Что в бизнесе главное? Каждый предприниматель по-своему отвечает на этот вопрос. Но всегда ли правильно? Гость "Вслух.ру" - бизнес-консультант, доктор политических наук Константин Смоленцев.
Что в бизнесе главное — самореализация или зарабатывание денег? Каждый предприниматель по-своему отвечает на этот вопрос. Но всегда ли правильно? Возможно, в погоне за прибылью ускользает что-то важное, то, без чего у бизнеса нет будущего… Как это определить и сделать бизнес эффективным, привлекательным и для инвестора, и для руководителя, и для каждого сотрудника компании? Наконец, как вообще грамотно развивать свое дело? Вот уже много лет на эти вопросы помогает отвечать доктор политических наук, академик МАИ, сертифицированный консультант по управлению в соответствии с Амстердамским стандартом ICMCI Константин Смоленцев. Он стал «Гостем «Вслух.ру» и героем народного интервью.— Константин Юрьевич, на удивление много вопросов о том, как начать предпринимательскую деятельность. Видимо, многие хотят это сделать, но по каким-то причинам не решаются. Вот, например, Александра из Ишима спрашивает: «Что нужно для того, чтобы успешно начать свой бизнес? Какие знания помогут бизнесмену на этапе его создания?»— Чтобы успешно начать свой бизнес, необходима, прежде всего, идея и еще раз — идея! И вера в то, что вы «это» сделаете. Это главное. А помогут базовые предпринимательские знания: общей теории управления, стратегического менеджмента, маркетинга, основ экономики и управления персоналом, понимание юридических и бухгалтерско-налоговых аспектов ведения бизнеса. Очень не лишним будет знание иностранного языка.— Вот как раз насчет идеи вопрос: «Добрый день! Г-н Смоленцев, как вы считаете, реально ли сегодня получить поддержку от власти начинающему бизнесмену, если денег нет, но есть идея и желание ее воплотить? Если да, то в каком объеме и каковы способы ее получения? Спасибо. Артемий Иванченко, Тюмень».— Добрый день, господин Иванченко. Для власти, думаю, как минимум идея должна быть социально значима. Это первое. Далее — необходимо тщательно проработать идею, разработать реальный бизнес-план. На этом этапе нужно учесть все существующие рыночные ограничения, «входящие» и «исходящие» параметры. Чем ваш «продукт» будет отличаться от существующих, в чем его уникальность, кто ваши конкуренты, кто ваши клиенты? Прогнозируемая эффективность? Это вопросы важны прежде всего для вас — они покажут реализуемость идеи. И уже тогда, когда расчеты будут готовы, стоит обратиться к органам власти. С ее стороны существуют различные формы поддержки, все зависит от сферы деятельности вашего бизнеса. Просмотрите внимательно административные сайты, ответы на многие вопросы вы там найдете, а после — обратитесь в тот отраслевой департамент, который курирует сферу вашего бизнеса, они обязаны вас проконсультировать.— Но, похоже, одних консультаций мало, нужна и более ощутимая поддержка. Так, Лена из Тюмени пишет: «Хотелось бы начать свое дело, например открыть магазинчик, но меня, признаться, пугает перспектива разбираться в налогах-бухгалтерии-трудовом законодательстве. Как настроить себя «на бой»? Может ли бизнес-консультант или какая-то юридическая фирма решить за меня эти проблемы? И еще — есть ли какой-то ресурс, который пошагово рассказывал бы, как начать свое дело?»— Вы правы, не стоит брать на себя обязанности, в которых недостаточно компетентны. Каждый должен делать свое дело. И делать профессионально. Можно обратиться в консультационно-аудиторскую компанию. Они возьмут на себя работу по обозначенным вами вопросам. В договоре с ними можно и нужно отразить, что они принимают на себя и полноту ответственности за правильность ведения бухгалтерского и налогового учета и прочих вопросов. При этом в случае возникновения каких-либо споров или конфликтов с контролирующими органами или сотрудниками защиту ваших интересов будет вести аудиторская компания, как и нести материальную ответственность в случае проигрыша. И цены на эти услуги, насколько я знаю, в Тюмени достаточно разумные. Последний вопрос — наиболее «больной». Вы уже далеко не первая, кто задает мне его. Увы, здесь присутствует «черная дыра». В моих планах есть создание такого ресурса.— Любой человек может открыть свое дело? Какие психологические качества, свойства характера необходимы бизнесмену в первую очередь? — интересуется Татьяна, Тюмень.