Dipol FM | 105,6 fm

Николай Данн: Нужно мыслить в масштабах человечества

Инициатор фестиваля "Ноль Плюс" уверен, что в каждой стране есть режиссеры, их единомышленники, есть фильмы, отвечающие критериям тюменского киносмотра.

_Благодаря Международному фестивалю детского и семейного кино «Ноль Плюс», четвертый раз стартующему в Тюмени в ближайшие дни, тюменцы и гости города увидят, к примеру, фильм «Возвращение к себе» («Becoming who I was») южнокорейских документалистов, взявший в этом году Гран-При конкурса детского кино престижного Берлинского кинофестиваля. Инициатор создания фестиваля «Ноль Плюс» Николай Данн, режиссер, глава кинокомпании «Единство», в преддверии киносмотра рассказал, как кино может воспитывать, благодаря чему в Тюмени появился международный кинофестиваль и кто помогает его делать._

— Николай Николаевич, расскажите для начала, что для вас кино?

— Это ожившая история, событие, мысль. Обычно художники передают это через образ, писатель — через слово. И вдруг появилась другая форма, где картинка начала двигаться. Кино — выражение движущейся мысли. В этом аспекте кино схоже с театром, но театр не дает такого масштаба и такой ясности. Кино, в отличие от театра, более реалистично. Чтобы читать книгу, нужно воображение, а кино предлагает уже готовый образ. С этой стороны кино примитивнее книги, но с другой стороны, если правильно применять кино, то оно может учить, доносит важные и нужные образы до большего количества людей. Кино — это иллюзия, которая передается в данный момент зрителю для переживания. И главный вопрос — каким будет это переживание.

— Как думаете, каким это переживание будет у зрителей вашего фестиваля?

— Любая картина, любое событие должно приносить только благо. Изначально ребенок должен понимать, что безвыходных ситуаций нет. Через образы кино нашего фестиваля это понимание приходит. Конечно, в сюжете фильма может быть и драматизм, но все равно добро побеждает. Я это понимаю немного глубже: любое событие — это уже добро, которое помогает улучшить себя и мир.

С первого года Фестиваля критерии отбора очень строгие, они прописаны в Положении, и мы от них не отступаем. Среди главных критериев отбора — направленность фильмов на укрепление общечеловеческих ценностей, таких как семья, дружба, взаимопонимание, талант, творчество, труд, природа. Моя позиция — образы и герои кино должны пропагандировать такие качества человека, как доброта, жизнерадостность, дружелюбие, щедрость, честность, смелость, юмор, трудолюбие. Кроме того, серьезный критерий — визуальное качество фильма. Через сито этих критериев проходят сотни фильмов.

В этом году заявок более 2500, в программе — чуть более 100 фильмов, и из них 63 конкурсных. Зато этим фильмам можно доверять. «Кино, которому доверяют…» — это стало девизом нашего Фестиваля в этом году.

— Это же не коммерческий проект, в чем ваша выгода как инициатора, как директора фестиваля?

— Почему невыгодно? В чем выгода измеряется? Я мыслю иначе. Попробую объяснить. Когда человек маленький, у него есть чувство, что о нем заботятся (по законам природы так должно быть). Человек вырастает, и появляется потребность заботиться о других. В мире всегда есть что-то неразвитое, недоделанное, есть войны, бедность. Когда человек становится не просто взрослым, а мудрым, он начинает творить, создавать. У него есть потребность делиться с другими.

Так произошло и со мной. Мы приехали на кинорынок MIPTV в Каннах, в том числе и со своими фильмами про святые источники, про шаманов. И я был поражен — рынок переполнен фэнтэзи, боевиками, развлекательным контентом. Образы детских фильмов там специально уводят зрителей в опасный иллюзорный мир. На фильмы, которые заставляют думать, искать, развиваться, нет спроса. Вот тогда и пришла идея собрать со всего мира другой контент — для детского и семейного просмотра, который пропагандирует вечные человеческие ценности, о которых я уже говорил. С 2013 года начался отсчет нашего Фестиваля «Ноль Плюс».

— Вот так сразу замахнулись на международный уровень?

