Banner

Тюменские предприниматели о бизнесе с Китаем

Автор: Елена Корн-Кондратенко

Выгодно? Да. Об этом говорят и консультанты-эксперты, и многие бизнесмены, чьи контакты с китайскими предпринимателями давно налажены. Легко? Не совсем. Каждый, кто так или иначе связан с Китаем, приводит массу примеров специфики.

7 и 8 июня в Тюмени впервые пройдет авторский семинар «Бизнес с Китаем» эксперта с многолетним практическим опытом Константина Савкина. Тенденция партнерских отношений с китайскими предпринимателями набирает обороты, и даже в Тюмени уже достаточно специалистов с опытом такого сотрудничества.

Выгодно? Да. Об этом говорят и консультанты-эксперты, и многие бизнесмены, чьи контакты с китайскими предпринимателями давно налажены. Легко? Не совсем. Каждый, кто так или иначе связан с Китаем, приводит массу примеров специфики – в завязывании контактов, ведении переговоров, бизнес-процессах и даже быту иностранца в Китае.

Если вы, как и многие другие предприниматели, видите перспективы в партнерстве со второй после США мировой экономикой и стремитесь оптимизировать свой бизнес – специалисты рекомендуют: прежде всего, тщательно изучите тему. Какие проблемы могут Вас ждать в Поднебесной? Как быть, если не знаешь китайского? Чего стоит опасаться и где «подстелить соломку»? Всему этому будут посвящены два дня углубленного семинара-практикума в отеле «Восток».

В преддверии семинара тюменские предприниматели, работающие с Китаем, рассказывают о том, как уже сегодня они организуют работу с китайскими бизнес-партнерами.

Китайское оборудование и товары

Павел Башкин, директор ООО «Научно-производственная фирма «Синтез»:

– ООО НПФ «Синтез» с 1991 г. работает на рынке нефтегазового оборудования, основной вид деятельности для нас – комплектация оборудования по запросам нефтегазовых предприятий. Кроме того, занимаемся производством и поставкой нестандартного оборудования по заявкам партнеров. В Китае часть оборудования закупаем".

- Почему решили партнерствовать именно с китайскими предприятиями и как ищете партнеров в Китае?

– В бизнесе спрос определяет предложение. На рынке появился спрос на китайскую продукцию, китайцы достаточно активно поставляют ее в разные регионы России, соответственно, наши предприятия стали интересоваться запасными частями, комплектующими и технологическим оборудованием к той или иной технике. Это и послужило причиной нашего интереса. Работаем по Интернету, электронной почте, по телефону. Партнеров в Китае ищем самостоятельно – через Интернет, специализированные журналы, другие информационные источники. А кроме того, много предложений поступает в фирму напрямую со стороны китайских представителей: они очень активны, буквально каждую неделю получаем одно, а то и два, и три предложения с их стороны. Профессиональных консультантов не используем – в России их не так много. У нас был опыт работы с московскими представителями, новосибирскими, тюменскими, но, во-первых, они отвечают долго, а во-вторых, их услуги часто слишком дороги.

- Как преодолеваете языковой барьер?

– Это основная проблема в общении с китайскими партнерами. Если китайцы иногда немного понимают по-русски, то мы, к сожалению, китайский совершенно не знаем. В английском они тоже не сильны. Так что действительно это большая сложность, особенно когда дело касается перевода технической литературы. В работе выходим из положения следующим образом: нанимаем переводчиков или пользуемся помощью китайцев-партнеров, которые немного говорят по-русски, когда они бывают в рабочих поездках в Тюмени.

- Что вас привлекает в Китае и китайцах? Какую специфику бизнеса с ними вы бы отметили?

– Китайцы очень доброжелательны и дружелюбны. От общения с ними остается очень положительное впечатление. Видимо, это национальная особенность. Очень обходительны, очень внимательны. И у них нет слова «нет» – они на все отвечают: «да». «Можете поставить?» – «Можем.» – «Когда?» – «Когда вам необходимо?» – «Что?» – «А что вам необходимо?»

