудитории «Русская неделя» широко представлена не только на тюменском, но и на российском уровне.

Этап 5.

А что потом?

В Тюмени почти нет издательств, которые бы взяли на себя дальнейший сбыт продукции. «Тюменский дом печати» – старейшее издательство Тюмени, в этом году празднующее девяносто пять лет со дня основания, – пробовал сотрудничать с магазином «Знание», но на данный момент в издательстве просто не существует подразделения, которое бы занималось последующей продажей книг.

В общем, реализация тиража становится задачей автора: это могут быть интернет-продажи либо реализация через книжный магазин. Последний вариант осложняется тем, что маленькие книжные магазины, готовые принять местную книгу, вытесняются крупными книжными сетями, с которыми практически невозможно договориться. Сетевые книжные магазины, такие как «Читай-город» и «Буква», продают или продукцию конкретных издательств, или им невыгодно работать с таким штучным товаром, как региональные издания. В Тюмени берут на реализацию работы местных авторов магазины «Знание» и «Перспектива» (последний позиционирует себя как модный магазин, «в котором живут красивые и стильные книги», поэтому возьмет только то, что соответствует этой концепции). Тюменские книги продаются в магазинах книготорговой фирмы «Фолиант».

Алена Ждановских считает, что договариваться только с маленькими магазинчиками нет смысла, сквозь них проходит слишком мало людей: «На самом деле главная проблема не в том, как найти деньги на издание, а в том, куда эту книгу потом деть. Интернет-магазины, собственная реклама, социальная активность – писатель должен использовать все каналы. Потому что, когда ты найдешь своего читателя – его найдет и твоя книга».

* Статистику по тюменскому книгоизданию представила кафедра издательского дела и редактирования Тюменского государственного университета. Статистика за 2013 год на данный момент – самая актуальная; данные на 2014 год появятся в июле 2015 года.

Статья подготовлена для журнала «Читаем Вслух» №19.


реклама