#МастерЗавтрак в tmn cafe.
Сегодня много говорят о развороте Российской экономики в направлении Китая, и есть в этом целесообразность — необъятный, динамичный рынок. Однако, Россия и Китай настолько слабо интегрированы, тем более на уровне бизнеса, в котором нет государственного участия, что шаги навстречу даются ой как не легко — разная история, разные ценности, разная культура и даже разное восприятие времени.
Но интерес есть интерес, и на очередном Мастер-завтраке в tmn café мы поговорили о политике, экономике и культуре Китая в российском контексте с магистром востоковедения, китаеведом Владимиром Неждановым. Привожу ниже «вольный перевод» того, что было озвучено гостем, с некоторыми личными размышлениями.
Кто пойдет навстречу?
В отношениях, тем более в экономических, все построено на интересе. И тут важно понимать, что мы для Китая — огромная необжитая территория (и это, скорее, минус), с неразвитой инфраструктурой, скудным рынком и «мутными» правилами игры. Китай же для нас, особенно, в условиях санкционного дефицита длинных и доступных инвестиционных ресурсов, — потенциальный источник капиталов, опять же, потенциально гигантский рынок сбыта и партнер для размещения производственных заказов. Кто из нас более мотивирован идти на встречу… оставлю без комментариев.
И еще одно. Владимир отметил: «Нам проще выучиться общению с китайцами, чем им общению с нами». Причин для того несколько:
• Китай «переваривает» других, но сами китайцы практически не способны к ассимиляции: вспоминайте знаменитые чайна-тауны по всему миру. Кстати, как отметил наш гость, китайский язык и культура для жителя Поднебесной имеет один корень. Поэтому тот, кто говорит на китайском языке, для китайца — почти китаец.
• Китай никогда не был единой страной. До сих пор это разрозненная территория, где люди отличаются по менталитету, национальному составу, кухне, языку, гораздо в большей степени, чем русские от белорусов или украинцев: порядка 10 языков, которые серьезно дифференцированы. А вот их политические единство — это отражение философии жизни и отношения к власти: «Один пояс — один путь». С геополитической точки зрения уже единый Китай стремится выйти за свои пределы.
Per aspera…
Несколько фактов, которые вносят существенные коррективы в наше восприятие Китая и в возможные стратегии налаживания совместной деятельности:
1. _О политике_:
• Губернаторы провинций Китая сродни президентам европейских государств по масштабу населения и решаемых задач. Отсюда делайте выводы об уровне рисков, ответственности, амбиций и ресурсного потенциала.
• Китай ведет многовекторную политику. У него отличные отношения с США. И с Россией отличные политические отношения…, но плохая экономика (о причинах этого ниже).
• Китайская экспансия имеет точный вектор — юг. На севере для них нет особых идей. На готовое они могут претендовать, но вот на неразработанные территории — нет.
• Сегодня в Китае поднимается волна националистических настроений, «как ответ на бывшие унижения»… — китайцы хорошо помнят опиумные войны XIX века, а также, к слову, взятие русскими Пекина в составе Альянса 8 держав 14 августа 1900 года.
2. _Об экономике и бизнесе_:
• В Китае назревает серьезный экономический кризис. С начала политики реформ и открытости в 1978 году Китай пережил несколько стратегий роста. Вначале это был свободный рынок, сейчас — государственный капитализм. К слову, порядка 90% иностранных инвестиций в Китай — это инвестиции китайцев же, живущих за рубежом. Но с тех пор, как в 2008 году внешнее потребление упало, экономика поднебесной так и не смогла переключиться на внутренний спрос — китайцы предпочитают сберегать, а не потреблять сверх меры. Кстати, есть оценки, пусть и спорные, но любопытные, что падение ВВП Китая на 1% дает падение ВВП России на 0,5%.
• Европейская и российская традиция — проходить через кризисы. Китайцы предпочитают их обходить, игнорировать. Это принципиально иное отношение к действию факторов, окружающих бизнес. Как я понял, в первом приближении это так: «Знал бы, где упаду, подстелил бы соломку» vs. «Знал бы где упаду, не шел бы туда».
• В Китае руководитель — бог, а не первый среди равных, как у нас. Демократичное поведение — лишь игра, которую они ждут и от партнеров. Похоже, чтобы научиться работать с китайским бизнесом, нам нужно научиться уважать власть и положение.
3. _О культуре_:
• Они живут в циклах — китайское время идет спиралью сверху вниз, а не вектором, как у нас. Причем, движутся они по этой траектории спиной вперед — всегда видя прошлое и не зная будущего. В итоге, все, что у них происходит или произойдет в будущем, — уже с кем-то когда-то происходило. Как мы это можем использовать на благо? Один из вариантов — искать успешные аналоги наших предложений в их прошлом и обозначить их, как весомые аргументы.
• У нас есть черное и белое, а у них черное может становиться белым и наоборот.
• У нас принято прямое выражение мысли. Они же выражают мысли через культурные матрицы и никогда прилюдно не говорят «нет»… похоже, потому что белое не всегда белое, особенно в контексте спирали времени.
