Dipol FM | 105,6 fm

Писатель Алексей Сальников: Любой роман – это химический эксперимент

В Тобольске с лауреатом «Нацбеста» состоялся «фанатский» разговор.

Литературный фестиваль «Сибирская Ипокрена», занявший семь дней и представивший более 50 встреч и более 30 спикеров, оказался мозаикой, в которой взгляд всякий раз выхватывал новые фрагменты одного и того же изображения. Для кого-то открытием могла стать встреча с земляками, представлявшими на фестивале Тобольск и Тюмень, для кого-то — с известными писателями и столичными литературными критиками, увлеченными, и потому легко увлекавшими за собой в описанные миры. Верно одно — для каждого фестиваль был разным, и охватить его весь, побывать на всех площадках в двух городах было бы невозможно.

Писатель Алексей Сальников: Любой роман – это химический эксперимент

Но максимальное количество заинтересованных в современном литературном процессе вечером выходного дня 21 июля смогли прийти и приехать в Тобольск на встречу с поэтом и писателем Алексеем Сальниковым, лауреатом премии «Национальный бестселлер» этого года. Его роман «Петровы в гриппе и вокруг него» был восторженно принят как критиками, так и читающей публикой. Встречу провел литературный критик Константин Мильчин, один из кураторов фестиваля. Состоявшийся разговор он назвал «фанатским». И хотя большинство пришедших триумфального романа еще не читали, вслушивались в разговор с не меньшим интересом, чем уже «отгрипповавшие» поклонники.

Алексей, пытавшийся, казалось, занимать как можно меньше места и как можно реже смотреть на десятки пришедших на встречу читателей, отвечал на вопросы Константина и своих читателей просто и, почувствовав громадную поддержку зала, много шутил. Некоторые из ответов и импровизаций, прозвучавших в тот вечер, перед вами.

Писатель Алексей Сальников: Любой роман – это химический эксперимент

Об однозначности трактовки

О том, что Петровы сработают «странно», я не догадывался. Для меня это была вполне очевидная история, когда я ее писал. В итоге у меня появилась собственная трактовка, что вся дичь, что творится вокруг Петрова-старшего и Петровой, — это то, как домысливает их сын, чем занимаются родители, когда они отсутствуют дома. По-моему, это даже интересней, чем если бы их вообще не было.

О двойном дне героев

Вообще это нормально, когда у героев двойное дно. …О чем мы вообще хотели поговорить? Я тут задумался о глубине дна… И не настолько уж оно глубокое. Вот, к примеру, в Петербурге ко мне подошла женщина. Она сказала: «За свою долгую жизнь, молодой человек, я, между прочим, испытывала несколько раз очень сильное желание кого-нибудь зарезать. Так что свою героиню вы не считайте там такой уж экстремальной». И ушла, так и не сказав, хоть раз она это сделала или нет…

О Джойсе

Конечно, да. [Роман -] это уважительная отсылка к нему. Полностью подражать Джойсу смысла нет. Не то чтобы я пытался, это само собой вышло, что там есть упоминания многих авторов. Просто потому, что они на меня позитивно повлияли.

О свердловском Аиде

А это забавно! Идея возникла, когда я прочитал Борхеса, его рассказ, который я не помню. Там боги выходят, старые, забытые, и герои убивают их всех. Как царскую семью, значит. И сразу родилось такое, что Аид должен жить в Свердловской области. И эта мысль с ранней юности мимоходом витала, витала. И, видимо, это вылилось все-таки во что-то конкретное.

Константин Мильчин: «Смотрите, как получается: Тюменская область — Ипокрена, Геликон, Свердловская — Аид. Без намеков!»

Писатель Алексей Сальников: Любой роман – это химический эксперимент

Об Одиссее

А вот Одиссей — нет, нисколько, никоим образом [не подразумевался в романе]. Просто хотелось сохранить наши юные приключения с другом, и все. Когда он меня застигал, мы с ним оказывались в непредсказуемых совершенно местах. И это хотелось как-то зафиксировать. И он, кстати, это угадал. Сказал: «Очень похоже на наши с тобой приключения».

О катафалке

Ну, это случайно. Я много говорил о том, что, действительно, была история. Меня заметил по соседству работавший молодой человек и из автобуса вытащил в катафалк, чтобы подвезти до работы. Они остановили автобус, сказали: «Давай, Леха, выходи, хватит ломаться!» И меня тогда чуть ли не выпихнули из автобуса, чтобы я не выделывался и быстрее выходил.

О Москве

О, я хотел сказать про Москву как раз! Тоже эта мысль возникла уже по поводу булгаковского романа «Мастер и Маргарита». Почему москвичей удивило то, что дьявол появился в Москве? Для всей остальной России было бы удивительно, если бы он оттуда хотя бы на пару суток уехал.

