Banner

Бедная «Анна» Люка Бессона не справилась с эмоциями

Автор: Татьяна Панкина

Большое удивление вызывают в этом фильме звезда недюжинного дарования легендарная Хелен Миррен.

Grey

Знаменитый Люк Бессон вывел на кинематографическую авансцену дебютантку — модель из России Сашу Лусс. Одними из первых амбициозный старт сверхновой увидели тюменцы, побывавшие на специальном показе шпионской мелодрамы «Анна» в кинотеатре «Киномакс». Они же одними из первых остались в недоумении. Что это было — пародия, масштабный эксперимент над зрителями, шутка? Можно сказать одно: душа русской женщины как была загадочной (загадочнее, чем обычная русская душа без гендерных ярлыков), так ею и осталась. А теперь главный вопрос: как Люку Бессону вообще раньше удавалось снимать фильмы, которые вызывали такой искренний отклик у зрителя?

Некая дочь неких славных советских родителей после их безвременной кончины покатилась по наклонной строго вниз. Неотразимо прекрасная и умная девушка с ангельской внешностью выросла и нашла себе бездушного подонка и держится за него, как за поручень уходящей с глухого полустанка последней электрички. Девушка не без участия своего мужика попадает в криминальную историю и оказывается на крючке у пока еще всесильного КГБ. Сногсшибательный агент предлагает ей не что-нибудь, а свободу после пяти лет опасной работы, и она соглашается стать смертоносной убийцей с колючей красной звездой вместо сердца.

Если предыдущий фильм режиссера о галактическом спецагенте Валериане, помня о прежних успехах Бессона, зрители восприняли спокойно, без особенного волнения, списав его неформатность на давнюю любовь автора к этой теме, то с «Анной», видимо, с самого начала что-то пошло не так. Конечно, довольно соблазнительно набросить на вентилятор множество мифов о России, особенно о ее советском периоде, судя по иконографии, представляющемся людям Запада неким вывернутым на изнанку миром, непременно холодным и грязным, и завороженно смотреть на летящие брызги и причудливые потеки. И если в этом парке развлечений советского периода к Черной вдове из комиксов, учитывая ее заслуги, больших претензий нет, то они есть, и в большом количестве, к нелепому «Красному воробью». Жаль, что Люк наш Бессон наступил на забытые ими грабли.

С самого начала автор ногами, руками и головой угодил в приметный капкан бульварщины. Героиня — по задумке безупречна, как солнце, красива и умна, умеет шутить впопад в ситуациях, когда другие обычно пачкают штаны, не отводит взгляд под прицелом пистолета и так далее. Но все эти штапмы и вензеля исполнительнице главной роли не удаются. К ее модельному лицу не липнут эмоции, а если липнут, то почти всегда криво и со складкой. Мало того, кинокамера, в отличие от «коллеги» фотокамеры, умудряется исказить ее лицо, выставив торчащие зубы или оттопыренную губу.

Номинальные, но недоказанные совершенства героини помещены в совершенно карикатурную обстановку, которая не подчеркивает их, контрастируя, а уничтожает. По обстановке, кстати, понимаешь, насколько Западу в целом не понятно, как и чем была жива загадочная седьмая часть суши, и как до сих пор жива одна девятая. Пивная с интерьером роскошного ресторана… Если подъезды, то непременно грязные, еле освещенные, заполненные какими-то непонятными трубами, проводами, бойлерами, кранами и счетчиками. Если русский мужик, то или загадочный красавец с внешностью Люка Эванса, больше преданный, конечно, Родине, чем возлюбленной, или откровенная грязь из под ногтей, быдловатый тип, амплуа, которое исключительно хорошо выходит у Александра Петрова.

В чем подвох? Во-первых, трудно поверить, что девушка с такой внешностью, как у Саши, пригодится в шпионском деле, даже с кинематографической натяжкой. Причем и маскировка в этом выдуманном мире — смена одного красивого и очень идущего Саше парика на другой, такой же комплиментарный, и одного модного прикида на другой, тоже модный. В общем, Фантомас со своими масками бьется в нервических конвульсиях в сторонке.

Во-вторых, невероятно трудно допустить, что удары, нанесенные этими модельными ножками-палочками и ручками-прутиками, могут нанести не то что какой-то ощутимый урон якобы тренированным бойцам, выходящим против героини, но и вообще быть замеченными. Монтаж, склейка — враги лежат на полу! Не поднимайтесь, еще рано!

Со времен успеха «Никиты» много шпионских, по-настоящему технологичных боевиков было снято. Конкурировать в этой сфере, используя методы тридцатилетней давности даже и не смешно. Закономерно вспоминающаяся «Взрывная блондинка», во-первых, тоже отправлена в прошлое, но выверенное по линеечке, где, казалось, даже пылинки лежали в исторически оправданном направлении, во-вторых, героиню не хочется на каждом шагу придушить за глупость, она просто не дает шанса ни врагам, ни зрителям. Кроме того, она зачетно дерется бытовыми приборами, что круто и забавно одновременно – редкость для боевика.

В «Анне» не получилось ни стильной, ни хорошо стилизованной – любой картинки, ни попадания в образ, ни юмора, несмотря на попытки, ни шпионской интриги и многоходовки, которая оказывается просто сомнительным пшиком, ни смысла, ни понятного посыла, затертого и замасленного нелепыми речами героев, которым не веришь ни на грош. Что это за мифическая свобода, мечтой о которой обуреваема странная русская девица, торгующая на каком-то условном рынке матрешками… Кто вообще покупал русские матрешки на русских палаточных рынках?

Большое удивление вызывают в этом фильме звезды недюжинного дарования — легендарная Хелен Миррен, Килиан Мерфи. Оба безупречны. Восхищение вызывает то, как им удается вести свою роль в таком сомнительном предприятии, каким оказывается фильм в целом. Так, эпизоды Миррен можно вырезать и смотреть отдельно, в качестве спин офф. То есть даже если их шантажом и угрозами заставили играть, то они фактически сами подняли себя за косицы над болотом, в которое угодили.

У них вышло то, чего, надо думать, хотела Анна — свободы, свободной, вызывающей отклик игры. При этом занимательна сама мысль о том, насколько русской девушке в кино не удалась русская девушка, и насколько раньше ей же удалась инопланетная принцесса (Саша Лусс сыграла ее в предыдущем фильме Бессона «Валериан и город тысячи планет» с еще одной известной моделью Карой Делевинь в одной из главных ролей).

Это провал, товарищ! Режиссеру стоило назвать свой фильм «Бедная Анна». А вожделенную для героини свободу заменить на мечту о чем-то более реалистичном — о возможности открыть приют для беженцев из стран соцлагеря, например. Но к чести авторов надо сказать, что, в отличие от откровенно провального и совершенно бессмысленного «Красного воробья», недавно пытавшегося сыграть на той же смертоносной загадочности угнетенных советских девушек, «Анну» хотя бы можно досмотреть до конца. Ведь Саша Лусс — действительно очень красивая девушка.

Задать себе эти и множество других вопросов вы сможете сами, если отважитесь на эксперимент и посмотрите «Анну» в кино. Уже вовсю в прокате.

кино, история, премьера

Просмотры: 387

Комментарии