• В европейской культуре мы говорим об исключительности прибыли при оценке проектов и инициатив. В Китае же смысл бизнеса — достижение гармонии. Те, кто говорят, что прибыль — это аплодисменты рынка, видимо, ближе к пониманию духа китайского бизнеса, чем те, кто концентрируется на краткосрочной рентабельности.
• Для китайца важно узнать человека, и этому посвящается первая встреча: китайское общество крайне фрагментировано, им важно понять на равных ли вы ступенях. Думается, что вот эта позиция не так далека от характера тюменских бизнесменов.
Мы разные. И тут дело мудрости — доказывать «правильность» своих представлений о культуре, бизнесе, смыслах, или обратить знание различий в свое конкурентное преимущество. А для желающих подискутировать Владимир привел китайское изречение: «Говорящий не знает, знающий не говорит — чем меньше вы искушены в речах, тем правдивее вы».
Ad astra?
Итак, максимально заинтересованы в развитии деловых отношений мы, способность к максимальной адаптации тоже на нашей стороне. Однако до сих пор российский бизнес и власть не научились работе с этим непривычным партнером. Владимир Нежданов обратил внимание собравшихся на следующий факт: при развороте в Азию США потратили 1,8 млрд. долларов на переподготовку кадров, Россия на эти же цели — 0,0 руб., если не учитывать обучение китайскому языку. При этом каждый участник процесса понимает, что важно изучать не только язык, а, в первую очередь, культуру. Ее знание позволяет погружаться в общий контекст и находить точки взаимодействия.
В результате такой недооценки российский бизнес до сих пор не может преодолеть ценностный барьер: «Россия с Китаем работает на государственном уровне, а Китай предпочитает работать на интерес — это уровень частного бизнеса. Они упрекают, что мы работаем социалистическими методами (власть сказала — сделали), а они при этом работают капиталистическими методами — их надо коммерчески заинтересовать в перспективах. Некоторые результаты ценностного диссонанса были озвучены нашим экспертом: за последнее время китайский бизнес инвестировал в Украину 8 млрд. долларов, а в РФ — 700 млн. Причина проста — Китай «выкупает» сектора экономики, а Украина готова их отдавать.
Что же конкретно интересует сегодня китайцев у нас и, в частности, в Тюменской области:
• Машиностроение;
• Транспортные перевозки;
• Строительство;
• Торговля;
• Приграничное сотрудничество.
При этом, к слову, Китай импортирует продукты питания, электронику, предметы быта и редкие предметы роскоши.
Тут есть над чем задуматься: средний рабочий в Китае в пересчете на рубли получает 60 тысяч в месяц — сегодня им выгоднее всего переносить в РФ свою промышленность. Но для этого им нужны гарантии контроля целых секторов экономики. Конечно, это неприемлемо для нашей страны, а значит, необходимо искать другой взаимный интерес и формат работы.
Здесь, как нельзя своевременно вспомнить о трех путях обретения мудрости по Кун-цзы: путь размышления — это путь самый благородный, путь подражания — это путь самый легкий и путь опыта — это путь самый горький. Время думать и действовать с умом.
На прямой вопрос о перспективах активного взаимодействия малого бизнеса в России с малым же бизнесом в Китае Владимир дал отрицательный ответ — это маловероятно в моменте времени: «Там распространено и поддерживается мнение о России, как о стране со специфическим бизнесом — негативное мнение. Но если двигаться по пути мягкой силы, постепенно это мнение формировать, шансы шаг за шагом буду появляться. При этом можно использовать привычный для китайцев мифологизированный образ Путина и образ высокой культуры русского народа».
Помнить о «Государе»
И напоследок. В Китае сильны традиции — они до сих пор используют в бизнесе «Трактат об искусстве войны». Этот древний труд до сих пор используется рядом стран при подготовке военных. Война (читаем — бизнес) здесь предстает с одной стороны, как «великое дело государства», «почва жизни и смерть, путь существования и гибели», а с другой — как «путь обмана». Этот путь обобщён в 5 принципах:
• «пути» (единодушия народа и верхов);
• «неба» (соответствия времени);
• «земли» (соответствия месту);
• «полководца» (руководство на основе благонадежности и гуманности);
• «закона» (организованности и дисциплинированности).
Указанные принципы реализуются посредством семи «расчетов»: наличие у правителя пути, наличие у полководца способностей, постижение времени и места, осуществимость законов и приказов, сила войска, обученность командиров и солдат, ясность наград и наказаний.
Эта диалектика верности и обмана, силы и слабости, воинственности и миролюбия стала одной из основ традиционной китайской культуры, искусства стратагем (хитроумных планов). Всего их 36 и многие из них европейским сознание воспринимаются, как аморальные.
«Это как если бы мы использовали в делах труды Макиавелли… В переговорах с китайцами не надо выкладывать все карты на стол — если они знают все, зачем им мы…».
Организация и поддержка: ТРО ООО «Деловая Россия».
Идея и концепция: Институт моделирования бизнеса «Мастер».
Ведущий: Антон Язовских (www.facebook.com/anton.yazovskikh).
Информационная поддержка: vsluh.ru, 1tmn.ru, Издательский дом «Янтарь» и «Афиша Бизнес Событий».
Фото: Александр Зубков.
Видео: Алексей Чиняков.
Ссылка на анонс предстоящего Мастер-завтрака.