Илья Белостоцкий: Фильму быть!

Автор: Юрий Шестак

Работы над кинофильмом "Бегство рогатых викингов" вышли на финишную прямую.

Grey

В 2010 году старые тюменские улицы стали основной площадкой для съемки художественного фильма «Бегство рогатых викингов» по одноименной повести детского писателя Владислава Крапивина. Оригинальный сюжет, профессиональный режиссер, известный по «Ералашу», Илья Белостоцкий, соскучившийся по детским отечественным кинолентам зритель и всенародная поддержка проекта – казалось бы, что еще нужно для создания хорошей картины? Деньги. Они нужны были для обработки отснятого материала на уровне современных стандартов. Удалось ли команде тюменских киношников – некоммерческому партнерству «Кинообъединение тюменцев» – найти необходимые средства и когда долгожданный фильм выйдет на большой экран, «Вслух.ру» рассказал сам режиссер.

- Илья, как обстоят дела с финансированием фильма?

– В свое время мы поняли, что для поиска финансовых средств нам нужно как-то организовываться, и выбрали форму некоммерческого партнерства, назвали его «Кинообъединение тюменцев», сокращенно КОТ. Эту аббревиатуру придумал Владислав Крапивин. В некоммерческое партнерство вошли активные участники съемочной группы фильма, в том числе родители детей, принимавших участие в съемках фильма и желавших, чтобы фильм увидел свет. Сразу скажу, что вопрос с финансированием окончательно был решен в июле этого года. В настоящее время бюджет фильма полностью собран, мы вышли на финишную прямую, интенсивно ведутся работы по завершению фильма, делаются финальные штрихи и совсем скоро зрители увидят картину. Теперь уже совершенно ясно – фильму быть! Да, не всегда всё было гладко, в том числе и с финансированием, но я не рассматриваю это как нечто фатальное. Для нас это был всего лишь очередной этап, который нужно было пройти, что, собственно, и показывает профессионализм команды.

- Благодаря кому вашей команде удалось выйти на финишную прямую?

– Мы благодарны депутатам Тюменской областной думы фракции «Единая Россия» и, в частности, куратору проекта Николаю Токарчуку, он сам телевизионщик, поэтому ему эти вещи очень близки и понятны. Поддержку нам оказали департамент культуры Тюменской области, департамент образования администрации Тюмени, ТОГИРРО, городская администрация нас постоянно поддерживает муниципальными грантами, это очень здорово, и я от всей души их благодарю.

- Мы знаем, что было много пожертвований от частных лиц.

– Да, это так, причем крупных пожертвований. Некоторые даже настаивали на том, чтобы остаться неизвестными. Это меня поразило, такая вот благотворительность в чистом виде, не для пиара, а для души. И что не менее важно – было очень и очень много небольших пожертвований от простых людей, тех, кто приходил к нам на съемочную площадку, и тех, кто присылал деньги на веб-кошелек из других городов. Сейчас есть такой проект, как «Бумстартер» – платформа, ориентированная на привлечение финансирования различных творческих проектов. Это очень интересное начинание и действительно помогает собрать какие-то средства. Сейчас в Санкт-Петербурге снимается еще один фильм по повести Владислава Крапивина «Я иду встречать брата». Так вот средства на начальный период – 350 тысяч рублей – как раз были собраны таким способом. Очень жаль, что тогда, три с половиной года назад, когда мы начали снимать фильм, не слышали о такой платформе, было бы значительно проще. Но, тем не менее, нам присылали по тысяче рублей, по две, по пятьсот рублей. Присылали учителя, библиотекари. Представляете, сколько получает библиотекарь? Нам перечислил деньги коллектив учителей русского языка и литературы из Клайпеды. Все это настолько нас трогало и прямо выворачивало наизнанку от эмоций. Еще тогда я понял: мы не имеем права не сделать этот фильм, мы должны его сделать просто ради этих людей. Я бы себе никогда не простил, если бы что-то не сложилось. Теперь я могу точно сказать, что фильм обязательно выйдет и мы обязательно отправим диски с фильмами всем тем, кто оказывал нам помощь. Мы снимали действительно народное кино. Столь широкая поддержка людей говорит о том, что они видят и чувствуют проблему нехватки отечественных фильмов для детей, для семейного просмотра. И на достигнутом мы не собираемся останавливаться. Планируем новые кинопроекты.

- Съемки также будут проходить в Тюмени?

– Мы не ограничиваемся каким-то одним регионом и можем приглашать звезд хоть из Москвы. Можем снимать фильм в Тюмени или где-то еще, это не так важно. Важно то, что мы делаем детское кино. Это основная цель нашего партнерства – способствовать возрождению интереса к детскому кино и появлению аудиовизуальных детских и семейных фильмов на некоммерческой основе. И думаю, что на следующий проект мы будем выходить уже с каким-то бюджетом.

- Илья, каков в итоге оказался бюджет фильма «бегство рогатых викингов»? Хотя бы назовите количество нулей.

– Поверьте, бюджет не так велик… Вообще, меня очень раздражает, когда об успехе фильма судят по его бюджету – дескать, чем больше денег, тем лучше кино. Это совершенно не так. Мы знаем массу примеров, когда за очень большие деньги снималось далеко не лучшее кино, и есть примеры, когда фильм со скромным бюджетом взрывал зал, собирал призы и зрителей и имел коммерческий успех. Не надо мерить все на деньги. Когда мне задают вопрос о финансировании, я всегда отвечаю: фильмы снимаются не на доллары и не с помощью долларов, они снимаются на камеру и с помощью головы.

- В каких направлениях ведется сейчас работа, что сделано и делается по фильму?

