Dipol FM | 105,6 fm

Дизель для лютых морозов

Как не погибнуть зимой на трассе из-за некачественного топлива.

Зимнее время предъявляет особые требования к дизельному топливу, которое используют большегрузные машины. Пока в регионе не установились серьезные холода, но все перевозчики помнят студеную зиму 2016-2017 годов. Тогда, в ночь на 17 ноября 2016 года, лишь недалеко отъехав от Тюмени, на трассе на Курган встал дальнобойщик из Республики Крым. Его подвело летнее дизельное топливо.

Двигатель большегруза заглох, и все попытки отогреть солярку ни к чему не привели. Водитель даже разжигал под топливным баком костер, но под утро инспекторам ДПС пришлось спасать мужчину.

Этот случай — далеко не единственный. Эксперты говорят, что перевозчикам стоит особенно тщательно подходить к выбору топлива (и АЗС) при заправке зимой, когда покупка некачественной солярки может обернуться не только потерей груза, но и гибелью водителя транспортного средства.

По статистике, продажи дизельного топлива на АЗС вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНКов) в холодное время года возрастают на 30%. Это связано с тем, что даже стремящиеся на всем сэкономить перевозчики и водители зимой предпочитают заправляться качественным горючим вместо контрафактного — слишком уж велики риски.

Как говорит доцент кафедры химии и технологии смазочных материалов и химмотологии РГУ нефти и газа (НИУ) имени Губкина, кандидат технических наук Леонид Багдасаров, «остановить» двигатель, обездвижив дизельное топливо, способны так называемые углеводороды нормального строения — парафины, содержащиеся в солярке. «Дизельное топливо представляет собой смесь углеводородов, выкипающих при температурах от 180 до 360 °C. Парафины застывают при довольно высоких температурах, образуя сначала кристаллики, а затем сплошной каркас, который обездвиживает топливо», — объясняет химик.

Для справки

_Дизельное топливо имеет три низкотемпературных свойства:_

— _температура помутнения (появившиеся в топливе кристаллики делают его непрозрачным) — для летнего топлива не выше минус 5 °C;_

— _температура предельной фильтруемости (при этой температуре кристаллики парафина забивают фильтр, и топливо перестает проходить через него) — для летнего топлива не выше минус 7 °C;_

— _температура застывания (при этой температуре в топливе образуется сплошной каркас из парафинов, который не позволяет солярке течь) — для летнего топлива не выше минус 10 °C._

Что такое зимний дизель
=======================
Согласно требованиям действующего технического регламента, зимнее дизельное топливо должно иметь предельную температуру фильтруемости не выше -20 градусов Цельсия. Существует четыре способа получения зимнего дизельного топлива. Это облегчение фракционного состава топлива, депарафинизация (удаление парафинов), введение присадок, не позволяющих кристалликам парафина слипаться, и изомеризация парафиновых углеводородов, самая дорогая технология, улучшающая все три низкотемпературных показателя топлива. При этом последняя технология сохраняет в горючем парафины, а значит — высокую теплотворную способность и цетановое число дизельного топлива.

В настоящее время только некоторые российские производители используют изомеризацию. Для достижения уровня требований к 5 классу дизельного топлива на НПЗ ведущих нефтяных компаний построены и модернизированы десятки новых установок гидрокрекинга и гидроочистки, обошедшиеся компаниям в десятки миллиардов долларов.

Кто «гонит фальсификат»
=======================
Леонид Багдасаров говорит, что некачественное зимнее дизельное топливо выпускают в первую очередь мини-НПЗ либо нефтебазы. Для этого они закупают неочищенные дистилляты, похожие на дизельное топливо — печное или судовое горючее, которое продается без акцизов, а значит, дешевле.

«Некачественное зимнее дизельное топливо — это, прежде всего, откровенный фальсификат, имеющий в составе депрессорные присадки, но при этом высокое содержание серы, — говорит Багдасаров. — Такое топливо — верный путь к выходу двигателя из строя. Другое некачественное зимнее дизтопливо при нормальном содержании серы может содержать заниженное количество депрессорной присадки. Она дорогая, небольшие производители стараются ее экономить. В результате при низких температурах топливо перестает фильтроваться, и двигатели глохнут».