— Нужно мыслить в масштабах человечества, а не в рамках кланов. Человечество — единое целое. Мы увидели, что в каждой стране есть режиссеры, наши единомышленники, есть фильмы, отвечающие нашим критериям. Кинофестиваль — это производство, которое преподносит, популяризирует образы, а кинокультура — это то, что мы передаем из поколения в поколение: знания, образы, опыт, примеры. Именно с позиции понимания этого мы два года назад запустили образовательный проект «Кинопедагогика». Все лучшие фильмы могут участвовать в образовательном процессе в наших школах. И сейчас уже почти 100 школ работают с нами. Мы не просто предоставляем фильмы, мы обучаем педагогов использовать кино как инструмент передачи знаний. Об этом всем мы будем говорить в рамках предстоящего Фестиваля «Ноль Плюс», где пройдет первый Форум педагогов.

— Николай Николаевич, на каких образах росли вы сами? Откуда любовь к кино?

— Первый фильм я помню в черно-белом варианте. Деревенский клуб и сельчане, которые собрались как на праздник. Мест не хватает, мы с отцом, мне лет пять, где-то на втором ряду. Не помню название фильма, скорее всего про романтические отношения, взрослый. Там такие слова в песне были «На щечке родинка, а в глазах любовь» («Я встретил девушку», реж. Рафаил Перельштейн, 1957 г. — _Прим. ред._). И вот эта игра актеров, душевная атмосфера всего поселка, пришедшего в кино в выходной, общее переживание сюжета фильма запечатлелись в памяти. А взрослее когда был, подростком — «Бременские музыканты» и «Приключения Электроника». И не сам Электроник даже запомнился, а слова математика о том, что «мальчишки, они все могут». Этот математик, но словно в разных образах возникал по жизни, когда было сложно, и говорил мне, что нет безвыходных ситуаций. Это важно, как раз это я и имел в виду, когда говорил, что образы воспитывают и запускают механизм познания.

— Почему сами начали снимать фильмы? Как фильмы изменили вас?

— Кардинально. Любое действие связано с познанием. Если я снимаю фильм — это значит, что я чего-то не знаю. И то, чего я не знаю, и есть основа моего фильма. Мысль, которую я собираюсь познать, ведет меня. Я не знаю, как развернется событие, но оно развернется, это точно. Кино получается непредсказуемое, но зато живое. Вот к примеру, сейчас снимаю фильм о силе власти. Восемь месяцев не могу найти, что или кто развернет все действие. Съемки идут, но пока я вижу, что это не так и это не то. Но за эти восемь месяцев я встретился с представителями всех уровней власти. Начал понимать, что это такое, для чего и кому должно служить.

Это будет серия фильмов. Власть — это не те, кто номинально руководит, как, к примеру, губернатор. Феномен власти многогранен. Монах, стремящийся разумом и душой в невидимый мир, президент страны или человек, умеющий управлять своими эмоциями. Чье влияние сильнее? На эти вопросы я ищу ответы, снимая кино. Другими словами, кино продвигает меня в том направлении, которое я выбрал для изучения. Это некий инструмент, посредством которого можно открыть для себя новое. Это и тайна и возможность одновременно.

— Вы сами верите власти?

— Во власть нужно обязательно верить. Это не условие, а понимание. Мы — единый целый организм. Я бы этот вопрос сравнил с более простым — «А веришь ли ты в своего отца?» Кто-то скажет: «Нет, потому что он алкоголик, или нет, потому что, он меня не понимает, он не заботится обо мне, его нет рядом…». Но ты родился от своего отца, и он просто есть. Власть — это не человек, занимающий руководящую должность. Это сила, позволяющая социуму двигаться. И от того, насколько сильна власть, — я бы еще добавил: насколько она осознающая — зависит, где мы находимся, куда идем и как живем.

— Кинофестиваль — это, как вы сказали, производство, масштаб, огромная работа. Чем живет команда фестиваля? Святым духом сыт не будешь…

— Наша команда — это несколько человек, единомышленники, мы давно вместе. С удовольствием назову их имена: Александр Школенко, директор по связям с общественностью и международным отношениям; Ирина Егорова, исполнительный директор фестиваля; Алена Сычева, программный директор; Вера Пахомчик, директор по региональному развитию фестиваля; Анастасия Боталова, администратор по работе со зрительской аудиторией; Елена Данн и Виктория Мясникова, художественные руководители церемоний открытия и закрытия фестиваля.