О том, что нет неважного (по следам беседы с писателем Дмитрием Даниловым)

Обыденная жизнь, и правда, интереснее, просто мы не замечаем этих связей, некоторые истории не можем полностью проследить. Может, ехали вместе, там, бывшие друзья детства, которые даже и не помнят друг о друге, разные судьбы прожили, и тут снова встречаются. Мы не видим этих связей. А из таких мелочей жизнь и складывается, по идее, из мимолетно сказанных слов.

О романе

Сначала был кусок главы до того, как Петров пересаживается в катафалк. И все. Ну и были безумные герои, которые вместе нормальные, поэтому они не замечают того, что они ненормальные, а по отдельности каждый вообще совершеннейший психопат. И что с ними делать, я не знал. А потом внезапно придумалась глава про Снегурочку, вот эта последняя. Когда она придумалась, я аж засмеялся. Среди ночи, причем. Даже записывать эту мысль не стал. Понял: это я запомню. Поставил «скобки» — обозначил начало и конец романа. И, видимо, стишки меня приучили к некому чувству объема [эти скобки заполнившего].

О творчестве

Процесс творчества какой? Голова тебе подсказывает, что будет дальше. Ты говоришь, допустим: да ну, какая-то фигня. Или заставляешь голову: давай придумывай! А она такая: а я сегодня не хочу. Ты: нет, давай придумывай! Голова: ну на тебе, подойдет? Ты: не совсем. Голова: а вот это? Он, в общем-то, так и протекает, процесс творчества. Мы собственного мышления-то сторонние наблюдатели подчас, не то что творчества. Поэтому автор работает неким наблюдателем и оценивателем того, что ему предлагает мозг, который получает задачу и на нее как-то отвечает. Как на математическую или любую другую.

Любой роман — это некий химический эксперимент всегда, мне кажется.

Писатель Алексей Сальников: Любой роман – это химический эксперимент

О героях

Я не властен над своими героями, и никто над ними не властен. Герои, постепенно набираясь подробностей, становятся живыми людьми. Такой же проекцией в голове, как каждый из наших знакомых. <… Они там начинают ссориться, когда их не просят. Их просят по сюжету двигаться, как людей нормальных! …> Герои становятся неотличимы от живых людей. Почему они не должны обладать свободой воли?

О правилах игры

Сейчас подумаю… А! Не делать главного героя прям Героем. В таком фэнтезийном понимании. У меня это никогда не Герой, а какой-то средний человек.

О слове

Я стараюсь все-таки не затрагивать слишком интимную часть своей жизни, стараюсь придумывать коллизии некие. И отчасти я рад тому, что текст потом сам собой складывается из уже заложенных в начале правил.

О Комик-конах

Вот сейчас появились Комик-коны. А у нас существует огромное сообщество литературных гиков, существует масса своих супергероев, поэтов. И люди восхищаются людьми, которых никто не знает, как на Комик-конах, где носятся с теми же второстепенными героями из Стартрека. По идее нужен Поэ-кон, как называть, не знаю, где вместо комиксов стихи.

Мильчин: — Так, а кто у нас стихический супермен?
Сальников: — Гандлевский, например. Или говорят: Владимир Семенович Высоцкий! Почему Владимир Семенович-то, блин? Или вот еще Есенин.
М.: — Есенин — это бэтман.
С.: — Ну, а Высоцкий — супермен.
М.: — Человек-паук это как раз…
С.: — Евтушенко… Кстати, похож ведь!
М.: — Росомаха?
С.: — Пригов!.. Такой же бешеный!
М.: — Так, а Дэдпул?
С.: — Ой, это уже кто-то… Иртенев, я не знаю…
М.: — Люди Икс?
— Обэриуты, — крикнула из зала профессор Наталья Дворцова.
М.: — Хорошая игра, так можно до бесконечности.
С.: — Ксавье — Мандельштам.
М.: — А Пушкин кто тогда?
С.: — Это из прошлого. Видимо, потом перезапуск Вселенной произошел.

О писательской кухне

Пишу когда как. Иногда чувствуешь себя режиссером: вот это неправильно, они сыграли — не так. И иногда приходится выдавливать нужную игру. Пока не сыграют так, как понравится мне, герои должны повторять снова и снова. Да, иногда удаляю какие-то куски, иногда — полностью что-то удаляю. И не жалко. Я даже не сохраняю ничего такого, просто удаляю. Хорошо, что есть текстовый редактор, ты что-то удаляешь, и для тебя этого куска текста уже не существует. Не то что возвращаться потом бумажки перебирать, допустим, спустя 15 лет, приговаривая: ах, как это хорошо! Нет.

О жути

Мне с моими персонажами — не жутко. Это же выдумки. Но иногда они говорят такие вещи, после которых я отхожу от текста и думаю: все-таки перебор или не перебор? Но потом чаще всего оставляю их фразы дикие. А поступки их меня не пугают… Ну это же, Господи… Мушкетеры вон кучу народу зарезали от начала и до конца, и не всегда даже, собственно, по поводу.