– Направлений несколько. Во-первых, это музыка, в фильме будет 42 оригинальных саундтрека, написанных замечательным композитором симфонического киношного направления Марией Эолани, она работает в основном с зарубежными режиссерами. Наш проект Марии понравился и она написала треки к фильму, благодаря им кино будет очень музыкальным.

Во-вторых, озвучивание фильма. Двое тюменцев летали на озвучивание в Москву. Один из них – исполнитель главной роли Женя Олещук. У него такие удивительные интонации, что ни один другой актер их бы не смог передать. Тогда у Женьки голос еще не «сломался», и он мог себя озвучить. Сейчас бы у нас этого не получилось, сами понимаете – переходный возраст. Летала в Москву также Даша Чистякова, исполнявшая роль Вики. Она восхитительно говорит, у нее изначально была грамотная речь. Остальные ребятки подбирались мной долго и тщательно из московских юных актеров. В первую очередь это связано с речевыми особенностями.

В-третьих, это визуальные эффекты. Была проведена большая работа по коррекции кадров. Во время съемок мы никак не могли обойти новостройки, которых в Тюмени очень много, и они не всегда сочетаются с крапивинской стилистикой. Так вот все эти новостройки были убраны, а добавлено восхитительное небо с облаками.

- Вам удалось сделать двойника той самой козы, которая никак не хотела бодаться?

– Естественно. Коза, увы, контракт на съёмки не подписывала, поэтому трудно было требовать подлинного мастерства от бедного животного (смеется). Так что самый разумный вариант – компьютерная графика. Сейчас она полностью сделана: коза бегает, бодается, создает интригу. Вообще всего в фильме 11 сцен с компьютерной графикой и три искусственных двойника – коза, предводитель «викингов» Толька Самохин и электронный кот Меркурий. А еще мы почти закончили мультипликацию, она очень оживляет фильм. Вообще, сейчас замечательная пора: наконец всё, что задумывалось все эти годы и было лишь в фрагментах или где-то в голове, сейчас задвигалось и начало собираться в единое целое, проявляться, проступать. Это восхитительное чувство!

- Какой зрительской реакции вы ждете? Нет ли опасений, что тема фильма может оказаться невостребованной?

– Понимаете, есть вечные понятия, как добро зло, и так далее. Время здесь не играет никакой роли. Конечно, есть волнение, как у любого автора, который собирается представить свое произведение перед публикой. Но это такой хороший мандраж, он заряжает энергией, как перед выходом на сцену. Поверьте, все волнуются, но хороший актер, профессионал перед выходом на сцену это волнение оборачивает на пользу, превращает его в энергию.

- Съемки художественного фильма в Тюмени – для вас это был самый сложный этап в работе?

– Думаю, что да. Может быть, в 2010 году я не совсем понимал, во что ввязываюсь, но если бы у нас все были такими умными и предусмотрительными, в России бы не сняли ни одного фильма, потому что это такое ненадежное и рискованное дело. В приступе гнева я, конечно, могу сказать: «Будь проклят тот день, когда я сел за баранку этого пылесоса!», но на самом деле я много об этом думал, я ни капельки не жалею, что так сложилась судьба, потому что для меня это был бесценный опыт, в том числе в продюсировании. Мне фактически пришлось освоить профессию продюсера. Во ВГИКе режиссеров не учат, как собирать деньги на съемки, и это печально, потому что очень часто приходится заниматься именно этим. В какой-то момент действительно можно было сломаться, опустить руки, и тогда режиссура для меня бы закончилась. В кино всегда так: пан или пропал. Поэтому замечательно, что все так сложилось. Для меня это колоссальный профессиональный опыт. Я не новичок в профессии, но с чем-то мне пришлось столкнуться впервые, что-то изучить гораздо глубже. Опыт и практику не заменят никакие институты, хотя образование, конечно же, тоже очень важно. Теперь я знаю и могу сделать больше, чем раньше.

- «Кинообъединение тюменцев» поставило перед собой глобальную цель – способствовать возрождению детского кинематографа. Это реально?

– Глобальная цель – это всего лишь цепочка задач, которые в принципе все реализуемы. Есть такой замечательный писатель Михаэль Энде, в детстве мне нравилось читать «Момо», это одна из моих любимых сказок. В сказке есть чудаковатый персонаж Беппо-Подметальщик. Он произнес замечательную фразу, которой я, как одним из принципов, часто пользуюсь в жизни. Так вот, он говорил, что когда метешь улицу, нельзя думать о всей улице сразу… Надо думать о следующем шаге, о следующем вздохе, о следующем взмахе метлой. Тогда это доставляет радость, и ты сам не заметишь, как улица останется позади. А иначе ты просто выбьешься из сил, так ничего толком и не сделав. Очень просто и гениально сказано. Вот так и здесь, когда мы говорим, казалось бы, о чем-то несбыточном, как возрождение детского кино, считайте, что мы просто делаем следующий шаг, следующий вздох и следующий взмах метлой. Надеюсь, что он тоже будет удачным.

- Илья, а когда зрители увидят результаты первого взмаха метлой?

– А в какое время года происходит действие фильма «Бегство рогатых викингов»?

- Летом…

– Правильно! Вот летом и выйдет фильм. Уж очень история подходящая. В ней – настоящее лето, настоящие приключения. Мы хотим, чтобы у ребятишек был этакий задорный лейтмотив на целые каникулы! Конечно же, будет премьера фильма. Мы покажем его на большом экране. Планируем запустить фильм в прокат, причем не только в тюменских кинотеатрах, но и в других регионах – для просмотра в семейных залах. Приходите!

режиссер, дети, кино, культура

Просмотры: 974

Комментарии