Banner

«Всем кого касается» – тюменский театр предлагает тушить непонимание

Автор: Татьяна Панкина

Спектакль назван «инструкцией по безопасности от человеческих возгораний».

Grey

– Ты дурак! И ты дурак! – хихикали мальчишки и девчонки, выходившие 17 мая из театра «Ангажемент» после премьеры спектакля «Всем кого касается» (без запятой), и хлопали друг друга ладошками по лбам. Наверное, это и был главный смысл спектакля – приблизиться к пониманию того, что общение возможно на совершенно разных уровнях и порой принимает причудливые формы. Пусть и с помощью «дурака».

И хотя во время представления, большей частью направленного в зал, становящийся частью школьного класса, эти же самые дети вертелись, гомонили, в голос комментировали происходящее и бесконечно шебуршали на своих местах, они же в нужные моменты замирали, словно приколоченные гвоздями. Автор Дана Сидерос и режиссер Игорь Лебедев в Тюмени говорили с ними Понятным Языком. Кстати, наблюдать за тем, с какой неслабой отдачей театр работает со своим юным – неусидчивым, отвлекающимся, насмешливым – зрителем, обращается к нему, завлекает, вбирает его в действо на сцене и в зале, не менее волнительно, чем за самой историей.

Спектакль назван «инструкцией по безопасности от человеческих возгораний». Входя в представление, для начала актеры, играющие школьников и учителей, рассказывают присутствующим в зале детям о мерах безопасности во время настоящего возгорания. Источником открытого огня в этой небольшой демонстрации служит будущий реквизит спектакля – красный школьный рюкзачок, который по просьбе актеров зритель с первого ряда держит над головой и встряхивает, имитируя языки пламени.

На сцене появляется огнетушитель. Указывая на занятого рюкзаком человека, инструкторы комментируют, что стараться погасить надо не пламя, а его источник, и притворно направляют огнетушитель с рюкзака на человека, который его держит. Зал хохочет.

А еще, не выходя из жанра «инструкции», во время спектакля по пунктам перечисляют, как стоит общаться, особенно с теми, кого не вполне понимаешь, – например, с детьми.

История начинается с появления двух странных мальчиков, попадающих в новый класс. Они довольно долго стоят с краю молча. И первая же попытка завязать с ними разговор кончается криками и слезами. Что произошло? Один из мальчиков вместо разговора прикоснулся к собеседнику. И это простое прикосновение, оказывается, не укладывается ни в какие привычные, «безопасные» схемы, и потому задевает за живое.

Сама автор – поэт, драматург Дана Сидерос – говорит о том, что ее очень интересовал феномен распространения среди подростков нового языка, а набор прикосновений, несущих определенную информацию – это именно язык. Пьеса, написанная простым языком современных школьников, снабженная описанием жестов, словно делится надвое. И читать ее придется в тишине, как текст. А трудности перевода окажутся временными, потому что обе стороны, как выясняется, очень хотят общаться.

Интриги, правда, добавляет то молчащий, то говорящий Костя (Николай Давыдов). Поначалу этот парень кажется человеком с особенностями здоровья, но потом возникают сомнения. Исполнителю роли Кости удается с самого начала выделиться из толпы одноклассников, не произнося ни слова, не делая знаков. Он выглядит настоящим пришельцем, чужим, к которому так страшно, но и страшно интересно подойти.

Но удивительным образом в центре истории оказывается не Костя. Пьеса, кроме второго языка, обнаруживает и второе дно. Обычный мальчик из класса, не раз пытавшийся привлечь к себе внимание, оказывается на грани, почти срывается вниз. Кто именно, что с ним происходит, как реагируют одноклассники, чему учат их преподаватели, вы узнаете, если сходите на спектакль или по крайней мере откроете текст пьесы. Пусть здесь тоже побудет двойное дно (автор легко щиплет читателя за подбородок). Все, кого касается, поймут сами.

В 2018 году пьеса «Всем кого касается» получила второе место в номинации «Маленькая ремарка» конкурса новой драматургии «Ремарка», а также вошла в шорт-лист объединенного конкурса современной драматургии «Кульминация». Эта пьеса поставлена в московском «Сатириконе» Константином Райкиным, там премьера состоялась 3 апреля этого года.

Еще по теме:

«Всем кого касается» – тюменская премьера о трудностях перевода

Режиссеры из Санкт-Петербурга поставят в «Ангажементе» два спектакля

спектакль, театр, язык, подростки

Просмотры: 45

Комментарии

Читать далее