Но нужно, конечно, научиться отличать одно «да» от другого. Нужна интуиция, чтобы определить, где их «да» может вас подвести. Например, в вопросах сроков поставки. Они могут назвать вам практически любую дату, любой срок, но надо иметь в виду, что, как правило, поставка – это полтора-два месяца. Хотя они могут пообещать привезти и за 30, и за 20 дней, а если очень захотите – и 10 дней назовут. И здесь просто нужно понимать, что это в принципе нереально. Так что нужна определенная прозорливость, чтобы не попасть в неприятные отношения с нашими заказчиками.

- Каковы минусы, проблемы сотрудничества, и как вы их решаете?

– Сложный вопрос в работе: нужно научиться отличать посредников от производителей. Все, кто звонит нам или направляет предложения по электронке, пишут, что они производители. Но известно, что две трети из тех, кто выходит на наш рынок – это посредники. И здесь нужно более внимательное и пристальное изучение их сайтов, писем, рекомендации других китайских партнеров, чтобы определить, кто перед вами.

И второе: минус, что они не дают гарантии на свое оборудование, поскольку считают, что это слишком удорожает поставляемую продукцию. Если у вас что-то выйдет из строя – готовы поставить за дополнительную плату. Но из Китая сложно получить мелкие запчасти. Они могут привезти контейнер, платформу, а просто отдельно отправить какие-то «челюсти» – гораздо сложнее.

- Есть ли перспективы у партнерства тюменских предпринимателей с Китаем? Выгодно ли это?

– Перспектива, конечно, есть. Китай прирастает в своем производстве темпами, сравнимыми с США, уже обогнал Японию и очень активно завоевывает российский рынок.

Выгодно ли сотрудничать с ними? Наш опыт показывает, что рентабельность по китайским сделкам на уровне сделок с российскими партнерами. То есть супервыгоды нет, мы отрабатываем эти заявки наравне с российскими и смотрим, что дает большую прибыль в каждой конкретной ситуации.

Что касается цен – возможно, потому что очень много посредников на китайском рынке, порой китайское оборудование гораздо дороже, чем что-то аналогичное российское, и может в разы отличаться, кстати, и от цен других поставщиков с китайской стороны. И нужно внимательно изучать рынок и конкурентов.

То же – в вопросах качества: надо смотреть на производителей. Например, есть производители-кооперативы, и есть производители – государственные заводы. Заводы пошли по пути закупки лучших мировых брендов в нефтегазовом оборудовании, закуплены десятки, если не сотни, патентов лучших фирм Франции, Канады, Америки и других стран. И конечно, качество продукции этих заводов высокое. У кооперативов – как и у наших российских, где делается все «на коленке» – качество значительно ниже.

А в целом, думаю, нам никуда не деться: как и весь мир, мы будем развиваться вместе с Китаем, сотрудничать с китайцами и пользоваться их продукцией.

Случай из практики

Денис Воронко, бизнес-эксперт по консалтингу в Китае, Почётный Академик МАОН:

Ко мне обратилась фирма, занимающаяся натяжными потолками: «Мы знаем, что натяжные потолки поставляются из Китая. У нас они не очень хорошего качества, а говорят, есть и хорошего». Меня попросили посмотреть – какой выбор в Китае. В поездке я посетил выставку, собрал информацию и привез заказчику. Когда уезжал туда, мне объяснили критерии, что именно искать: «Потолки, которые продаются у нас, имеют разводы, и при выборе нужно раскатать ролик, чтобы посмотреть, нет ли там разводов. Выяснить, какой у него запах…» Буквально как в анекдоте – понюхать, пожевать и поджечь. Когда я все эти вопросы озвучил производителям на выставке в Китае, встретил крайнее удивление. То качество продукции, которое они представляют – это просто совершенно другой уровень, они даже не понимают, о чем мы говорим. Если у нас в то время продавался потолок только шириной 2,60 м, у них под заказ можно было взять и 5, и 7 метров. Цветная печать – пожалуйста, огромный каталог с тысячами рисунков. На выбор – глянцевые, пленочные, перфорированные. У нас такого ассортимента просто не видели никогда. Материал тоненький, ширина и цвет любые, никаких разводов, никакого запаха.

