Многие сибирские иконы считались чудотворными

АиФ в Западной Сибири

В Тюменском музее изобразительных искусств, расположенном в здании, где раньше базировался университет марксизма-ленинизма, открылась выставка "Свет миру духовному", составленная из коллекции сибирской иконы. О непростых взаимоотношениях людей и икон в Сибири рассказывает Ирина Мануйлова - старший научный сотрудник отдела древнерусского искусства музея. ...

В Тюменском музее изобразительных искусств, расположенном в здании, где раньше базировался университет марксизма-ленинизма, открылась выставка "Свет миру духовному", составленная из коллекции сибирской иконы. О непростых взаимоотношениях людей и икон в Сибири рассказывает Ирина Мануйлова — старший научный сотрудник отдела древнерусского искусства музея.

Переселенцы везли с собой церкви
« Уже в Х1 веке иконы привозили новгородские, затем московские купцы, которые приезжали в наши края за пушниной. И Ермак пришел в Сибирь не только с войском, но и с походной часовней. Иконы жаловались в храмы русскими государями, митрополитами, зажиточными людьми. Дарили их местным церквям и часовням сосланные сюда декабристы и некогда блиставшие при дворе, а затем опальные Долгорукие, Меньшиковы. С середины ХVII века началось интенсивное заселение Сибири и переселенцы прибывали сюда порой целыми деревнями, вместе с разобранными церквями.

 С середины ХVII века в нашем регионе: в Тобольске, Тюмени, Ишиме, Рафайлово, Ялуторовске стали постепенно формироваться и свои иконописные центры. Работали в них поначалу мастера, приглашенные из Москвы, Суздаля, Новгорода, Владимира… А в 1638 году в Тобольске при архиерейском доме открылись иконописные мастерские, где многие десятилетия воспитывались местные профессиональные религиозные живописцы. Заказы шли и от храмов и от состоятельных людей, которые, зачастую соревновались друг с другом, чья домашняя молельня богаче украшена. Писались они и для массовой продажи. Например, в Тюменских мастерских Караваева, в Ишимской мастерской Багишева. К тому же, в местной иконописи существовало и такое направление, как народная икона. Это так называемый изобразительный фольклор, основанный на народных представлениях о Христе. Их писали в свободное от основной работы время непрофессионалы: ямщики, гончары, плотники. На ярмарках, в том числе и на знаменитой Никольской, которая проходила в Ишиме, были специальные иконные ряды, где продавались образа, как говорится, на любой кошелек».

Образа то покидали дома, то возвращались
«Но наступили другие времена. Государственной политикой стали уничтожение храмов. Экспонировать иконы стало сложно. Тем не менее, иногда их показывали посетителям. Скажем, готовилась выставка из истории русской живописи. Специалисты музея шли к партийным начальникам и убеждали их разрешить им включить в экспозицию иконы, поскольку до 17 века на Руси другой живописи просто не существовало. А, в основном, лики святых хранились в запасниках, дожидаясь своего часа. Но и в то время музей продолжал пополнять свою коллекцию сибирских икон. Их дарили простые тюменцы. Приносили, говорили, вот, мол, бабушка хранила у себя, а теперь умерла, выбросить жалко, а держать дома не могу. Это не было массовым явлением, но на несколько десятков икон коллекция за советские годы увеличилась.
Когда люди снова потянулись в церкви, лики святых стали возвращаться в дома. С недавнего времени, пытаются возродить почти 400-летнюю традицию на иконописном отделении Тобольской духовной семинарии.

Теперь случаи, когда музею дарят иконы, редчайшие. Наоборот, в последние годы несколько раз приходили те, кто когда-то отдал их нам, с просьбой вернуть. Это не очень приятно, но по-житейски понятно, старинные образа сегодня стоят дорого.

Среди дарителей, которые и раньше, и сейчас бескорыстно передают музею и старинные иконы, и редкие книги, известные тюменцы — писатель и драматург Зот Тоболкин, травница Лидия Сурина, екатеринбургский журналист Юрий Рязанов».

