Мастер-завтрак «Искусство эффективной презентации» в tmn cafe.
«Дайте мне коньки, как у Ирины Родниной или Алексея Ягудина, и я тоже сотворю на льду чудо!». Глупо звучит, правда? Но при этом весьма распространенным остается спор о том, в какой программе подготовить презентацию, и это на фоне молчания о том, как именно она будет подготовлена — структура, приемы, эффекты, способы усиления
Есть мнение, что сегодня в мире более 300 миллионов пользователей PowerPoint. Добавьте к этому еще некоторое количество адептов Prezi. Вы получите армию, создающую ежедневно несколько миллионов презентационных файлов. И сейчас, пока вы читаете этот материал, на земном шаре идет порядка миллиона презентаций, и более половины из них просто невыносимы.
Еще не так давно для создания презентации необходимо было изрядно потрудиться: разработка, производство и размещение плакатов, работа с обычной деревянной указкой, зажеванные ленты фонограмм, позже — диапроекторы…
Проводником знаний от дуэта «ППК» — каких именно знаний, узнаете по ходу материала — выступил Вячеслав Варлаков (для посвященных — В.В.В.), управленец с многолетним результативным опытом: принимал непосредственное участие в создании и дальнейшей работе двух областных подразделений федеральных силовых структур. На протяжении последних пяти лет в роли бизнес-тренера передает уникальные техники и опыт деловым кругам Тюмени и соседних регионов.
Гость очередного Мастер-завтрака на сцену tmn cafe вышел под фанфары, его 10-е юбилейное появление на этой площадке предварял видеоряд красочный инфографики и фотографий. Тот случай, когда сапожник вошел в шикарных сапогах собственного производства.
«Сегодня профессиональные выступления с презентациями превратились в настоящие шоу со цветом, звуком и даже запахами… Но многие остались на уровне пленочных проекторов», — отметил эксперт.
Если люди запомнили, что вы говорили и как вы говорили — ваша презентация была и эффективной, и эффектной. Если они запомнили только то, как вы говорили, значит только эффектной.
В течение всего мероприятия Вячеслав акцентировал важность системного воздействия на аудиторию. Например, он на собственном примере демонстрировал, как можно усилить речь спикера за счет одновременного наложения звукового и изобразительного рядов. Сегодня в деловых кругах ни для кого не секрет, что лучше всего исполняются те решения, которые люди принимают сами, ну… или думают, что принимают сами. С помощью правильно выстроенной презентации, музыкой вы создаете нужное настроение, вызываете необходимую вам эмоцию, а визуальным рядом — подталкиваете зрителей к конкретным выводам из ваших слов. При этом, не проговаривая выводы самостоятельно — это можно будет сделать позже, но с вами уже согласятся, ведь теперь вы всего лишь озвучили то, что они думают.
Вячеслав порекомендовал изучить опыт выступлений настоящих мастеров: Стива Джобса (особенно обратите внимание на презентацию первых iPhone и i Pod), Гарра Рейнольдса, Ханса Рослинга и Валентины Леонтьевой.
Эксперт представил свой набор «не», которые недопустимы при подготовке и проведении презентаций (но как же часто мы именно так и делаем):
• Не читайте с экрана, даже цитаты. Согласитесь, спикер, стоящий преимущественно боком или спиной к полному залу, да еще и разговаривающий с экраном — это, как минимум, некультурно. Да и ничего хорошего это не говорит о том, как спикер «владеет» материалом.
• Никогда не показывайте на экране то, о чем пока не собираетесь говорить. А вам хоть раз не задавали вопрос про 125-й пункт выведенного на экран перечня, когда вы рассказывали еще про 5-й? Дело в том, что человек мгновенно «пробегает» по слайду, накладывает его на свою картину мира, собственные шаблоны, и… вот он уже не слушает вас, а спорит с собственным представлении о вашей еще не озвученной позиции. «И о чем мне с ним теперь говорить?» — резюмировал Вячеслав Варлаков этот ляп.
• Никогда не планируйте презентацию по времени «от и до» — предусмотрите живое общение. Для этого можно воспользоваться правилом из тайм-менеджмента — отводить не более 60% времени на жесткие задачи.
• Никогда не заучивайте текст выступления дословно и не пытайтесь запомнить последовательность слайдов — вы должны сохранять гибкость и спокойствие. А в качестве подсказки лучше иметь перед глазами открытую папку с распечатанной выдачей слайдов — это когда на одной странице размещается несколько слайдов, чтобы видеть, что отражено на следующих.
• Не дублируйте слайды и раздаточный материал. Это моветон, да и так вы лишаете себя возможности еще одного канала воздействия на слушателей: «Речь выступления, презентационный ряд и раздаточный материал — это три большие разницы».
Теперь об этапах подготовки выступления.
Первый этап — подготовка — он практически всегда попадает в игнор. Словно «великие маэстро» мы беремся ваять сразу на чистовик. «Выключите компьютер, возьмите бумагу и ручку. Всегда чувствуется, когда не презентация настроена под выступление спикера, а выступление подстраивается под презентацию по ходу», — указал на важный аспект Вячеслав. Его совет: напишите тезисы выступления, или даже текст. Так вы определитесь с таймингом. После этого определите те моменты, которые должны быть визуализированы, подумайте над вариантами визуализации — они должны усиливать мысль, окрашивать ее эмоцией или акцентировать отдельные нюансы. И только теперь начинайте поиск картинок, обеспечивающих визуализацию. «Не суть, чем вы будете пользоваться. PowerPoint или Prezi — это всего лишь инструменты: скажите Пушкину, что Parker лучше гусиного пера», — подчеркнул мастер. Лайфхак от В.В.В.:
Если хотите понять, что значит «варианты визуализации», понаблюдайте за инфографикой федеральных проектов, таких как «Россия в цифрах» на канале Россия 24.