Но бизнес заказчика не получил развития. Просто у людей в сознании была другая задача: они хотели то же самое, привычное – ту же ширину, тот же цвет – просто чуть поменьше разводов и поменьше запаха. По сути, им нужна была некачественная продукция. А на китайской выставке такой продукции представлено не было. Можно было просто забыть про бизнес, который они вели раньше, и начать на совершенно другом уровне, перестать натягивать потолки – начать привозить качественные потолки в ассортименте. Все что нужно – закупить для начала хотя бы контейнер, открыть новый офис. Уже есть целевая аудитория, они знают все компании в своей отрасли – что мешает сделать из своих конкурентов своих же клиентов, быть единственным прямым поставщиком в регионе? Но часто нам страшно что-то менять, непонятно, как формировать спрос для нового продукта. И развитие бизнеса тормозится. Причина, возможно, в отсутствии элементарного бизнес-образования.

Китайский чай

Яков Милейко, генеральный директор компании ООО «Эл энд Би Трейд», выравниватель упругих сред чайного клуба-магазина «ДаЧа»:

– Ввозим продукцию из Китая с 2004 года. По разным продуктам – разный бизнес-процесс. Если мы говорим не о чае – то проще: выстроен алгоритм, мы заказываем, нам отгружают.

С чаем все намного сложнее. Чай мы поставляем в Тюмень высокосортный, редкий, продаём в нашем магазине и поставляем в рестораны. Для того, чтобы покупать хороший чай, нужно ездить на плантации, глубоко в горы. Прошлой весной я был в поездке два месяца, потерял 14 кг. Но это уже бизнес-туризм, почти хобби. Там, где Бирма и Лаос граничат с Китаем, в одной из самых диких китайских провинций Юньнань выращивают чай пуэр, и мы ездим и туда. На автобусах, набитых людьми, по горным серпантинам, туда, где нет электричества, специфическая кухня и продукты. Это совершенно другие условия.

Кроме всего прочего, некоторые чаи не купить у больших экспортных компаний. Чтобы получить хорошую цену и качество, нужно ехать на плантации к крестьянам, выбирать лучшие, пробовать. Ездим в провинции Фудзянь, Гуандун, Юньнань, Сычуань. Некоторые чаи выбираю сам – уже есть опыт, достаточно долго пью, например, чай Тегуаньинь, Дахунпао, могу сравнить качество, сорта, цены. Навыков в понимании пуэров еще не так много, поэтому со мной иногда ездит дедушка – китаец, долгое время проработавший на чайном заводе, помогает выбирать, отпивает, иногда собираю образцы и привожу ему (сам он уже не в том возрасте и состоянии, чтобы гонять по горам Юньнани). Он отслеживает – стоит тот или иной чай своих денег.

- В чем сложности такого бизнеса?

– Чай сам по себе – сложная штука, его нельзя стандартизировать, у каждого урожая свои оттенки и своя цена. В прошлом году Тегуаньинь был одного качества, в этом году весна была дождливой, и он другого качества, соответственно, другая цена: «нет ничего постоянного». И два-три раза в год нужно ехать, смотреть, выбирать. В наш чайный клуб поставляется исключительно свежий чай. К сожалению, так устроена чайная промышленность, что чаи со звучными названиями, которые мы видим в магазинах, – это продукт, прошедший уже и китайский склад, часто – и немецкий, и российский, и еще магазинные полки. Зачастую это уже просто лист, без аромата и удивительного вкуса. А действительно свежий высококачественный чай попробовать в Тюмени удаётся не часто и не каждому.

