В фильме снялись более 60 райтеров и художников: в их числе «русский Бэнкси» Паша 183, пермский стрит-арт художник Александр Жунёв и новосибирская команда «Так надо».
В Тюмени прошел показ документального фильма «В открытую». Лента посвящена развитию российского стрит-арта и граффити. Картину на протяжении шести лет снимал художник Никита Номерз. Он документировал фестивали уличного искусства, интервьюировал граффити-райтеров и уличных художников. Правда, среди них не оказалось ни одного представителя из Тюменской области.
«Я первый раз в Тюмени, с городом еще не успел познакомиться, но знаю, что здесь реально мало художников. Почему — другой вопрос. Сегодня столицы стрит-арта в России — это Екатеринбург и Нижний Новгород. На развитие направления влияет и архитектура, и наличие площадей под роспись, и некое безразличие властей к тому, что делают райтеры», — считает Никита.
В фильме снялись более 60 райтеров и художников: в их числе «русский Бэнкси» Паша 183, пермский стрит-арт художник Александр Жунёв и команда новосибирских граффитчиков «Так надо».
Как правило, все уличные художники начинали свой путь в искусстве одинаково — расписывали по ночам в технике граффити заборы, стены, вагоны, постепенно переходя к стрит-арту и работе с пространством и архитектурой. Например, художник Виктор Cyal считает, что граффити — это не только живопись, но и монументальное искусство. Многие согласны, что это направление зачастую непонятно прохожим и жителям города, в красивом и сложном шрифте они видят не текст, а образ мотоцикла или бабушки.
Гораздо понятнее оказывается стрит-арт, созданный в пространстве. Он подвластен природным явлениям, вандализму, — и это неплохо, уверен райдер Паша Pixel: «И к вандализму, и к исчезанию картины нужно быть готовым всегда, ведь ты сознательно выбираешь пространство города для работы, а не картинную галерею».
Непримиримыми художники остались в вопросе того, что первостепенно: идея или форма. Представители старой школы продолжают считать, что исполнение работы может быть любым, лишь бы значимой оставалась суть. Художники новой школы продолжают работать с объемом и колористикой, опустив из внимания смысл рисунка.
Сам Никита Номерз считает, что и стрит-арт, и граффити — это братские занятия. Чаще всего прохожих удивляет не мастерство исполнения граффити и не смысл, заложенный в стрит-арт, а инициатива обычного человека менять пространство вокруг себя и желание делать это бесплатно.