Dipol FM | 105,6 fm

Тюменец Сергей Малягин отправляется в Крым на велосипеде

За четыре недели по федеральным трассам заядлый путешественник проедет 3,5 тыс. км.

_Преподаватель музыки Сергей Малягин первый раз поехал в Крым на велосипеде еще в 1982 году. В этом году это будет уже шестой по счету переход. Его он посвятил 70-летию освобождения Севастополя. Неслучайно старт намечен на 9 мая. Именно в этот день за год до победы над фашизмом был освобожден легендарный город, вновь ставший частью России. Кстати, еще до референдума Сергей выходил на одиночный пикет в поддержку Крыма. Стоял с плакатом в центре города, и мало кто из тюменцев, проходивших мимо, оставался равнодушным к его призыву. Сейчас Сергей заканчивает подготовку к путешествию, на которое может отважиться далеко не каждый спортсмен-велосипедист. Обратно он вернется в Тюмень на самолете. Всего за спиной опытного путешественника девять длительных велопереходов и более 60 тысяч «намотанных» километров._

— Сергей, чтобы совершать такие переходы, нужна серьезная подготовка, или все необходимые качества приходят с опытом?

— Я каждый год участвую в марафонах, последний был 25 сентября прошлого года, бегу где-то в середине — все-таки не профессионал. Несколько раз пробегал 42 км меньше чем за три часа. Самый лучший результат — 2 часа 47 минут и 47 секунд. Позади уже 25 марафонов. Первый был в том же 1982 году, перед тем как я отправился первый раз в Севастополь на велосипеде. Марафон для меня — это тоже испытание, а бегаю я регулярно 4−5 раз в неделю. Встаю в 5 часов утра и пробегаю 15 км.

— Севастополь — это самая дальняя точка на карте, до которой вам удалось добраться на велосипеде?

— Мой самый длинный велопереход был от Тюмени до Улан-Батора через Алтай и пустыню Гоби в 2005 году. Обратно возвращался через Иркутск — Красноярск — Кемерово. Выехал из Тюмени так же 9 мая, в день 60-летия Победы. Вернулся в Тюмень 2 августа. Проехал на велосипеде в общей сложности 8 тыс. км. Это был самый трудный и опасный переход. Больше тысячи километров в Монголии проехал по тропам. Ведь там практически нет дорог.

— От кого больше всего исходила опасность? От людей?

— Поначалу я думал, что больше всего в Монголии стоит опасаться волков. Слышал вой по ночам, когда располагался на ночлег в палатке, но близко волки не подходили. На самом деле бояться нужно было не волков, а монгольских собак. Они полудикие. Их возле юрт прикармливают, но на привязи никто не держит. И вот эти полудикие собаки, огромные как лоси, которые никогда не видели велосипеда, по две-три мчатся за тобой. Приходилось останавливаться, потому что если начинаешь двигаться, они могут разорвать. Стоишь, они на тебя смотрят. Идешь пешком два-три километра, все это время они идут за тобой. Один раз даже пришлось отбиваться от стаи. Меня буквально окружили со всех сторон. Выхватил нож и газовый баллончик. Оставалось лишь крикнуть псам, что живым не сдамся. Кто первый?! Брызнул одной собаке, судя по всему, вожаку в нос из газового баллончика, когда она на меня бросилась. Заскулила, хвост поджала. Остальные тоже призадумались. Меня потом долго трясло от пережитого.

Но по-настоящему я испугался уже потом, когда побывал в гостях у российского консула в Улан-Баторе. «Ну как вам эта странная страна Монголия?» — спросил он. Ну я говорю: «Гостеприимные люди, все нравится». «А собаки как? Не достают?» «Было дело», — отвечаю. «А вы знаете, — продолжает консул, — что они людоеды?» «Как!?» И консул рассказал, что в отдаленных от столицы районах все еще существует язычество. Там умерших людей не хоронят, как у нас, а просто уносят подальше от юрты или засыпают песком максимум на полметра. Собаки по ночам тела раскапывают и едят. От этих слов я, конечно, пришел в ужас. Столько раз они меня «пасли» по дороге. Один раз даже штаны разорвали. Поэтому от собак и не только я всегда беру в дорогу газовый пистолет. К счастью, границы с Крымом больше нет, проблем с проездом не возникнет. Купил вот еще нож складной. Он хоть и большой, но холодным оружием не считается, на него и сертификат есть. Тоже возьму с собой.

— Какие впечатления остались у вас после посещения Монголии?