- Чайная церемония – это ведь целая наука? Получается ли реализовать ее здесь, в Тюмени?

– Интересно, что понятие «чайная церемония» есть в головах европейцев, но его нет в головах китайцев. В Китае есть «Чаи» – чайное искусство. Церемонии в каждой провинции свои. Чайная церемония – это уже целое театральное действо, наложенное на чисто технические правила заваривания чая. Чайное искусство в Китае изучают и преподают. Есть, например, Институт чая имени Лу Юя в Пекине. Но обычно в Китае чай заваривают традиционным методом «Пин Ча» – «вдумчивая дегустация чая»: большой объем чайных листьев на небольшой объем воды, не настаивая, заливают водой и сразу разливают по чашкам. Если уж покупаете дорогой чай, лучше получить от него по максимуму и не испортить. Правильное заваривание позволяет проследить, как раскрывается вкус: сначала он сладкий, потом крепче, раскрываются более тонкие ноты. Можно использовать для заваривания разную посуду, положить чая много или мало, разные сорта – добиться разных вкусов и разных состояний. Это и есть чайное искусство. Познание чая – это целый путь «Ча Дао», у нас в клубе читается курс по чайной истории, тренер обучает чайному искусству: правильно заваривать и рассказывать о чае. В свою очередь наших мастеров учил мастер из Китая, которого мы специально приглашали.

- С какими проблемными вопросами может столкнуться предприниматель, начинающий партнерские взаимоотношения с китайцами?

– Важно ехать в Китай. Не пытаться выстроить бизнес по Интернету и телефону. Когда приезжаете туда, понимаете, что по-русски не говорит никто. Но на многих предприятиях работают молодые менеджеры, которые могут переписываться и вести диалог по-английски. Если вы не знаете китайского, можно взять переводчика – привезти с собой или нанять на месте (лучше иметь независимого переводчика в Пекине, Гуанчжоу или Шанхае, желательно, чтобы это был русский, живущий в Китае). Естественно, в первый визит вы не решите глубокие вопросы. Хорошо иметь специалиста-помощника, который уже вел такие дела и знает нюансы.

Если едете самостоятельно – максимально изучить всю доступную информацию. А главное – иметь четкий план: какие вопросы хотите задать, что хотите узнать, что получить в итоге. Везти с собой образцы (часто китайцы готовы скопировать, и важно показать, что тебе нужно на выходе) и деньги (для предоплаты). Лучше посетить несколько предприятий одной сферы, и чтобы китайцы знали, что вы побывали и у конкурентов, разбираетесь, смотрите, сравниваете. Вот такая первая поездка – на несколько предприятий, с переводчиком и помощником-консультантом – будет самой правильной и эффективной. Потом можно отправить заявку и по Интернету. Затем приехать на завод при отгрузке первой партии, проконтролировать отправку со склада.

Главный совет: при первом визите в Пекин не ходите в массажный салон! На этом вся ваша деловая поездка может просто закончиться. Человек приходит и пропадает на три-четыре дня. Там несколько этажей, можно есть, спать, тебя постоянно массируют – просто отключаешься и забываешь, зачем приехал!

Случай из практики

Мария Марамыгина, менеджер-переводчик с китайского Клиники восточной медицины «Белый журавль»:

Жила и работала в Китае три года. Надо сказать, несколько лет назад, если ловишь такси и рядом «голосует» китаец – такси остановится рядом с тобой, потому что ты иностранец. То же в очереди – пропустят вперед, уступят. Чувствуешь себя привилегированно. Сейчас уже не так, многое изменилось, наверное, после Олимпийских игр в Пекине. Очевидно, выросло национальное самосознание, выше стали зарплаты, китайцы стали больше себя ценить. И сейчас таксист первым остановится рядом с китайцем. Если раньше абсолютно все было направлено на привлечение иностранного капитала, то теперь такой безумной заинтересованности уже нет.

