Николай Данн: Нужно мыслить в масштабах человечества

Вслух.ру

Инициатор фестиваля "Ноль Плюс" уверен, что в каждой стране есть режиссеры, их единомышленники, есть фильмы, отвечающие критериям тюменского киносмотра.

Grey

Благодаря Международному фестивалю детского и семейного кино «Ноль Плюс», четвертый раз стартующему в Тюмени в ближайшие дни, тюменцы и гости города увидят, к примеру, фильм «Возвращение к себе» («Becoming who I was») южнокорейских документалистов, взявший в этом году Гран-При конкурса детского кино престижного Берлинского кинофестиваля. Инициатор создания фестиваля «Ноль Плюс» Николай Данн, режиссер, глава кинокомпании «Единство», в преддверии киносмотра рассказал, как кино может воспитывать, благодаря чему в Тюмени появился международный кинофестиваль и кто помогает его делать.

- Николай Николаевич, расскажите для начала, что для вас кино?

– Это ожившая история, событие, мысль. Обычно художники передают это через образ, писатель – через слово. И вдруг появилась другая форма, где картинка начала двигаться. Кино – выражение движущейся мысли. В этом аспекте кино схоже с театром, но театр не дает такого масштаба и такой ясности. Кино, в отличие от театра, более реалистично. Чтобы читать книгу, нужно воображение, а кино предлагает уже готовый образ. С этой стороны кино примитивнее книги, но с другой стороны, если правильно применять кино, то оно может учить, доносит важные и нужные образы до большего количества людей. Кино – это иллюзия, которая передается в данный момент зрителю для переживания. И главный вопрос – каким будет это переживание.

- Как думаете, каким это переживание будет у зрителей вашего фестиваля?

– Любая картина, любое событие должно приносить только благо. Изначально ребенок должен понимать, что безвыходных ситуаций нет. Через образы кино нашего фестиваля это понимание приходит. Конечно, в сюжете фильма может быть и драматизм, но все равно добро побеждает. Я это понимаю немного глубже: любое событие – это уже добро, которое помогает улучшить себя и мир.

С первого года Фестиваля критерии отбора очень строгие, они прописаны в Положении, и мы от них не отступаем. Среди главных критериев отбора – направленность фильмов на укрепление общечеловеческих ценностей, таких как семья, дружба, взаимопонимание, талант, творчество, труд, природа. Моя позиция – образы и герои кино должны пропагандировать такие качества человека, как доброта, жизнерадостность, дружелюбие, щедрость, честность, смелость, юмор, трудолюбие. Кроме того, серьезный критерий – визуальное качество фильма. Через сито этих критериев проходят сотни фильмов.

В этом году заявок более 2500, в программе – чуть более 100 фильмов, и из них 63 конкурсных. Зато этим фильмам можно доверять. «Кино, которому доверяют…» – это стало девизом нашего Фестиваля в этом году.

- Это же не коммерческий проект, в чем ваша выгода как инициатора, как директора фестиваля?

– Почему невыгодно? В чем выгода измеряется? Я мыслю иначе. Попробую объяснить. Когда человек маленький, у него есть чувство, что о нем заботятся (по законам природы так должно быть). Человек вырастает, и появляется потребность заботиться о других. В мире всегда есть что-то неразвитое, недоделанное, есть войны, бедность. Когда человек становится не просто взрослым, а мудрым, он начинает творить, создавать. У него есть потребность делиться с другими.

Так произошло и со мной. Мы приехали на кинорынок MIPTV в Каннах, в том числе и со своими фильмами про святые источники, про шаманов. И я был поражен – рынок переполнен фэнтэзи, боевиками, развлекательным контентом. Образы детских фильмов там специально уводят зрителей в опасный иллюзорный мир. На фильмы, которые заставляют думать, искать, развиваться, нет спроса. Вот тогда и пришла идея собрать со всего мира другой контент – для детского и семейного просмотра, который пропагандирует вечные человеческие ценности, о которых я уже говорил. С 2013 года начался отсчет нашего Фестиваля «Ноль Плюс».

- Вот так сразу замахнулись на международный уровень?

– Нужно мыслить в масштабах человечества, а не в рамках кланов. Человечество – единое целое. Мы увидели, что в каждой стране есть режиссеры, наши единомышленники, есть фильмы, отвечающие нашим критериям. Кинофестиваль – это производство, которое преподносит, популяризирует образы, а кинокультура – это то, что мы передаем из поколения в поколение: знания, образы, опыт, примеры. Именно с позиции понимания этого мы два года назад запустили образовательный проект «Кинопедагогика». Все лучшие фильмы могут участвовать в образовательном процессе в наших школах. И сейчас уже почти 100 школ работают с нами. Мы не просто предоставляем фильмы, мы обучаем педагогов использовать кино как инструмент передачи знаний. Об этом всем мы будем говорить в рамках предстоящего Фестиваля «Ноль Плюс», где пройдет первый Форум педагогов.

- Николай Николаевич, на каких образах росли вы сами? Откуда любовь к кино?

– Первый фильм я помню в черно-белом варианте. Деревенский клуб и сельчане, которые собрались как на праздник. Мест не хватает, мы с отцом, мне лет пять, где-то на втором ряду. Не помню название фильма, скорее всего про романтические отношения, взрослый. Там такие слова в песне были «На щечке родинка, а в глазах любовь» («Я встретил девушку», реж. Рафаил Перельштейн, 1957 г. – Прим. ред.). И вот эта игра актеров, душевная атмосфера всего поселка, пришедшего в кино в выходной, общее переживание сюжета фильма запечатлелись в памяти. А взрослее когда был, подростком – «Бременские музыканты» и «Приключения Электроника». И не сам Электроник даже запомнился, а слова математика о том, что «мальчишки, они все могут». Этот математик, но словно в разных образах возникал по жизни, когда было сложно, и говорил мне, что нет безвыходных ситуаций. Это важно, как раз это я и имел в виду, когда говорил, что образы воспитывают и запускают механизм познания.

