Dipol FM | 105,6 fm

Расстрельное дело от «Тюменской правды»

Общественность через газету интересовалась дальнейшей судьбой убийцы.

_"Вслух.ру" продолжает совместный исторический проект с пресс-службой Тюменского областного суда, рассказывающий о «расстрельных» уголовных делах давно минувших дней._

_Из этических соображений фамилии осужденного и его жертвы изменены._

Советской прессе доверяли беспрекословно. Она могла влиять даже на судебные приговоры, от имени граждан требуя жесткой расправы над подсудимыми. Яркий пример тому — приговор Тюменского областного суда, вынесенный с учетом требований трудящихся, опубликованных 56 лет назад в газете «Тюменская правда».

Суть дела

Тюменец Владимир Набродин с утра 30 апреля 1958 года заранее начал отмечать День международной солидарности трудящихся. Мужчина купил водки и вина, а дома его дожидался бидон самодельной бражки на сахаре. Поужинал, а потом отправился к соседу пощупать его квартиранток — молодых работниц с кирпичного завода.

Девиц не оказалось, и как только он собрался домой, в квартиру постучал молодой человек Петр Шапкин. Поздний гость, по тем временам ультрамодно одетый и немного выпивший, искал девушку по имени Шура: «Она снимает в этом районе комнату. Телефонисткой работает. Не знаете такую…»

Все переглянулись и пожали плечами. Набродин проявил заинтересованность, вызвался помочь в поисках девушки и даже привел этого парня к себе домой — его жена Прасковья могла бы подсказать, где искать девушку, если бы гость назвал ее фамилию. По соседству жили две квартирантки, но Шур среди них не было. Ночной гость извинился, пошел на выход и на свою голову попросил Набродина показать ему дорогу до ближайшей автобусной остановки. Тот любезно согласился.

Из обвинительного заключения

До остановки на улице Рабочей оставалось два квартала. По пути, на улице Колхозной у Набродина возникла мысль убить Шапкина и забрать одежду. На углу Колхозной и Сибирской у сруба нового дома Набродин выломанной из забора штакетиной несколько раз ударил Шапкина по голове, тот скончался на месте. Бил с такой силой, что штакетина развалилась на несколько частей.

Потерпевший скончался от множественных переломов костей свода и основания черепа. Снятый с убитого плащ и костюм Набродин не понес домой, а спрятал в мусорном ящике у соседнего дома на улице Кирпичной, чтобы потом использовать в своих целях. Своей жене он предлагал забрать вещи, отвезти их к сестре в Верхнюю Тавду и спрятать. Но та отказалась.

У этого злодейского убийства были свидетели. Одна женщина видела, как мужчина в черной телогрейке, штанах галифе и резиновых ботах палкой убивал человека в плаще. Тот упал, поднялся, пытался бежать, однако нападавший его догнал и добил несколькими сильными ударами по голове.

Характеристика убийцы

_Набродин Владимир Иванович 1935 года рождения, русский, образование 5 классов, уроженец Тюмени. Из рабочих. Не судим. Работал шофером, столяром, слесарем в АТК. Судя по производственной характеристике, его не особо жаловали на предприятии: «Набродин работал в АТК-2 с 12 июня 1961 года, переведен в автослесаря за недисциплинированность, т. е. самовольное использование автомашины в своих личных целях, работая автослесарем, также проявил себя недисциплинированным, часто опаздывал на работу и 1 декабря 1961 года уволен согласно КЗОТ»._

Пока Набродин служил в армии с 1954 по 1957 годы, его первая жена Таисия связалась с преступниками, орудовала в банде налетчиков и к возвращению мужа домой была осуждена за групповой разбой. С ней он развелся. С новой женой, Прасковьей, познакомился на кирпичном заводе, где они вместе работали. Поженились в 1957 году и родили двоих детей. В пьяном угаре Набродин был агрессивным и часто бил жену, а она устраивала скандалы из-за его пьянок и гулянок с соседками-квартирантками.

Убив Шапкина, вернувшийся домой Набродин рассказал жене о совершенном преступлении. О преступлении мужа Прасковья молчала три года, изредка шантражируя его тем, что обо всем расскажет, если супруг не прекратит свои пьяные дебоши. Однако позже все-таки рассказала о происшествии своей сестре, когда приезжала к ней в Верхнюю Тавду. После этого страшная тайна стала достоянием правоохранительных органов. За Набродиным пришли.

Показания убийцы

(орфография сохранена) «Когда до остановки оставалось совсем немного пути, я не заметил, как в руках у парня оказалась штакетина из забора. Он стал меня упрекать в том, что я завел его в какую-то глушь, а не к остановке и ударил палкой меня в бок. Я его тоже. Он пнул меня головой в подбородок, аж зубы склацали. Я видимо рассердился, и так получилось, что я тоже его ударил палкой. Когда он упал мертвым, я испугался и чтобы отвести от себя подозрения, создал видимость разбойного нападения и снял с него темно-синий болоневый плащ и костюм. Пришел домой запыхавшийся, ничего жене не сказал и уснул за столом, а утром сказал жене забрать вещи из мусорного ящика и сжечь, но она не пошла».