Что касается проблем во взаимодействии с китайскими производителями, необходимо обговаривать и прописывать мельчайшие детали, и готовый образец продукции прилагать к договору. Иначе – они сделают так, как посчитают правильным. К примеру, закончились нитки для прошивки джинс определенного согласованного цвета – они прострочили желтыми. «Почему желтыми?» «Но ведь красиво!» – искренне недоумевают, почему вам не нравится. Партию джинс пришлось выбросить. В целом проблемы возникают, в основном, от незнания языка. Если языковой барьер преодолен – решить можно все, что угодно.

Китайская медицина

Светлана Козлова, генеральный директор Клиники восточной медицины «Белый журавль»:

– Клиника восточной медицины в Тюмени открылась осенью прошлого года, создавали мы ее около двух лет. Работают в ней специалисты из Китая и переводчики с китайского, что, кстати, в Тюмени большая редкость. Наша клиника рассчитана на то, чтобы методы восточной медицины – китайской в первую очередь – были востребованы и применены у нас, причем, во взаимодействии с нашими традиционными медицинскими методиками. Наши российские сотрудники понимают подходы китайских специалистов и считают, что такое взаимодействие будет для пациентов очень эффективным.

Нужно понимать, что в Китае используются принципиально иные подходы к восстановлению здоровья. Особенно китайские методики эффективны в тех случаях, когда уже есть нарушения, но еще присутствует потенциал для восстановления. И наиболее перспективны в этом плане дети, так как у них мало запущенных хронических проблем в организме. Многие взрослые, живущие в интенсивном темпе и постоянном стрессе, тоже находятся в состоянии, пограничном между здоровьем и заболеванием, а значит, есть возможность им помочь выйти из этого состояния. Это первое направление работы клиники.

Второй блок работы: традиционные китайские методы могут эффективно помогать детям-инвалидам, чей организм растет и формируется, но уже попал в катастрофу. Наша задача, если интеллект сохранен, помочь организму действовать эффективнее. В этой сфере китайская медицина тоже продвинулась далеко.

- Какие специфические методики используются в китайской медицине?

– Китайские специалисты практикуют у нас диагностику по энергетике, иглорефлексотерапию, массажи. В Китае очень широко используют травы, фитотерапию (в нашей клинике это в планах). Важны профилактические занятия – цигун, йога, тайцзи. У нас работала специалист из Китая: пятилетней девочке, которая не могла говорить, она сделала диагностику, а затем тренировала руками язык! И мы видели результативность этих тренировок. Всем навыкам они обучаются на родине от трех до семи лет, это сложное искусство: тонкие комплексные знания строения организма плюс многовековые традиции.

- Как вы пришли к сотрудничеству с Китаем?

– Профессионалы отрасли всегда ищут пути для профилактики и сохранения здоровья. Сейчас границы у нас открыты, много информации, мы стали активно ездить в другие регионы и страны. И постепенно, когда начинаешь выходить из узких рамок, приходит понимание, что нужно использовать накопленный мировой опыт. Слава богу, Тюмень – город продвинутый, как и наш регион, высокие технологии у нас используются в медицинской сфере уже очень широко: сегодня мы способны делать сложнейшие операции на сердце, оперировать мозг. Эти технологии направлены на то, чтобы справиться с катастрофическими ситуациями. Восточные методики органично их дополняют, работая в другой нише – с людьми, которые просто ослабли, и им нужна профилактика или реабилитация.

- С какими сложностями приходится сталкиваться в выстраивании партнерства с Китаем?

– Трудный вопрос – найти высококвалифицированных специалистов-китайцев. Во-первых, нужны разрешения от органов госвласти, она должна видеть социальную важность клиники, и проработанные программы. Нужно создать все условия для пациентов и работы врачей. Во-вторых, медики в Китае учатся за свои деньги, и если он отучился семь лет, имеет сертификаты и льготы от правительства, востребован в своей стране – не так легко его привлечь в Россию, нужно заинтересовать. Конечно, не только финансами. Но и возможностью, например, продвигать свою школу, взаимодействовать с западными врачами и нашими школами, внедрять свои технологии и получать признание.