Второй этап — оформление. «Визуализация — одна из самых эффективных форм аргументации», — подчеркнул Вячеслав. Он указал на важность корректной подачи «картинки» и продемонстрировал на примере: одни и те же цифры при разном отображении могут ввести в заблуждение,… в том числе и нас. И помните, что график (динамика изменения показателя) или диаграмма (визуальное соотношение объемов) всегда лучше простой демонстрации цифр в виде текста: «Сама по себе любая цифра ничего не значит. Нужно сравнение».
Вообще, при работе с аргументами, все их можно разделить на рациональные и эмоциональные. Для работы с rationalis,
Гость Мастер-завтрака по ходу общения обращал внимание на различные нюансы, тонкости — профессионала отличает стабильность результата и филигранность владения инструментарием. Например:
• Он рекомендует использовать полноформатные картинки,
• Обратите внимание, что сопоставляемые картинки (фото нескольких человек, например) должны быть идентичными — это не просто обеспечит эстетическое удовольствие аудитории, но и разгрузит мозг от ненужных, не имеющих отношения к делу сигналов.
• Если вы делаете текст на цветном фоне, используйте функцию свечения. Это сделает чтение комфортным для зрителя.
• Используйте анимацию для придания динамики, для визуального подкрепления смыслового посыла. Например, при подаче списка — «Из, А вытекает Б».
• Используйте художественные эффекты обработки фотографий для передачи смыслов: например, красный и зеленый фильтры, как «нет» и «да», черно-белый — как замысел
• При использовании нескольких картинок на одном слайде, лучше работать на белом фоне. Он позволяет создавать ощущение целостности листа — лист, как единая картинка.
• И, конечно, избегайте слайдоментов. Это такие слайды, где на одном изображении отражен весь огромный документ. Его невозможно ни воспринять, ни изучить. Вячеслав рекомендует разбить его на структурные элементы, в соответствии с логикой выступления, и давать их по очереди.
И, наконец, третий этап — непосредственно проведение презентации. Кроме подготовки самого спикера и материалов, важно сделать своим союзником и площадку: «Обязательно нужно знакомиться с залом. Необходимо настроить и аппаратуру и зал под себя». Лайфхак: чтобы ваша подсвеченная голова периодически не мелькала на экране, а глаза не ловили «зайчиков» (что, кстати, крайне не безопасно для спикера) В.В.В. рекомендует разметить на полу трапецию «мертвой зоны» у экрана проектора. И забудьте про это пространство — вы туда не должны заходить. В качестве примера можно изучить презентации TED (Technology, Entertainment, Design) — там всегда есть круг, в котором и работает спикер, на него настроен и свет и звук. Кстати, чтобы чувствовать максимальную свободу на сцене Вячеслав акцентирует внимание на простом, но таком важном презентаторе, электронном устройстве для перелистывания слайдов. Это существенно сказывается на динамике и легкости восприятия действа.
И, да, по всем правилам шоу, ориентированного на обучение или передачу информации, «одевайтесь так, чтобы люди смотрели на вас, но не рассматривали» и старайтесь использовать музыку для создания эмоционального фона.
И кстати, нас же постоянно учат — 7-9 слайдов и не больше! Тогда вот вам немного статистики. В выступлении Вячеслава Варлакова было использовано 144 слайда и около 1000 элементов анимации. Был даже слайд-рекордсмен, на котором применено 39 элементов визуализации и 53 элемента анимации (включая аудиофайл). И это на яркое полуторачасовое общение!
Кроме того, в презентацию был встроен видеоклип группы «ППК» («PPK»), композиция называется «RELOAD». По мнению эксперта, построение этого клипа, как нельзя лучше отражает и музыкально подкрепляет структуру эффективной презентации. Там есть настройка на тему — создание настроения, есть интрига, есть кульминация — решение, работа с возражениями, аргументация
Литература — рекомендации от В.В.В.:
• «iПрезентация. Уроки убеждения от лидера Apple Стива Джобса», Галло Кармин;
• «Презентации в стиле TED», Галло Кармин;
• «Презентация в стиле дзен», Гарр Рейнольдс;
• «Мастерство презентации», Алексей Каптерев;
• «Slide:ology. Искусство создания выдающихся презентаций», Нэнси Дуарте;
• «Визуализируй это! Как использовать графику, стикеры и интеллект-карты для командной работы», Дэвид Сиббет;
• «Аргументируй это! Как убедить кого угодно в чем угодно», Никита Непряхин.
Любое выступление можно превратить в действо, когда аудитория даже теряет границу между одними и другими слайдами.
МастерЗавтрак — территория практиков.
Организация и поддержка проекта Мастер-завтраки: ТРО ООО «Деловая Россия».
Идея и концепция: Институт моделирования бизнеса «Мастер».
Ведущий: Антон Язовских (www.facebook.com/anton.yazovskikh).
Информационная поддержка: vsluh.ru, 1tmn.ru, tumix.ru, vsemetri.ru, Издательский дом «Янтарь» и «Афиша Бизнес Событий».
Фото: Евгений Егоров.
Видео: Алексей Чиняков.