Наука с прибылью: экспертный опрос

Вслух.ру

Президент России Дмитрий Медведев подписал закон, наделяющий бюджетные научные учреждения и вузы правом создавать для внедрения инновационных разработок малые предприятия. Quid prodest? – спросил у экспертов "Вслух.ру".

Президент России Дмитрий Медведев подписал закон, наделяющий бюджетные научные учреждения и вузы правом создавать для внедрения инновационных разработок малые предприятия. Quid prodest? - спросил у экспертов "Вслух.ру".

Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности" принят Государственной Думой 24 июля 2009 года, одобрен Советом Федерации 27 июля и вступает в силу 15 августа 2009 года.

Законом предусматривается наделение бюджетных научных и образовательных учреждений правом самостоятельно создавать хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат данным научным и образовательным учреждениям, сообщает пресс-служба Кремля.

При этом оговаривается, что при учреждении хозяйственного общества совместно с другими лицами доля бюджетного научного (образовательного) учреждения в уставном капитале должна быть более 25% (в случае создания акционерного общества) или более одной трети (в случае создания общества с ограниченной ответственностью).

Кроме того, доходы от распоряжения долями (акциями) в уставных капиталах хозяйственных обществ, а равно часть прибыли хозяйственных обществ, полученные бюджетными научными и образовательными учреждениями, поступают в их самостоятельное распоряжение и направляются только на правовую охрану результатов интеллектуальной деятельности, выплату вознаграждения их авторам, а также на осуществление уставной деятельности данных учреждений.

Какие возможности открывает закон перед научными и образовательными учреждениями? Насколько своевременным он является? Об этом рассуждают участники экспертного опроса "Вслух.ру".

Светлана Барейша, директор департамента стратегического развития Тюменской области:

- Закон восполнил правовые пробелы в урегулировании отношений, связанных с созданием хозяйственных обществ государственными бюджетными учреждениями науки и образования, а также с распоряжением учреждениями науки и образования исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности. Данная возможность станет дополнительной мерой поддержки ученых в сложившихся экономических условиях, послужит для них реальной мотивацией заняться инновационным бизнесом.

С принятием закона вузы и НИИ смогут сами создавать малые предприятия для последующей коммерциализации научных разработок и инновационных проектов, а значит, пользоваться всеми формами государственной поддержки, которые предоставлены субъектам малого предпринимательства (размещать проекты в бизнес-инкубаторе, получать субсидии и т. п.).

Закон, несомненно, будет способствовать активизации инновационного процесса в Тюменской области, имеющей развитый научно-исследовательский комплекс. Так, учитывая, что за прошлый год вузами Тюменской области оформлено более 100 патентов на результаты интеллектуальной деятельности, можно предположить, что в скором времени будет открыто столько же малых инновационных компаний, что, в свою очередь, повлечет за собой создание новых рабочих мест.

Булат Хайруллин, генеральный директор НПП "СибБурМаш":

- Будучи членом Экспертного совета по отбору претендентов на размещение в бизнес-инкубаторе Западно-Сибирского инновационного центра нефти и газа, я нередко сталкивался с ситуацией, когда тюменская профессура для реализации своих научных разработок была вынуждена подавать проекты, выступая под флагом какого-нибудь ООО. Полагаю, что новый закон избавит бюджетную науку от таких шагов в будущем, и уже только поэтому он полезен и нужен. Жаль, что запоздали с его разработкой и принятием лет на 10-15. Говорю это потому, что в 90-е годы был главным инженером НИИ и не понаслышке знаком с проблемой реализации результатов интеллектуальной деятельности (РИД) научными коллективами и отдельными учеными.

Нелегко вспоминать те нерадостные годы - это было время последствий шоковой терапии Егора Гайдара, которая привела к резкой инфляции, сокращению бюджетных ассигнований и хронической задержке и без того мизерной зарплаты. Из НИИ и вузов уходили кадры, особенно перспективная молодежь, и чтобы кормить семью, работали таксистами, торговали на рынке и прочее. Не поддается учету количество покинувших Россию талантливых ученых и специалистов, которых перекупили грантами из сомнительных фондов (вспомним хотя бы Фонд Сороса), - имя им легион! Причем отток научно-педагогических кадров на Запад и в США продолжается и поныне…

Хочется верить, что закон даст свободу предприимчивым и инициативным ученым, обеспечит востребованность и реализацию их разработок, а, следовательно, повысит их финансовое благополучие и в перспективе позволит хоть как-то минимизировать "вымывание мозгов" из российской науки.

Это то, что я бы отнес к плюсам принятого закона. Теперь о минусах…В четырех статьях закона пять раз повторяется перечень РИД, которые могут использоваться для практического применения (внедрения), а именно: программы для электронных вычислительных машин; базы данных; изобретения; полезные модели; промышленные образцы; селекционные достижения; топологии интегральных микросхем; секреты производства (ноу-хау).