- Каковы преимущества работы с китайскими специалистами?

– Китайские медики предельно серьезно относятся к своим обязанностям. В клинике работают разные специалисты – все они вдумчивы и очень ответственны. Работать легко: китайцы очень дисциплинированы, и сказывается квалификация – вопрос психологического взаимодействия не стоит. Мы создаем им все условия для работы и жизни. Они, если это специалисты с истинными дипломами, работают хорошо. У каждого из них – свой стиль работы, передающийся из поколения в поколение от отца к сыну, они профессионалы своего дела.

Случай из практики

Сергей Шатохин, генеральный директор ЗАО КК «ПРЭФИШ», председатель Совета НП «Западно-Сибирская правовая палата»:

Один из Тюменских предпринимателей решил приобрести в Китае обрезной материал из камня для использования в своей профильной деятельности. Сделал запрос на соответствующее китайское предприятие и получил проект договора на китайском языке. Организовал перевод на русский и после этого оплатил выставленный счет. Через некоторое время получил на таможне поставленную продукцию, а она оказалась некомплектной и частично некондиционной. Пришел к нам: что делать? Смотрим договор и видим грубейшие ошибки: не указана, например, система права, на основании которой заключена сделка, не указана судебная инстанция, где может быть разобран спор по ее исполнению.

Конечно, такую ситуацию можно было не допустить. Во-первых, надо было проверить предполагаемого контрагента на надежность. У нашей компании, например, есть партнер, который не только способен проверять китайские предприятия, что называется, «на вшивость», но и в период исполнения заказа может осуществить визуальный контроль выполняемых китайцами работ. Понятно, что договор поставки мы могли бы доработать и согласовать с китайской стороной с максимально возможной минимизацией рисков в отношении интересов тюменского заказчика, если бы он обратился вовремя к консультанту. Финансовых потерь в этом случае бы не было, затраты на проверку несоизмеримо меньше. И не появились бы сомнения – стоит ли вообще заниматься Китаем, несмотря на все выгоды? К сожалению, факты пока говорят о низком уровне бытующей у нас предпринимательской культуры. Различные семинары, конечно, помогут сориентировать, но учиться по-настоящему нужно на собственной практике.

А интерес к сотрудничеству с Китаем растет совершенно обоснованно: с 2009 года Китай – признанный локомотив мировой экономики. Если мы упустим свои шансы широко и системно сотрудничать с этим государством – это будет стратегической (исторической!) глупостью. Но неподготовленным туда лучше не ходить. Получишь одни шишки и не поймешь, что мог заработать целое состояние. Представьте себе этот рынок – полтора миллиарда жителей! Но на нем нужно уметь работать, понимая все существующие маркетинговые и культурные тонкости. Китай – сложный партнер, требующий очень большого внимания и гибкости поведения, но мы с ними работать обязательно будем.

Китайские перспективы

Гульнара Прадедова, руководитель Creative-группы «Золотое сечение», организатор семинара «Бизнес с Китаем»:

– Как родилась идея проведения такого семинара в Тюмени? Очень просто: наша компания с 2005 года занимается интеллектуальной деятельностью, а она не приносит достаточно прибыли. Хочется зарабатывать, получать от бизнеса реальный эффект.

В какой-то момент я обратила внимание, что все европейские бренды уже давно производит Китай. Работая, так или иначе выходишь на китайские цены – и становится ясно, что «благодаря» череде перекупщиков и посредников цена в России на некоторые товары завышена раз в 10, а то и больше. Один из видов нашей работы – дизайн интерьеров, плюс отделочные работы и комплектация интерьера материалами, мебелью, светильниками, сантехникой и аксессуарами. Так почему бы не найти поставщиков, чтобы исключить кучу посредников и выйти самим на китайский рынок?