Я назвал костяк команды, но в разные периоды к нам присоединяются друзья, партнеры, которые вместе с нами организуют этот масштабный проект — душевный праздник для горожан и гостей Тюмени.

Что касается материальной стороны, да, не буду скрывать, это затратное мероприятие. Первый фестиваль помогли сделать партнеры-бизнесмены. Люди не равнодушные, не те, для которых выгода — это «утром деньги, вечером — стулья». Это люди, которые вкладывают ресурсы в будущее города, региона. Ведь это, по сути, инвестиции в детей, в их воспитание. Это не «быстрые» деньги, но они дороже.

Хорошую поддержку мы получаем от президента РФ в виде выигранных на проведение фестиваля грантов. За это время у нас накоплена огромная база фильмов для разного возраста от нуля и старше. Ведь надо понимать, «Ноль Плюс» — это не только детское кино, это кино для разных людей, в том числе и для пенсионеров, — у нас много документальных фильмов, научно-популярных.

Уверен, люди, у которых появилось свободное время, — счастливчики. И лучший способ использовать свободное время — расходовать его на себя, на свое развитие. Можно ходить на наши показы и в честности на фестиваль. Символично, что открытие нынешнего кинофестиваля состоится в День пожилых людей, 1 октября.

Другой вариант для всех — подписаться на наш ресурс — онлайн-кинотеатр для детей, родителей и учителей. Еще чуть-чуть, и он заработает. Подписка чисто символическая — до 200 рублей. Она нужна, чтобы проект существовал и развивался самостоятельно — без грантов и дотаций. Родители полностью могут доверить своих детей нашему онлайн-кинотеатру «Ноль Плюс», потому что фильмы уже прошли строгий фестивальный отбор.

— География фестиваля «Ноль Плюс» богатая — Индия, Корея, Финляндия, Франция, Россия — около 100 стран, но нет фильмов тюменских режиссеров. Почему?

— Каннскому фестивалю уже более 50 лет, нашему только 4 года. Еще не все о нас узнали. А если серьезно, то когда начинали фестиваль, в администрации нам сказали, что не смогут помогать, потому что кинопроизводства в регионе нет. Но прошло несколько лет, и сегодня при поддержке правительства Тюменской области снимается фильм «Тобол». Тюмень начала вкладывать средства в кино, и это происходит не без нашего участия.

Всему свое время. И думаю, не без участия Фестиваля «Ноль Плюс» зажгутся новые звезды кино родом из тюменского региона.

_Фестиваль «Ноль Плюс» в Тюмени начнется 30 сентября и продлится до 7 октября. В Тобольске киносмотр пройдет со 2 по 4 октября._

Неудобно на сайте? Читайте самое интересное в Telegram и самое полезное в Vk.
Последние новости
Что бы съесть, чтоб похудеть? Основы правильного питания
Что бы съесть, чтоб похудеть? Основы правильного питания
Приводим советы врача.
#еда
#питание
#диета
#врач
#советы
Тобольский музей ищет потенциальных гидов
Тобольский музей ищет потенциальных гидов
Прошедших отбор ждет интересная программа под руководством опытных кураторов.
#музей
#ТИАМЗ
#Тобольск
#гид
#обучение
#курсы
Тюменский студент работает над приложением для оповещения людей о пожаре
Тюменский студент работает над приложением для оповещения людей о пожаре
Сервис должен предоставлять карту с указанием кратчайшего пути эвакуации.
#телефон
#сервис
#оповещение
#ЧС
#студент
#разработка
#аграрный университет
#грант
#новости Тюмени
В селе Казанском с помощью добровольцев наращивают дамбу
В селе Казанском с помощью добровольцев наращивают дамбу
Здесь обещают рекордно высокий паводок.
#дамба
#паводок
#Казанское
#губернатор
#Александр Моор
#Тюменская область
Тюменский художник-декоратор открыла секреты создания кукол для театра
Тюменский художник-декоратор открыла секреты создания кукол для театра
Используются разные материалы: можно взять и кусочек пластика, и трубу изоляционную, а то и конус картонный от туалетной бумаги.
#кукла
#театр
#мастерская
#создание
#творчество
#Тюменский кукольный театр