В связи с этим возникает вопрос: а если научный коллектив разработал новую технологию бурения или конструкцию долота, но не смог защитить их патентами и в них отсутствует ноу-хау? То есть разработаны рабочие чертежи для изготовления долота, разработаны режимно-технологические карты для реализации технологии бурения и в них заинтересованы буровые предприятия. Вперед, товарищ ученый, создавай ООО и реализуй! Ан нет, так как по букве закона под такого вида разработки нельзя создавать хозяйственное общество, которое бы содействовало и обеспечивало их внедрение, поскольку такие разработки не входят в перечень РИД, установленный законом.

Полагаю, что поскольку 90% разработок отраслевых НИИ и вузов составляют технические средства и технологии, не защищенные патентами и не содержащие ноу-хау, такой перечень резко ограничивает сферу применения закона и дает повод для его нарушения. Представляется, что в состав комитета Госдумы по науке и наукоемким технологиям, ответственного за подготовку этого закона, необходимо ввести в качестве консультантов ученых, конструкторов и технологов - они бы не допустили такой ляп.

Сергей Лисин, директор научно-производственного комплекса "Технопарк Тюменского государственного нефтегазового университета":

- Столь оперативное принятие закона, причем в период, когда сенаторы и депутаты ушли в отпуск, - факт беспрецедентный. Чтобы это понять, достаточно вспомнить, как в прошлом году Совет Федерации не смогли собрать даже, чтобы одобрить ввод российских войск на территорию независимого сопредельного государства - Абхазии - для разрешения военного конфликта с Грузией.

До сих пор регулированием дел в сфере инноваций в Российской Федерации пытались заниматься различные ведомства: Минобразования и науки, Минэкономразвития, министерства транспорта и связи. Между тем даже термин "инновационная деятельность" в нашем законодательстве по сей день однозначно не определен. В течение нескольких лет российские вузы и другие научные учреждения фактически были лишены возможности каким-либо образом коммерциализировать свои научные достижения. Ограничения, установленные постановлениями правительства РФ № 685 "О порядке распоряжения правами на результаты научно-технической деятельности" (от 17 ноября 2005 года) и № 156 (от 23 марта 2006 года), которым определялся порядок передачи в аренду научными и иными учреждениями объектов недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности, по существу заморозили процессы превращения научных достижений в инновации.

Можно надеяться, что с принятием закона ситуация будет кардинально исправлена, и это в конечном итоге приведет к реальному старту нового этапа в развитии нашей экономики - инновационного. Безусловно, для этого потребуется внести в законодательство изменения, касающиеся технологий венчурного финансирования, бизнес-инкубирования, бухгалтерского и налогового учета. Однако начинать, действительно, необходимо с того, что имеем, - а мы имеем огромное количество невостребованных разработок и патентов, изобретений и лицензий.

Технопарк Тюменского государственного нефтегазового университета планирует приступить к работе по схеме, которую определяет новый закон, уже в сентябре текущего года. В частности, на базе вузовского технопарка должен появиться студенческий бизнес-инкубатор: идеи, которые предложат студенты, аспиранты и молодые ученые, смогут быть реализованы в том числе путем создания малых инновационных предприятий.

Сергей Кертман, директор Инновационного научно-производственного комплекса "Тюменские системы водоочистки" ТюмГУ, к. х. н., доцент:

- Лучше поздно, чем никогда … А может, уже слишком поздно. Возможность создания вузами и научными организациями малых предприятий, производящих наукоемкую продукцию, - это наиважнейшая составляющая инновационного развития экономики. И закон этот запоздал на много лет. Конечно, вузы могли иметь научно-производственные подразделения в собственной структуре. Но как производственные эти подразделения с выходом в 2005 году ФЗ № 94 "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" становились все менее конкурентоспособными. Что по существу привело к образованию малых предприятий, юридически с вузами никак не связанных. ФЗ № 94 существенно ограничил свободу научно-производственных подразделений в плане оперативности действий, приобретения материалов необходимого качества, надежных производителей. То есть государство вторглось в хозяйственно-экономическую деятельность таких подразделений, снизив их шансы на победу в тендерах. Поэтому новый закон о малых предприятиях при вузах является жизненно необходимым условием инновационной деятельности государственных учреждений, имеющих высокий интеллектуальный потенциал. Мало создать научно-технический продукт - нужна структура, которая обеспечит его промышленное производство. И хорошо, когда это производство вне отрыва от своей альма-матер. Однако сразу возникнет целый ряд вопросов. Например, о возможности получения кредита под гарантию вуза (готов ли Гарантийный фонд Тюменской области выделять такие кредиты). Или о том, смогут ли выступить учредителями авторы разработки или лишь структуры, имеющие средства не только для внесения в уставной капитал - несколько тысяч рублей, но и для приобретения (аренды) производственных площадей, оборудования и т. д.

Но хотя вопросов больше, чем ответов, можно с уверенностью сказать: закон однозначно необходим. Он позволяет вузам управлять своей интеллектуальной собственностью, создает интересные рабочие места для выпускников, дает малым предприятиям хорошую опору.

Просмотры: 2826

Комментарии