Серию интервью с людьми театра в их «именинный год» продолжит разговор с Народным артистом России Владимиром Орлом.
_В Год театра у любителей этого искусства есть возможность ближе познакомиться с тюменскими артистами. Серию интервью с людьми театра продолжит разговор с Народным артистом России, председателем Тюменского отделения Союза театральных деятелей РФ Владимиром Орлом._
— Владимир Васильевич, когда впервые состоялась ваша встреча с театром?
— Это было в 5−6 лет, в совсем юном возрасте. В сельской самодеятельности ставили спектакль, нужен был мальчик, взяли меня, и я что-то там говорил, а потом, когда стал постарше, читал сатирические стихи. Я не представлял, что такое театр. Поступая в театральный институт, даже не видел драматического театра, и не знал, что это… Один раз отец взял меня в Киевский кукольный театр. От спектакля у меня осталось сильное впечатление. А впервые в жизни профессиональный театр и спектакль я увидел, будучи абитуриентом театрального вуза в Харькове. Там на гастролях был театр Ленинского комсомола из Ленинграда. Я посмотрел спектакль Владимира Егоровича Воробьева «Зримая песня». Это было потрясение! А потом, через несколько десятков лет, мне удалось с ним работать в трех спектаклях, уже на сцене Тюменского драматического театра — в «Мирандолине», «Ангелах в Париже», «Одержимой любовью». Это тоже было большое счастье — работать с таким Мастером.
— Когда вы поняли, что хотите стать актером, что именно эта профессия вам интересна?
— Никогда не мечтал об актерской профессии. Но когда заканчивал десятый класс, встал вопрос, куда поступать. Учительница литературы подсказала мне идти в театральный институт. Что-то во мне увидела. И вот по ее совету я поехал в Харьковский театральный институт.
Родители к моему выбору отнеслись спокойно. Конечно, это было удивительно для села. Ты идешь в артисты? Откуда? Чего? Потом институт… Что вы! Я сам этого боялся и когда пришла телеграмма, что я принят, это было головокружение и страх: «Как это случилось?»
Харьковский институт искусств был создан в 1917 году, до революции. У его истоков стоял Петр Ильич Чайковский. А в 1944 году, когда шла еще война, открыли театральное отделение. В этом году будет 75-летие. Руководил нашим курсом великий педагог — Народный артист СССР, лауреат Сталинской премии Евгений Васильевич Бондаренко, второй педагог — народный артист Украины и России Валерий Михайлович Ивченко, сейчас актер Большого драматического театра имени Товстоногова.
— Что вы открыли для себя в институте?
— Это были лучшие годы жизни. Ну, во-первых, юность… Мы смотрели лучшие спектакли харьковских и гастролирующих театров. На каникулы ездили в Москву и Ленинград. Смотрели спектакли Таганки, Современника, Маяковки, БДТ и других. Все лучшее, что было в те годы. И сейчас я понимаю, что это был великий период в жизни советского театра. После института меня оставляли в лучшем театре, в Национальном театре имени Шевченко. Этот театр создал великий деятель и реформатор Лесь Курбас. Но судьба распорядилась иначе. Я отказался и ушел в Русский театр.
— Не жалели о выборе?
— Театр ко мне был благосклонен, и я пытался добросовестно относиться к работе. К театру нужно относиться профессионально, как к любой работе, добросовестно.
Когда мы уходили, педагог Евгений Васильевич Бондаренко, давая напутствие, сказал (я тогда не очень понял эту фразу): «Чем больше вы дадите театру, тем больше театр вернет вам». Думаю, что это правильно!
— Как получилось, что вы приехали в Тюмень и остались?
— То, что актеры переезжают, — это, наверное, правильно, потому что артист в одном театре может не прижиться. Такое случается по разным причинам… Тюменский театр в моей жизни третий — это немного. Пригласил меня замечательный режиссер Евгений Анатольевич Плавинский.