Требуем расстрела!

Это дикое преступление всколыхнуло тюменскую общественность, а активисты энергопоезда, где работал потерпевший, обратились с коллективным письмом в редакцию газеты «Тюменская правда», в котором требовали у суда приговорить убийцу к расстрелу: «В ночь с 30 мая 1958 года был зверски убит машинист турбины энергопоезда № 126 Шапкин Петр. Убийца не был найден 3 года и только 24 декабря 1961 года удалось найти убийцу. В данное время он находится под следствием. Мы, бывшие работники энергопоездов № 126−165−186, требуем от суда вынесения убийце высшей меры наказания — расстрела. Просим опубликовать это письмо в газете от имени работников энергопоездов».

Всего 17 подписей.

Суд под председательством Александра Филипповича Серова квалифицировал действия Набродина, как убийство при разбойном нападении. «Учитывая личность подсудимого характеризующегося отрицательно на работе и в быту, совершенные им преступления, представляющие исключительную тяжесть и общественную опасность, а также требование общественности о назначении самого сурового наказания, руководствуясь ст. 301, 303 УК РСФСР в редакции 1926 года, судебная коллегия признала Набродина виновным и приговорила его к высшей мере наказания — расстрелу.

По ст 136 — к расстрелу, по ст 146 — к 15 годам лишения свободы. По совокупности совершенных преступлений по ст. 136 п. „А“ части 1 УК РСФСР от 1926 года и ст. 146 ч.2 п. „б“ УК РСФСР, Набродину считать наказание по ст. 136 — расстрел. Темно-синий плащ, костюм и фуражку-мичманку передать родителям потерпевшего».

Адвокат осужденного, некто Емельяненко, посчитал, что суд неправильно квалифицировал действия Набродина (вынесенный приговор в нарушение п. п. 2,4 ст. 342, 344, 346 УПК РСФСР) и обратился в Верховный суд с кассационной жалобой, в которой утверждал, что у его подзащитного отсутствовал корыстный мотив. Основные доводы обвинения не доказаны. Вещи с убитого он не использовал, а снял их, чтобы отвести от себя подозрения в убийстве. Плащ и модный костюм были испачканы кровью убитого, не подлежали чистке и не могли быть использованы для носки.

Однако, не только Верховный суд, но и Президиум Верховного Совета РСФСР своим постановлением отклонил ходатайство о помиловании осужденного к смертной казни: «Отклонить ходатайство о помиловании Набродина Владимира Ивановича 1935 года рождения, осужденного 6 февраля 1962 года Тюменским областным судом к смертной казни».

А приведен ли приговор в исполнение?

Общественность через газету интересовалась дальнейшей судьбой убийцы. 10 сентября 1962 года заведующий отделом писем трудящихся редакции газеты «Тюменская правда» некто Подольских по просьбе трудящихся вновь обратился к председателю Тюменского областного суда Александру Филипповичу Серову: «Высылаю Вам письмо тов. Паршукова и других, которые спрашивают, приведен ли в исполнение приговор о расстреле бандита Набродина».

Ответ дал заместитель председателя Тюменского областного суда Александр Николаевич Кайгородов: «Приговор в отношении Набродина приведен в исполнение 2 августа 1962 года».

Еще на суде Набродин заявил, что «сам бы давно пришел в органы сообщить об этом случае, но мне жалко было своих детей. Я тяготился совершенным мной преступлением. Жена знала об убийстве и при удобном случае меня укоряла».

Неудобно на сайте? Читайте самое интересное в Telegram и самое полезное в Vk.
Последние новости
Александр Моор поздравил семью пожарного, участвующего в защите от паводка, с рождением дочери
Александр Моор поздравил семью пожарного, участвующего в защите от паводка, с рождением дочери
В Ишимском районе губернатор приехал на выписку молодой мамы из роддома.
#Александр Моор
#губернатор
#поздравление
#рождение
#дочь
#Ишимский район
#Тюменская область
Тюменские агрономы советуют в апреле провести санитарную обрезку сада
Тюменские агрономы советуют в апреле провести санитарную обрезку сада
Как правильно это сделать.
#агроном
#Россельхозцентр
#дача
#деревья
#эксперт
#советы
#Тюмень
#новости Тюмени
В чем польза крапивы: рекомендации тюменской ЗОЖницы
В чем польза крапивы: рекомендации тюменской ЗОЖницы
Золу травы советуют добавлять в еду.
#дача
#трава
#советы
#ЗОЖ
#Тюмень
#новости Тюмени
Жители Ишима покидают зону подтопления, беременные - на особом контроле
Жители Ишима покидают зону подтопления, беременные - на особом контроле
Гражданам предоставляют комфортные условия.
#паводок
#эвакуация
#Ишим
#Тюменская область
В Тюменской области 29 семей получили материальную помощь из-за паводка
В Тюменской области 29 семей получили материальную помощь из-за паводка
Как оформить заявление.
#паводок
#выплаты
#компенсация
#Александр Моор
#Тюменская область