Генеральный директор компании «Газпромнефть-Корпоративных продаж» Дмитрий Гузеев говорит, что дизельное топливо, выпущенное небольшими НПЗ, может иметь некоторые нормальные параметры качества, ведь производителю нужно его продавать. Однако ездить на дизтопливе, содержащем много серы, смогут только тракторы и грузовики старше 10 лет. Современные европейские большегрузы при работе на таком горючем неизбежно получат проблемы с топливной системой.

Для двигателя может стать проблемой вода, которой загрязнено дизтопливо. Вода может попасть в дизельное топливо в сырую погоду при негерметичности цистерны бензовоза или в результате разгерметизации подземного резервуара на АЗС. Само топливо способно впитывать влагу прямо из воздуха. Горючее, улучшенное с помощью присадок, лучше удерживает воду, вокруг каждой капельки которой в топливе собирается парафин, создающий проблемы при низких температурах.

По действующему регламенту предельное содержание воды в дизельном топливе — 200 ppm. Однако все крупные топливные компании работают по внутреннему техническому регламенту, который по некоторым показателям качества может предписывать более строгие требования к тем или иным параметрам.

Например, внутренний регламент «Газпром нефти» устанавливает предельно допустимое содержание воды в дизеле на уровне 50 ppm. Это создает дополнительный запас по качеству и защищает от риска снижения качества топлива в процессе транспортировки и хранения.

Сколько нужно зимнего дизельного топлива
========================================
Всего, по оценке Леонида Багдасарова, на топливном рынке сейчас 30 миллионов тонн потребляемого в год дизельного топлива соответствуют требованиям 5 класса технического регламента. Еще 9 миллионов тонн — фальсификат. Другие эксперты оценивают количество фальсификата в 10-15 миллионов тонн продающихся без акцизов нефтепродуктов.

Несмотря на очевидную потребность перевозчиков в зимнем дизельном топливе, эксперты говорят, что его производится вдвое меньше, чем нужно. Тамара Митусова, доктор технических наук, заведующая отделом дизельных, печных, судовых, котельных топлив и присадок к ним ОАО «ВНИИ по переработке нефти», разработчик топлив и автор практически всех нормативных документов (ГОСТов и ТУ на топлива), в комментарии «АТИ» утверждает: производство зимних и арктических марок дизельного топлива составляет 20% от общего объема, остальные 80% - это летнее дизельное топливо. При этом, по разным оценкам, потребность в зимнем дизельном топливе составляет от 30 до 40% от общего объема его производства.

Дизель для лютых морозов

К чему может привести недостаток зимнего горючего, наглядно показала прошлой зимой ситуация, в которую попали дальнобойщики на Ямале. В 50 километрах от Ноябрьска у поста ДПС «Карамовский» 45 дальнобойщиков на 37 машинах застряли на трассе в лютый 64-градусный мороз. Как сообщал сайт tyumentimes.ru со ссылкой на одного из дальнобойщиков, рядом была автозаправка, но воспользоваться имевшимся там дизелем для своих машин дальнобойщики не могли — топливо было рассчитано на более высокую температуру воздуха.

Главное — сохранить качество
============================

При транспортировке могут снизиться качества даже эталонного дизельного топлива. Только вертикально интегрированные нефтяные компании (ВИНКи) на сегодняшний день полностью контролируют всю цепочку транспортировки и хранения топлива, от места добычи до точек реализации горючего. У этих компаний существуют специальные программы сохранения качества продукции на протяжении всей цепочки.

Это не значит, что на независимых АЗС качество топлива обязательно хуже. Просто у ВИНКов гораздо больше возможностей проконтролировать качество горючего в ходе поставок. От НПЗ до нефтебазы топливо везут в железнодорожных цистернах, оттуда до заправки — автоцистернами. И если ВИНКи контролируют каждый этап цепочки поставок топлива на АЗС, то независимый оператор заправочной станции может проверить качество топлива только при его приемке.

Любой владелец АЗС, разумеется, заботится о качестве продаваемого топлива, ведь любая информация о том, что он продает плохую солярку, может стать фатальной для его бизнеса.

Дмитрий Гузеев говорит, что «Газпром нефть» гарантирует потребителям качество продукции на всех своих и партнерских АЗС. По всей сети регулярно проводятся лабораторные исследования топлива. В случае нареканий по качеству компания-партнер исключается из партнерской программы.