Купили меня окладом, прямо скажу. Я ехал, холостой парень, в однокомнатную квартиру, как в телеграмме написали. Но это меня меньше всего интересовало. С жильем было просто, а то, что на двадцать рублей выше дали оклад, это было заманчиво!
Но когда приехал, ужаснулся, увидев город — грязь, невыразительное здание театра. Хотя сейчас я понимаю, каким «намоленным» оно было. Мы до сих пор его с любовью вспоминаем и иногда выпиваем за него… А тогда я подумал, что год поработаю и рвану дальше.
Но вот начался сезон, я увидел спектакли, артистов. Георгий Дьяконов-Дьяченков, Борис Красиков, Наталья Зубкова, Анта Колиниченко и многие другие. Я смотрю: нет…, хорошие актеры! Потом «засосало». Потом женился. И была работа, а это самое главное в профессии.
— Какой ваш любимый спектакль в репертуаре театра?
— Не буду говорить, какой конкретно. Я сыграл, конечно, много ролей, но спектакли, которыми действительно горжусь, можно пересчитать по пальцам. И это все-таки заслуга талантливого режиссера! Моя — в меньшей степени.
— Есть какая-то роль, которую вы бы хотели сыграть?
— Не так, я хотел бы встретиться с хорошим режиссером. А главная или второстепенная роль у хорошего постановщика — не имеет значения. Для меня, во всяком случае.
— Актерство или режиссура?
— Я в первую очередь актер. Актерство мне более близко по природе! Но режиссура раздвигает границы. Если я и ставлю, то это спектакли актерские, так сказать.
— Ваши дети пошли по вашим стопам?
— Они не в актерской профессии. Правда, сын участвовал в университетской самодеятельности. Была такая замечательная студия при госуниверситете — «Театрик» Татьяны Тарасовой, которая сейчас преподает в ГИТИСе. Он участвовал как актер в спектаклях нашего театра «Нахлебник», «Шалом, Америка». А окончил юридический факультет нашего университета. Дочь — хороший дизайнер. Профессию они выбирали самостоятельно.
— Что для вас является главным в профессии актера?
— Институт дает ремесло, а талант — либо есть, либо нет. Вот Смоктуновский был актер от Бога. А есть актеры, которые работают достаточно профессионально, они научились ремеслу.
— Георгий Дьяконов-Дьяченков и Владимир Орел — единственные в регионе удостоены звания «Народный артист». Что для вас значит эта награда?
— Я приехал в родительский дом после награждения и сказал: «Мама, я — заслуженный артист!» Мама ничего не ответила. Но я чувствовал, что она гордится мной… При этом считаю, что к этому надо относиться спокойно. Когда зритель приходит в театр, он смотрит на работу актера, и его не волнует, есть у тебя звание или нет.
— Владимир Васильевич, вы часто присутствуете на различных конкурсах актерского мастерства в качестве члена жюри. Какие советы дали бы молодым актерам?
— Задатки актера сразу видно! Любой профессиональный артист сможет это оценить. Вышел чтец, и мне не надо его до конца слушать, потому что я знаю и вижу его потенциал.
Иногда чтец на сцену выходит заряженный взорвать зал, как котел, бурлит, а бывает, что выходит уже проигравшим. Для актера все-таки важна энергетика. Театр требует эмоциональной энергетики, эмоций, обаяния…
— Есть у вас хобби, увлечение, не связанное с театром?
— Хобби… Когда-то я играл в преферанс. Сейчас хожу на волейбол три раза в неделю, если позволяет репертуар. Люблю собирать грибы — это из детства, от отца. Иногда езжу на рыбалку на Север. Не охотник, не могу стрелять (смеется)! Люблю смотреть биатлон, волейбол, гимнастику (в институте занимался акробатикой), футбол. Вырос со спортом.
_Справка:_
_Владимир Васильевич Орел родился 4 февраля 1951 года в селе Луговики Киевской области. Окончил Харьковский институт искусств им.
_Интервью подготовлено пресс-службой ТКТО._