— Не каждый человек предрасположен вести предпринимательскую деятельность. Из психологических качеств, с моей точки зрения, для бизнесмена важны прежде всего: психологическая устойчивость, восприимчивость к окружающей среде, аналитичность, твердость (но не закостенелость!), гибкость (но не мягкость!), способность нестандартно мыслить, коммуникабельность, инновационность, устойчивое желание «покорять новые высоты». А если будет присутствовать еще и харизма — очень хорошо.— Какую книжку вы бы посоветовали почитать начинающему предпринимателю? Валерий, выпускник-2008— Помню, на смене эпох, в момент зарождения предпринимательства в России одной из первых появилась книга о бизнесе и судьбе бизнесмена «Карьера менеджера» Ли Якокка. Она произвела сильное впечатление на наших бизнесменов. Сейчас очень много литературы и отечественной, и «переводной». А советую я читать регулярно. И хорошие мысли и идеи, почерпнутые из книг, сразу пытаться претворять в жизнь.— А теперь вопросы из другой сферы. «Здравствуйте. Как вы считаете, когда, наконец, примут закон об аудите? И еще один вопрос — на ваш взгляд, какая система оплаты труда аудиторов наиболее приемлема? Ольга, Тюмень».— Здравствуйте, Ольга. Не могу, к сожалению, прогнозировать деятельность наших законодателей. А система оплаты труда аудиторов приемлема та, которая позволяет сочетать личные интересы аудитора и интересы аудиторской компании. Сегодня, по моему мнению, в большинстве аудиторских компаний этот вопрос решается излишне упрощенно. Поэтому часто страдает качество аудита и велика «текучесть» персонала. У меня есть свой взгляд на выстраивание системы мотивации персонала, в частности в «интеллектуальном» бизнесе. Это непростая задача. Почитайте мою статью «Управление бизнесом. Мотивационно-развивающий подход».— Вопрос о вашей трудовой биографии. «Здравствуйте. Не поленился и набрал ваше имя в поисковике на Яндексе. В одной из ссылок написано — директор по стратегическому развитию консалтинговой группы «Лекс». То есть вы — тюменский? Где еще работали в нашем городе и как «вырвались» на мировые просторы? Евгений Владимирович, Тюмень».— Здравствуйте, Евгений Владимирович. На мировые просторы «мы, Константин Юрьевич», вырвались еще в начале девяностых и уходить оттуда пока не собираемся (улыбается). С «Лексом» я действительно сотрудничал около года в момент вывода консалтинговой группы на московский рынок.— А еще с какими тюменскими компаниями сотрудничали? И продолжается ли это сотрудничество сейчас?— Я практически всегда руководил собственным бизнесом. Мое видение сотрудничества — партнерство с четко обозначенными целями, границами и ответственностью. Формы могут быть разные. Возможно ли стратегическое партнерство, в частности с тюменскими бизнесменами? Почему нет? Я всегда открыт сотрудничеству. Сегодня существует ряд бизнес-направлений на территории области, в которые я готов инвестировать. Ключевую роль в принятии решения о сотрудничестве играет личность партнера. Это более половины успеха любого проекта. Потерять с умным и порядочным человеком — случайность, заработать с глупым и нечистоплотным — невозможно. Это мое стойкое убеждение. Поэтому, будут предложения — рассмотрим.— Как вы думаете, возможно ли завести небольшой бизнес, имея основную работу? Может ли бизнес быть хобби, которое приносит пусть небольшую, но прибыль? И еще вопрос. Что вы можете сказать о развитии в России бизнеса, связанного с Интернетом: какие направления наиболее динамично развиваются?Ира, Тюмень— Очень интересный и актуальный вопрос, спасибо. Я только на днях обсуждал аналогичную тему с женщиной-руководителем одной компании. Можно, а иногда и даже нужно! И часто дело не в деньгах, а в самореализации, «отдушине» от основной деятельности. И хобби здесь подходит идеально! Что касается интернет-бизнеса. Он очень динамично развивается, в том числе и в России. У мысли нет границ. Это уже определенная субкультура человечества. А развивается интернет-бизнес порой непредсказуемо. Это интеллектуальная сфера человеческой деятельности, а значит, смена приоритетов происходит очень быстро. В той же «Всемирной паутине» много мнений и прогнозов по этому поводу. Одно могу сказать, значимость ИДЕИ в интернет-бизнесе порой более существенна в силу достаточно простой и быстрой ее реализуемости.— И как же, по-вашему, правильно отвечать на вопрос, что главное в бизнесе? Эффективность его как раз доходом и определяется, это мое твердое убеждение. А иначе зачем он нужен?