О творческих планах (неизбежно)

— А сейчас что пишете? — голос из зала.
— Роман, — невозмутимо отвечал автор двух романов.
— Так, так, так, та-ак! — интонировал напряжение момента Константин Мильчин.
— Так я уж давно его пишу! — оправдывался автор. — Этим летом как раз хотел закончить. И так получается, что меня как-то слишком много! В этом году.
— Дайте, пожалуйста, — мне не надо, хотя бы Тобольску — пару спойлеров?
— А там про стишки! Очень будет весело. Про стишки, которые пишет женщина.

_И когда взявшийся невесть откуда после жаркого дня ледяной тобольский ветер окончательно заморозил сидящих в футболочках любителей литературы, а вопросы иссякли, решено было, наконец, отпустить автора. Но не так сразу. Некоторое время он еще не мог уйти, выполняя почетную повинность знаменитости и подписывая всем желающим небольшие томики Петровых с прохладной зеленью на обложках. И у меня теперь тоже такая есть._

Писатель Алексей Сальников: Любой роман – это химический эксперимент

Фестивальная неделя вылилась в мелькание лиц, мерцание разговоров, вспышки впечатлений, бряцание именами и названиями, дрожание над книгами, которых было действительно много. И дуга книжных белых палаток, где представили по специальным ценам свои книги почти шестьдесят издательств, то и дело становилась бермудским треугольником, в котором на некоторое время пропадали живые люди.

Слова из книг, о книгах, над книгами, вокруг них, их бумажный шелест, их тяжелые проекции — в прошлое и будущее, скрежеща, спорили с настоящим, с палящим солнцем и холодным тугим ветром, пытавшимся унести казавшиеся ненадежными белые палатки, хлопавшие полотнищами, как крыльями на взлете.

И уже после фестиваля стало понятно, как далеко ушла волна Ипокрены на этот раз. В междугородней маршрутке Тобольск — Тюмень один из пассажиров, говоря по телефону, сообщил невидимому собеседнику: «Да тут фестиваль был, по книжке…»

Писатель Алексей Сальников: Любой роман – это химический эксперимент

_Напомним, громадный литературный фестиваль в древнем сибирском городе организован в рамках благотворительной программы СИБУРа «Формула хороших дел». Кстати, в отношении многоликого фестиваля слова о том, что в одну воду нельзя войти дважды, оказались бы не вполне правдивыми. Организаторы позаботились о тех, кто не смог побывать на всех интересных ему мероприятиях. Видеозаписи части событий доступны на странице «Сибирской Ипокрены» во Вконтакте._

Писатель Алексей Сальников: Любой роман – это химический эксперимент

Неудобно на сайте? Читайте самое интересное в Telegram и самое полезное в Vk.
Последние новости
Тюменские подростки освоили ключевые направления волонтерства
Тюменские подростки освоили ключевые направления волонтерства
Ребята на реабилитации попробовали направления добровольчества.
#добровольчество
#волонтерство
#подростки
#реабилитация
#ТюмГУ
#Тюмень
#новости Тюмени
#тк
Губернатор Александр Моор встретился с главой Краснодона Сергеем Козенко
Губернатор Александр Моор встретился с главой Краснодона Сергеем Козенко
Подшефный город станет красивым и современным, уверен глава региона.
#Александр Моор
#Сергей Козенко
#Краснодон
#Тюмень
#Тюменская область
#тк
Тюменскую молодежь приглашают поучаствовать в проектах платформы «Россия - страна возможностей»
Тюменскую молодежь приглашают поучаствовать в проектах платформы «Россия - страна возможностей»
Также можно предложить свою инициативу.
#молодежь
#форум
#амбассадор
#инициатива
#проект
#Росмолодежь
#Тюмень
#новости Тюмени
#новости России
#тк
Начинается набор заявок на всероссийскую акцию «Елка желаний»
Начинается набор заявок на всероссийскую акцию «Елка желаний»
Губернатор рассказал о детях, которым ранее дарил подарки.
#Новый год
#Александр Моор
#губернатор
#елка желаний
#подарки
#Тюмень
#новости Тюмени
#тк
Тюменский врач объяснила опасность чрезмерного употребления антибиотиков
Тюменский врач объяснила опасность чрезмерного употребления антибиотиков
Самоназначение и неполный курс могут усугубить ситуацию.
#врач
#эксперт
#здоровье
#ОРВИ
#грипп
#советы
#ОКБ №1
#Тюмень
#новости Тюмени
#тк

Настоящий ресурс использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика, предоставляемый компанией ООО «ЯНДЕКС», 119021, Россия, Москва, ул. Л. Толстого, 16 (далее — Яндекс), сервис Яндекс Метрика использует файлы «cookie» с целью сбора технических данных посетителей для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать ресурс, Вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.

Собранная при помощи «cookie» информация не может идентифицировать вас, однако может помочь нам улучшить работу нашего сайта. Информация об использовании вами данного сайта, собранная при помощи «cookie», будет передаваться Яндексу и храниться на серверах Яндекса в Российской Федерации.

Вы можете отказаться от использования «cookie», выбрав соответствующие настройки в браузере.

Подробнее о нашей политике обработки персональных данных.

Принять