— Было очень приятно видеть, что в Монголии не забывают наших полководцев, воевавших на Халхин-Голе. Чтут их, как национальных героев. Все дети в школе знают, кто такой Георгий Жуков, Иван Федюнинский. Если же спросить нашего школьника о том, кто такой Федюнинский, мало кто знает. В Улан-Баторе маршалу Жукову посвящен целый музей. В столице Монголии я встречался даже с министром обороны, который заявил, что, мол, я совершил не меньший подвиг и наградил меня медалью «Боевое содружество».

— И все-таки не могу понять, как вы решились на столь длительные переходы? Какая муха вас укусила?

— Лет 20 назад пересматривал семейные архивы и нашел пожелтевшую газету о моем отце, Ростиславе Владимировиче, он долгое время был директором Тюменского театра кукол. Так вот заметка начиналась с такой фразы: «Пятилетний Сережа ловко забрался на трехколесный велосипед». Когда я увидел эту статью, то сразу понял: «Так вот оно откуда все идет!» Тогда мы еще жили в Риге, мне было 4−5 лет. Я мало, что помню с той поры, единственное, что врезалось в память — это как я езжу на велосипеде по двору и представляю, что я путешествую: проезжаю какое-то расстояние, останавливаюсь, чтобы отдохнуть, потом отправляюсь дальше.

— А началось все, так понимаю, случайно?

— С моим другом, известным тюменским джазовым музыкантом Вячеславом Врублевских, к сожалению, сейчас его нет в живых, спонтанно в 1981 году решили доехать на велосипедах до Ялуторовска. Уже купили велосипеды и делали небольшие выезды на 10−15 км. Поехали километров пять по Червишевскому тракту, потом Слава говорит: «Слушай, а давай рванем в Ялуторовск, у меня там родственники живут». И мы развернулись на Ялуторовский тракт. Конечно, свои силы мы не рассчитали: километров за 10−15 до Ялуторовска вечером легли где-то на обочине дороги и смотрели в небо, совсем выбившись из сил. С непривычки ныли ноги. Потом мы все-таки «допахали» и на следующий день поехали обратно в Тюмени на электричке вместе с велосипедами. Ноги нас уже не слушались. Но потом все-таки начали думать о дальних путешествиях. Начали готовиться, тренироваться. Ездили по 100 км: 50 км туда — 50 км обратно. И на следующий год запланировали первую поездку в Севастополь. Еще один велопереход, который оставил в душе след, это Мурманск — Севастополь в 1999 году. Доехал до Мурманская на поезде. И оттуда поехал по маршруту, который я назвал «Города-герои»: Мурманск — Санкт-Петербург — Минск — Киев — Севастополь. В Киеве я проехал прямо по центру города через Крещатик. Сейчас смотришь, что там творится, даже не верится.

— Сергей, сколько километров вы проезжаете за день во время таких велопереходов?

— Очень много лет у меня была своя норма — минимум 150 км в день, а дальше как повезет. Когда ехал из Монголии, проезжал по 190, 200, 205 км в день. Хотелось поскорее домой. Все зависит не столько от перепадов высот, сколько от ветра. Если ветер попутный, будешь лететь, как на крыльях. А если встречный — это все, конец света. Доходило до того, что в Казахстане во время одного из переходов был такой сильный ветер, что мы едем со скоростью 6−7 км в час. Руль чуть ослабил, тебя вместе с велосипедом разворачивает в противоположную сторону. Сошли на обочину, ждали часа два, когда уляжется ветер. Сейчас у меня норма поменьше будет — около 120 км. По времени из пяти велопереходов до Севастополя был 35 дней, самый короткий — 22 дня. Разница существенная. Ехать эти 150 км приходится весь день, хотя ту же «соточку» на тренировке я проезжаю за 4 часа при хорошем ветре. На маршруте же совершенно все по другому. Эту сотню будешь целый день крутить, потому что после тренировки ты можешь хорошо отдохнуть, принять душ, и на следующий день тебе ехать не надо. А тут надо ехать каждый день и ночевать в палатке. Кроме того, велосипед загружен рюкзаками.

— По каким городам пройдет ваш маршрут?

— В этот раз я поеду по тому маршруту, которым мы в первый раз ездили со Славой. Тюмень — Шадринск — Челябинск — Миасс — Уфа — Тольятти, так как дорога Саратов — Волгоград в ужасном состоянии. На велосипеде по убитой дороге ехать еще хуже, чем на машине. И далее Тольятти — Пенза — Тамбов — Липецк — Воронеж — Ростов-на-Дону — Славянск-на-Кубани — Темрюк — порт Кавказ. Оттуда паромом до Керчи.