Александр П., Тобольск— Если твердое убеждение, тогда зачем диспут? Не хочу сейчас рассуждать о разнице понятий дохода и прибыли. Доход может быть меньше расхода. Прибыль, с моей точки зрения, — это необходимое условие существования бизнеса. И только. Здесь наши позиции в чем-то сближаются. Эффективность бизнеса — это понятие более комплексное, выражающее способность бизнеса не только выживать, но и активно развиваться, удовлетворяя потребности общества, владельцев и наемных работников. А зачем бизнес нужен? Сперва — для удовлетворения первичных потребностей выживания: пища, кров, средство передвижения, содержание семьи. Потом, когда происходит накопление капитала, — это уже из сферы реализации собственного «эго», реализации своей мечты, амбиций… Другое дело (и это — архиважно!), что, начиная бизнес, можно задумываться об этапах его эволюции и взаимовлиянии на учредителя, и выстраивать в соответствии с этим свои действия по развитию бизнеса и собственной судьбы, а можно об этом не знать и не думать, и тогда со временем возникнет много неожиданностей, с которыми не всегда легко справиться…— Может, это правильный ответ: «Бизнес — создание ресурсов для самореализации в нем же и в других областях»? Как создать свой бизнес, думаю об этом много, двигаюсь пока медленно. Решила начать с команды — трудно получается, пока не оформилась картина привлекательного будущего и для меня, и для тех, кого зову туда. А у тебя как все получилось?Людмила, Москва — В ваших вопросах — практически готовые ответы. Абсолютно согласен с первым утверждением: «Бизнес — создание ресурсов для самореализации в нем же и в других областях». Далее — должна ясно сформироваться привлекательная «картинка» у инициатора. Это опять ваши слова. Людей привлекает конкретность. Третье: бизнес требует лидера. Кто-то должен взять на себя роль первого, «генерала». Когда есть лидер, часто и ясной картинки не требуется. Достаточно взглянуть вокруг на многих руководителей бизнеса и государства. Мой путь… я всегда генерировал идеи и не боялся брать на себя роль лидера. В какой-то момент (период кооперативного движения) я пытался внедрить полную «бизнес-демократию». Дело стало стагнировать. Да и многим, оказалось, совсем не близка роль соучастников. Поэтому: «картинка» — «лидерство» — «эффективный бизнес» — «самореализация». Успехов, Людмила!Приветствую вас! Будьте добры напомнить, а как вы начинали свой карьерный путь… И почему докторская — на политическую тему, а не экономическую? И насколько в общем объеме КРУПНОГО (по тюменским меркам) бизнеса присутствует эта самая политическая составляющая? Ирина Ветрова, Тюмень— Приветствую, Ирина! Напомнить? А разве я когда-нибудь рассказывал о своем карьерном пути? (Улыбается.) Все начиналось банально. В какой-то момент России не стали нужны квалифицированные специалисты, а выживать было надо. Возникла идея. Следом — многопрофильный бизнес, потом — финансовый, консалтинговый. На определенном этапе, когда все было хорошо, «щелкнуло», а можно ли то же самое делать по-иному, более профессионально? Возникла необходимость остановиться на время, оглядеться, многое переосмыслить. Кандидатская и докторская на стыке экономики и политики, по неэкономическим аспектам привлечения и регулирования инвестиционных потоков. Жизнь доказала правоту моих выводов в диссертациях. Сегодня инвестиционная привлекательность регионов и бизнеса — вопрос равнозначно политико-экономический. И формировать инвестиционную привлекательность необходимо с учетом существующих реалий. Это и есть ответ на ваш последний вопрос. Политическая составляющая любого крупного и даже среднего российского бизнеса весьма значима. Я говорю об этом не абстрактно, «по слухам». В консалтинговых проектах, которые мы ведем, этому аспекту отводится серьезная роль.— Константин Юрьевич, о своем «докарьерном» пути вы тоже, кажется, еще не рассказывали. Может, приоткроете «завесу»?— Ну, и можете вы уговаривать! Вам откроюсь первым. В Тюмень приехал, когда мне был один год. Детские садики, школы, музыкальная школа (дедушка подарил скрипку), дворовый футбол и хоккей с кражей досок на стройках и строительством корта, любимая собака… ТюмИИ (гидрогеология, инженерная геология, полевая практика от Кавказа до Камчатки, рок-группа, победа на первом областном конкурсе дискотек). Интереснейшее время! В студенчестве интерес к философии мне «привил» Федор Андреевич Селиванов, с большой теплотой вспоминаю наше общение. В этот момент я понял, что много интересного, неисследованного, возможностей на стыке. На стыке наук, сфер деятельности, интересов. Этот жизненный вывод, кстати, нашел впоследствии выражение и в моей практической деятельности, и в научных исследованиях. В зрелом возрасте — МВА по бизнесу в Академии народного хозяйства при правительстве РФ. Там же — специализация по управленческому консультированию. Защита диссертаций — в Академии государственной службы при