Banner

Франчайзинг по-деревенски: новый путь развития АПК

Автор: Иван Чупров

Агрофраншиза поможет делу импортозамещения, увеличения сельхозпроизводства и занятости населения.

Grey

Введенные санкции, ответное торговое эмбарго, акцент на импортозамещении и обеспечение продовольственной безопасности региона и страны – все эти факторы способствуют развитию местного сельхозпроизводства. Одним из важных способов увеличить объемы выпускаемой продукции, разнообразить ассортимент и привлечь к этому процессу малые хозяйства может стать франчайзинг. В этом сошлись участники круглого стола «Агрофранчайзинг как инструмент содействия занятости в сельском хозяйстве и обеспечения импортозамещения», который прошел в Тюмени 1 декабря в рамках всероссийского форма «Франчайзинг. Регионы».

Пермский опыт

Идея агрофраншизы была реализована в 2008 году в Пермском крае. Как рассказала генеральный директор ООО «Франчайзинг-Интеллект», представитель Российской ассоциации франчайзинга в Кировской области и Пермском крае Юлия Богушевская, в основе проекта лежал выбор базового хозяйства, обладающего хорошими компетенциями в какой-либо сфере АПК. Для производства продукции выбирались подходящие для малых хозяйств формы разведения домашней птицы, рыбы, пчеловодство, выращивание грибов, растений и т.д.

С помощью краевого Минсельхоза такой опыт оформлялся во франшизу, которую мог приобрести любой предприниматель. Франчайзи получал знания и технологии ведения дела, консультации по необходимой технике, семенам, кормам и пр. «В некоторых случаях на плечи базового хозяйства ложился сбыт продукции своих франчайзи, но это не являлось обязательным условием», – пояснила эксперт.

В итоге за пять лет действия программы в Пермском крае было создано 16 франшиз, которые купили 216 личных подворий и крестьянских хозяйств. Интересно, что из 216 франчайзи лишь шесть закрылись. Таким образом, процент выживаемости малого бизнеса в АПК оказался значительно выше, чем в среднем в системе франчайзинга – 80%. Кроме того, правительство края субсидировало до 50% затрат покупателя франшизы на открытие бизнеса, но не более 300 тыс. рублей.

Новое – хорошо забытое старое

Подобный опыт, правда в отношении разведения картофеля, был и в Тюменской области. Как напомнил участникам круглого стола замгубернатора Тюменской области, директор департамента АПК Владимир Чейметов, восемь лет назад для обеспечения личных подворий качественным семенным материалом было решено привлечь к процессу лидера картофелеводства – агрофирму «КРиММ».

Тогда население могло по льготным ценам закупать семена картошки, культивировать ее под руководством специалистов «КРиММ» и осенью сдавать урожай в сеть кооперативов, созданных в 11 муниципалитетах региона. Те, в свою очередь, продавали продукцию должного качества в «КРиММ» для хранения и дальнейшей реализации.

«Благодаря программе мы в первую очередь поменяли менталитет селянина в ведении личного хозяйства», – отметил Владимир Чейметов. Поспособствовало это решение и тому, что Тюменская область в последние годы занимает ведущие места среди регионов России по производству корнеплодов.

Агрофранчайзинг, по мнению замгубернатора, имеет в регионе большие перспективы. Ведь 52% всей сельхозпродукции производится у нас в личных подворьях. В деньгах это составляет около 30 млрд рублей. Кроме того, именно продукция КФХ и ЛПХ пользуется повышенным спросом у населения на ярмарках, в специализированных магазинах ина рынках.

Пилотный проект

Директор регионального инвестиционного агентства Ольга Езикеева заявила, что уже в январе в области стартует пилотный проект, разработанный ее ведомством совместно с департаментом АПК. В двух районах будет запущена программа по созданию сельских ферм, направленная на увеличение производства молока и мяса КРС. Под эту программу уже создан портфель льготных кредитов под 3,75% годовых.

Директор областного департамент труда и занятости населения Вадим Самсонов в рассказал, что со следующего года сумма субсидий по программе самозанятости будет увеличена вдвое – до 117,6 тыс. рублей. Естественно, этот факт должен подтолкнуть селян к предпринимательству. Покупка же франшизы может быть дополнительным фактором для одобрения субсидирования крестьянина и для департамента труда, и для инвестагентства.

При этом Ольга Езикееева подчеркнула, что пилотный проект подразумевает не только финансовые вливания, но и серьезную образовательную составляющую. «Наше глубокое убеждение, что без обучения фермеров начинать программу нельзя», – заявила она. Причем, программа обучения будет включать в себя как общие знания по ведению бизнеса, так и специфические – по ветеринарии, зоотехнии и т.д. Эдуард Омаров, глава регионального отделения «Опоры России», на базе которой в этом году открылась «Школа предпринимателя», заверил, что в следующем году азам предпринимательства будут обучать не только в городах области, но и в муниципалитетах.

Еще один больной вопрос для мелкого производителя – сбыт и хранение продукции. «Вопрос прорабатывается, – сообщила Ольга Езикеева, – возможно мы предложим какое-то «коробочное» решение – сбыт через потребкооперативы, магазины и рынки".

«Действительно, выращивать могут многие, а вот хранить и продавать далеко не все», – согласился с предыдущим спикеров модератор круглого стола, начальник управления лицензирования и регулирования потребительского рынка Тюменской области Андрей Пантелеев. По его мнению, в регионе как раз и не хватает крепкого хозяйства, способного эффективно реализовывать свою продукцию. Можно, конечно, искусственно создать канал сбыта для предпринимателей, но если само хозяйство уже умеет продавать, дело пойдет быстрее, уверен он.

Поиск таких хозяйств – основная задача. Причем, главную роль здесь, считает Андрей Пантелеев, должны играть администрации муниципалитетов, которые находятся ближе к селянам. В подтверждение слов модератора замглавы администрации Тюменского района Виталий Беспалов заявил, что в его муниципалитете есть как минимум три претендента на место базового хозяйства по производству мяса птицы. В районе располагается три крупнейшие птицефабрики – потенциальные поставщики поголовья. Есть предприятие по производству клеток для содержания птицы. Есть и неограниченный, по мнению чиновника, рынок сбыта сырья.

Подведение итогов

«Ко мне на форуме подошли девять человек, двое из которых готовы стать базовым хозяйством, а семь хотели бы найти и приобрести агрофраншизу. Это говорит о том, что с предпринимательской активностью в вашем регионе все в порядке», – заявила Юлия Богушевская.

Подводя итоги круглого стола, заместитель губернатора Олег Заруба отметил, что логичным продолжением совещания станет распоряжение для глав муниципальных образований составить реестр потенциальных претендентов на статус базовых хозяйств.

Агрофранчайзинг может помочь базовому хозяйству выйти на совершенно иной уровень, считает Андрей Пантелеев. «Чем франчайзинг интересен в кризис? Ты не вкладываешь собственных средств в развитие предприятия. Но благодаря тому, что ты учишь и поддерживаешь, другой твой партнер вкладывает деньги, и вы вместе получаете доход», – пояснил он, заметив, что со временем можно даже уйти от собственного производства, если агрофранчайзер умеет обучать, сопровождать и продавать.

«Главное, мы увидели, что агрофранчайзинг интересен для всех сторон. Теперь на выходе мы получим консолидированный продукт в виде агрофраншизы», – заявил Андрей Пантелеев. Он уверен, что агрофранчайзинг как тренд будет в ближайшие 2–3 года набирать обороты не только в Тюменской области, но и во всей России.

франчайзинг, малый бизнес, форум, АПК, франшиза

Просмотры: 74

Комментарии