«Мы контролируем качество топлива от завода до бака клиента, подчеркивает Гузеев. — „Газпром нефть“ работает исключительно по техническому регламенту, определяющему четкие сроки начала и завершения реализации зимнего дизеля во всех регионах. Ориентируясь на запросы клиентов, мы вывели на рынок новое зимнее дизельное топливо с дополнительными морозоустойчивыми характеристиками».

Дмитрий Гузеев отметил, что в сети заправок «Газпромнефть» в настоящее время на 19 АЗС сети одновременно продаются два вида дизельного топлива — зимнее и межсезонное. Они отличаются друг от друга способностью противостоять воздействию мороза. Межсезонное дизельное топливо можно использовать в переходный период (осень-зима, октябрь или зима-весна, апрель), а также в регионах СКФО и Краснодарского края круглый год. Зимнее же дизтопливо предназначено для использования в холодное время года и имеет способности не густеть и не замерзать вплоть до минус 35 С.

Наличие двух видов дизтоплива на АЗС позволяет автоперевозчику выбирать топливо в зависимости от региона назначения и гибко реагировать на изменение температурных условий. Учитывая, что стоимость зимнего топлива выше, чем межсезонного, это еще и возможность сэкономить.

Владимир Ардашов, дальнобойщик с 36-летним стажем, говорит, что никогда не останавливался из-за некачественного дизельного топлива. «Я работаю по северам: Тюмень, Нижневартовск, Сургут. Заправляюсь на „Газпром-нефти“, и у меня никогда не было такого, чтобы я стоял. А те, кто стоит, видимо, дешевую солярку покупают», — рассказал «Вслух.ру» Ардашов.

Практические советы:

1. Лучше всего заправляться на проверенных АЗС, гарантирующих качество своей продукции.

2. Не поленитесь заглянуть в паспорт качества продукции, который должен находиться на заправке. Если паспорта нет в общем доступе, можно потребовать его у оператора. В документе будет указан производитель и основные физико-химические параметры топлива. В зимний период это: температура помутнения (при которой топливо приобретает белесый оттенок) и предельная температура фильтруемости, при которой двигатель может не получить топлива, или топливный насос высокого давления замерзнет.

3. Для безопасной эксплуатации двигателя в зимнее время лучше из предельной температуры фильтруемости, указанной в паспорте качества, вычитать 3-4 градуса в сторону плюса. Это даст необходимый зазор для безопасного запуска двигателя. Например, если в паспорте качества на АЗС написано, что предельная температура фильтруемости дизтоплива фактически равна минус 37, делаем вывод, что безопасно пользоваться этим топливом до минус 33-34С.

4. Если маршрут пролегает по регионам с большой разницей температур, используйте преимущества заправок, продающих два вида топлива: зимнее и межсезонное.

Неудобно на сайте? Читайте самое интересное в Telegram и самое полезное в Vk.
Последние новости
Конкурс «Педагог года Тюменской области» стартует сегодня
Конкурс «Педагог года Тюменской области» стартует сегодня
Победители представят регион на федеральном этапе.
#конкурс
#профессионалы
#педагоги
#учителя
#Мастер года
#Тюменская область
#новости Тюмени
Студенческие семьи: как тюменские молодожены совмещают учебу и заботу о детях
Студенческие семьи: как тюменские молодожены совмещают учебу и заботу о детях
Три истории из первых уст.
#семья
#студенты
#учеба
#дети
#декрет
Александр Моор поручил проработать варианты действий в паводок на случай отсутствия сотовой связи
Александр Моор поручил проработать варианты действий в паводок на случай отсутствия сотовой связи
Губернатор Тюменской области провел заседание оперштаба.
#Александр Моор
#паводок
#оперштаб
#Тюменская область
#новости Тюмени
Полицейские Ишимского района помогают гражданам перебраться в пункты временного размещения
Полицейские Ишимского района помогают гражданам перебраться в пункты временного размещения
Помимо этого, организованы патрули, которые следят за сохранностью имущества.
#новости Тюмени
#Тюмень
#Тюменская область
#Ишим
#Ишимский район
#паводок
#полиция
#ДПС
#УМВД
#МВД
Что не так? Какие проблемы могут ожидать покупателей квартир в тюменских новостройках
Что не так? Какие проблемы могут ожидать покупателей квартир в тюменских новостройках
Экспертным мнением поделилась президент объединения риелторов Тюменской области.
#недвижимость
#квартиры
#новостройки
#эксперт
#мнение
#новости Тюмени