- Почему сами начали снимать фильмы? Как фильмы изменили вас?

– Кардинально. Любое действие связано с познанием. Если я снимаю фильм – это значит, что я чего-то не знаю. И то, чего я не знаю, и есть основа моего фильма. Мысль, которую я собираюсь познать, ведет меня. Я не знаю, как развернется событие, но оно развернется, это точно. Кино получается непредсказуемое, но зато живое. Вот к примеру, сейчас снимаю фильм о силе власти. Восемь месяцев не могу найти, что или кто развернет все действие. Съемки идут, но пока я вижу, что это не так и это не то. Но за эти восемь месяцев я встретился с представителями всех уровней власти. Начал понимать, что это такое, для чего и кому должно служить.

Это будет серия фильмов. Власть – это не те, кто номинально руководит, как, к примеру, губернатор. Феномен власти многогранен. Монах, стремящийся разумом и душой в невидимый мир, президент страны или человек, умеющий управлять своими эмоциями. Чье влияние сильнее? На эти вопросы я ищу ответы, снимая кино. Другими словами, кино продвигает меня в том направлении, которое я выбрал для изучения. Это некий инструмент, посредством которого можно открыть для себя новое. Это и тайна и возможность одновременно.

- Вы сами верите власти?

– Во власть нужно обязательно верить. Это не условие, а понимание. Мы – единый целый организм. Я бы этот вопрос сравнил с более простым – «А веришь ли ты в своего отца?» Кто-то скажет: «Нет, потому что он алкоголик, или нет, потому что, он меня не понимает, он не заботится обо мне, его нет рядом…». Но ты родился от своего отца, и он просто есть. Власть – это не человек, занимающий руководящую должность. Это сила, позволяющая социуму двигаться. И от того, насколько сильна власть, – я бы еще добавил: насколько она осознающая – зависит, где мы находимся, куда идем и как живем.

- Кинофестиваль – это, как вы сказали, производство, масштаб, огромная работа. Чем живет команда фестиваля? Святым духом сыт не будешь…

– Наша команда – это несколько человек, единомышленники, мы давно вместе. С удовольствием назову их имена: Александр Школенко, директор по связям с общественностью и международным отношениям; Ирина Егорова, исполнительный директор фестиваля; Алена Сычева, программный директор; Вера Пахомчик, директор по региональному развитию фестиваля; Анастасия Боталова, администратор по работе со зрительской аудиторией; Елена Данн и Виктория Мясникова, художественные руководители церемоний открытия и закрытия фестиваля.

Я назвал костяк команды, но в разные периоды к нам присоединяются друзья, партнеры, которые вместе с нами организуют этот масштабный проект – душевный праздник для горожан и гостей Тюмени.

Что касается материальной стороны, да, не буду скрывать, это затратное мероприятие. Первый фестиваль помогли сделать партнеры-бизнесмены. Люди не равнодушные, не те, для которых выгода – это «утром деньги, вечером – стулья». Это люди, которые вкладывают ресурсы в будущее города, региона. Ведь это, по сути, инвестиции в детей, в их воспитание. Это не «быстрые» деньги, но они дороже.

Хорошую поддержку мы получаем от президента РФ в виде выигранных на проведение фестиваля грантов. За это время у нас накоплена огромная база фильмов для разного возраста от нуля и старше. Ведь надо понимать, «Ноль Плюс» – это не только детское кино, это кино для разных людей, в том числе и для пенсионеров, – у нас много документальных фильмов, научно-популярных.

Уверен, люди, у которых появилось свободное время, – счастливчики. И лучший способ использовать свободное время – расходовать его на себя, на свое развитие. Можно ходить на наши показы и в честности на фестиваль. Символично, что открытие нынешнего кинофестиваля состоится в День пожилых людей, 1 октября.

Другой вариант для всех – подписаться на наш ресурс – онлайн-кинотеатр для детей, родителей и учителей. Еще чуть-чуть, и он заработает. Подписка чисто символическая – до 200 рублей. Она нужна, чтобы проект существовал и развивался самостоятельно – без грантов и дотаций. Родители полностью могут доверить своих детей нашему онлайн-кинотеатру «Ноль Плюс», потому что фильмы уже прошли строгий фестивальный отбор.

- География фестиваля «Ноль Плюс» богатая – Индия, Корея, Финляндия, Франция, Россия – около 100 стран, но нет фильмов тюменских режиссеров. Почему?

– Каннскому фестивалю уже более 50 лет, нашему только 4 года. Еще не все о нас узнали. А если серьезно, то когда начинали фестиваль, в администрации нам сказали, что не смогут помогать, потому что кинопроизводства в регионе нет. Но прошло несколько лет, и сегодня при поддержке правительства Тюменской области снимается фильм «Тобол». Тюмень начала вкладывать средства в кино, и это происходит не без нашего участия.

Всему свое время. И думаю, не без участия Фестиваля «Ноль Плюс» зажгутся новые звезды кино родом из тюменского региона.

Фестиваль «Ноль Плюс» в Тюмени начнется 30 сентября и продлится до 7 октября. В Тобольске киносмотр пройдет со 2 по 4 октября.

фестиваль, кино, дети

Просмотры: 262

Комментарии