Только факты:
Народные иконы называли «краснушки», «чернушки», «полосатые», «щепные» (или лубочные), «малеванные».
«Краснушки» писались только охрой разных оттенков, а в «чернушках» преобладал черный цвет. В «полосатых» иконах фоны выполнялись в два цвета: верхняя часть светлой краской изображавшей небесный мир, нижняя — темной, олицетворявшей земной мир.
Для «щепных» икон бралась тонкая дощечка, чаще кусок луба, отчего существует другое их название — лубочные. На легком грунте писались лики Христа, Богоматери и Николы Чудотворца. Фон покрывался окладом из фольги с просечным и тисненым узором, иногда с росписью. Икона вставлялась в застекленный киот.
«Малеванные» иконы создавались малярами-артельщиками, ходившими по деревням и расписывавшими стены и потолки крестьянских горниц. На «малеванных» иконах святые изображались так же, как в настенных росписях.

Знаменитые сибирские иконы
Первой достоверно датированной сибирской иконой считается «Знамение Божией Матери тюменской Знаменской церкви», выполненная в Тобольске в 1624 году Спиридоном — основателем тюменской купеческой династии со звучной фамилией Иконниковы.

Самая знаменитая сибирская икона — «Богоматерь Знамение Абалацкая (Абалакская)». Она написана в 1637 году Матфеем Мартыновым, протодиаконом Софийского кафедрального собора Тобольска. Именно эта икона в годы гражданской войны была прихвачена отступающими колчаковцами и оказалась затем в Австралии.

Среди других известных икон сибирская святыня — «Богоматерь Тобольская (Казанская)», «Образ Спаса Нерукотворного Тарханского», «Смоленской Божией Матери Суерской (Осиповской)», считающихся чудотворными, поскольку связаны с необычным характером их обретения; избавлением от несчастий (засух, эпидемий, эпизоотий) и других природных явлений; исцелением и т. д. Кроме того, ряд икон почитается в сельской местности. Это, например, «Образ Богородицы» из деревни Рябовой Викуловского района, «Святой великомученицы Евфимии» из села Прокуткинского Ишимского района.

Кстати:
В архивах сохранился финансовый отчет об одной из миссионерских поездок времен массового крещения коренного населения Сибири. Согласно этому документу, 610 рублей было израсходовано на покупку ста оленей, 4 рубля — двух легких нарт, 2 рубля 50 копеек — на полпуда листового табаку, а 15 рублей — на «60 образцов хорошей живописи на кипарисовых досках», то есть, на иконы. Сегодня эти цены у нас в регионе колеблются от 800 рублей до 10 тысяч.

А от нас вывозят иконы?
По словам ведущего специалиста отдела охраны культурного наследия Западно-Сибирского управления Росохранкультуры Ольги Баландюк, за последние полтора года попыток вывезти иконы за границу через Тюменскую таможню не зафиксировано. А вот кражи случаются. За это же время правоохранительные органы обращались в управление с просьбой провести экспертизу шести икон, обнаруженных после задержания похитителей. Они были украдены у частных лиц в Ялуторовском, Советском, Викуловском, Исетском районах, в Тюмени. Материальная стоимость этих икон разная: от 800 рублей — до трех тысяч рублей. Но, по мнению экспертов, в зависимости от региона сбыта и заинтересованности приобретателя цена может быть в разы выше. А вот, похищенная в начале этого года в Тюмени ценная икона «Богоматерь Знамение» (на фото), написанная в конце Х1Х века до сих пор не найдена. Правоохранительные органы продолжают ее поиски и просят читателей сообщить в милицию, если, вдруг им известно что-то, что поможет следствию.

Ольга Германовна пояснила, что самая знаменитая сибирская икона — «Богоматерь Знамение Абалацкая (Абалакская)» не утеряна безвозвратно. Возможно, она вернется из Австралии на родину. Сейчас руководители Росохранкультуры ведут интенсивные переговоры на эту тему.

Просмотры: 6507

Комментарии