Изучая эту тему, я поняла, что предприниматели обычно совершают много ошибок при поиске поставщиков, и часто совсем не знают, как строить отношения с китайским партнерами. Познакомилась с опытным экспертом, автором семинара. Захотелось предоставить тюменцам эти актуальные знания. Действительно, исторически сейчас момент очень важный: открываются границы, летом Россия ратифицирует членство в ВТО – выиграют при этом и смогут заработать именно те, кто успеет вооружиться информацией.

В бизнесе с Китаем меня привлекает, конечно, прибыль и новые бизнес-возможности: возможность реализовывать свои мечты и планы, ездить и смотреть на мир, еще больше помогать детям.

Кстати, пока готовился этот семинар, пришли новые идеи для бизнеса, например, уже сейчас думаю о том, чтобы открыть свой магазин по комплектации интерьеров, в планах – дизайн одежды собственной марки и размещение производства в Китае. Есть идея по созданию собственной дизайнерской мебели.

Ну а главное, для чего мы затеяли семинар в Тюмени, – прежде всего, захотелось самим полностью прослушать этот курс. Правда, организаторам, как правило, редко это удается.

- Какие вопросы будут освещены на семинаре?

– Как с нуля, имея только желание и идею, построить бизнес с Китаем. Мы услышим ответы на все вопросы, которые нас волнуют: это и правильный подбор поставщиков, и правильное ведение договорных отношений, и работа с таможней, и самое интересное – менталитет китайцев, как они ведут бизнес, что для них важно в работе с партнерами. Целых два дня информации! Плюс приятные сюрпризы с национальным оттенком, например, чайная церемония от нашего партнера, клуба «Чайная гавань». Участники смогут пообщаться и с теми тюменскими бизнесменами, кто уже реально работает в партнерстве с китайцами. Гостями семинара станут Максим Доротов, директор ООО «Логистическая компания Солоджи» и ООО «Логистика Авто», председатель комитета по содействию внешнеэкономической деятельности Торгово-промышленной палаты Тюменской области; Сергей Шатохин, генеральный директор ЗАО КК «ПРЭФИШ», председатель Совета НП «Западно-Сибирская правовая палата», и др.

- Какой аудитории, на ваш взгляд, семинар будет интересен и полезен?

– Подвижной! Людям бизнеса, тем, кто хочет быть впереди рынка. Например, поставщикам отделочных материалов, мебели, сантехники, аксессуаров для интерьера, корпоративных сувениров, одежды, сборно-разборных домов, авто, бытовой техники. Людям, имеющим свою идею, ноу-хау, свои разработки для экономии с помощью выноса производства в Китай, где рабочая сила и расходы на производство намного дешевле. Бизнесменам, которые могут вывозить свои товары на экспорт, к примеру, технологические разработки или определенные продукты, которые интересны китайским партнерам.

- В чем актуальность и востребованность темы для тюменских бизнесменов? Чем этот семинар, как вы считаете, будет полезен развитию Тюмени и тюменскому бизнесу?

– Это прямые выгоды для региона: в перспективе – рост импорта-экспорта. Богаче тюменские предприниматели и эффективнее наш бизнес – богаче наш город и регион!

Итак, семинар-практикум о том, как вести бизнес с Китаем, пройдет в Тюмени в отеле «Восток» 7–8 июня с 10.00 до 18.00. Спикер – Константин Савкин (Москва), профессиональный эксперт-консультант по бизнесу с Китаем и привлечению инвестиций из Китая, руководитель блока обучения и коучинга по вопросам бизнеса с Китаем, участник экспертного совета журнала «Китай». Руководитель проекта инновации в бизнесе, преподаватель в ведущих российских бизнес-школах при АНХ и МИРБИС, консультант по применению инноваций в бизнесе.

Благодарим наших героев за предоставленные фотографии.

бизнес, предпринимательство, семинар, международное сотрудничество, Китай

Просмотры: 2818

Комментарии