— Что берете в дорогу?

— Что касается еды, беру с собой немного, чтобы можно было пообедать и поужинать, все остальное покупаю в дороге. Стараюсь вообще не перегружать велосипед, не брать ничего лишнего. Думаю еще брать или не брать спальник. Возьму палатку. Она у меня водостойкая. Пожалуй, это самое главное качество хорошей палатки, плюс она у меня компактная, в ней можно только лежать. Спать в платке нужно на боку, даже на туристическом коврике. Уснете на спине — застудите почки, потом будете маяться всю жизнь. Одеваю мембранную куртку, такие же защищенные от ветра штаны. Когда доезжаю до ближайшего города на Волге, где уже жарко, всю теплую одежду отправляю по почте домой.

— Каким продуктам питания отдаете предпочтение во время переходов? На сколько я знаю, одни продукты дают хороший запас энергии, другие — наоборот ее отнимают.

— Я сторонник вегетарианской кухни. Около десяти лет я вообще не ел ни мяса, ни рыбы, ни яиц. Только растительную пищу. Потом уже начал включать в рацион рыбу. Мясо же не ем до сих пор. Это очень помогает в велопоходе.

— А те, кто ест мясо, быстро устают?

— Еще в 1930-х годах среди марафонцев проводились соревнования, и все неоднократно убеждались, что первыми прибегают вегетарианцы. И только когда прибегает последний вегетарианец, финиширует первый «мясоед». Когда я начал бегать марафоны, проверил все это на себе. Отказавшись от мяса, я почувствовал, насколько легче я пробегаю дистанцию. В дорогу беру рыбные консервы, покупаю сыр, сметану. Стараюсь заходить в обычные столовые, где можно сытно и недорого поесть.

— Сергей, столь длительный велопробег — это не только испытание своих сил, но определенный риск. Какие меры безопасности вы предпринимаете, чтобы подстраховаться от различных неприятностей в дороге?

— На ночлег я стараюсь останавливаться подальше от населенных пунктов и так, чтобы палатку не было видно с дороги. И когда еду в одиночку, стараюсь не разжигать костер, чтобы не привлекать внимание. В компании — совсем другое дело. Научился этому на своем опыте. Раньше останавливался на ночлег в лесополосе у дороги. Но меня отговорили — в таких местах любят селиться бомжи, роют там землянки. Кто знает, что у них на уме.

— По дороге на велосипеде тоже ехать небезопасно. Где все-таки лучше всего ехать: по обочине или по краю дороги?

— На обочине вы быстро устанете или проткнете колеса. Однозначно, это не вариант. Ехать нужно по асфальту, по краю дороги, как можно ближе к обочине. Самый опасный момент, когда по узкой дороге на встречу движется грузовая машина и сзади вас обгоняет грузовик. Ему так или иначе придется прижаться к краю дороги. Тогда я съезжаю на обочину. Нужно постоянно думать, предпринимать меры безопасности.

— Сергей, у вас наверное, за время поездок глаза на затылке уже появились.

— Думаю, что да. Только видишь, что происходит позади тебя, на уровне ощущений. Зеркала на руле у меня нет. Это лишнее нагромождение. Самый лучший вариант — пришить зеркальце на наружную сторону кисти. Ее можно поворачивать вправо-влево, чтобы обзор был максимальным.

— Каким должен быть велосипед для дальних перегонов?

— У большинства велосипедов широкий руль, приходится широко расставлять руки. На трассе это опасно, потому что так тебя может задеть проезжающая машина. У меня уже были случаи, когда машина проезжала настолько близко, что задевала сумку на багажнике. На моем велосипеде руль спортивный, он узкий и дает несколько дополнительных хватов, в том числе для отдыха во время длительной езды. Так-то важно все. У велосипеда должна быть легкая рама, узкие колеса, предназначенные для езды по шоссейным дорогам. Широкие колеса снижают скорость. Снижают скорость и амортизаторы, поэтому у меня их нет. Обратите внимание на сидение — оно жесткое и узкое. Как раз на таком можно преодолевать большие расстояния.

— Сергей, думаю, что ваш пример может оказаться заразительным. Желаю вам удачи в пути!

— Спасибо!

Неудобно на сайте? Читайте самое интересное в Telegram и самое полезное в Vk.
Последние новости
В селе Казанском с помощью добровольцев наращивают дамбу
В селе Казанском с помощью добровольцев наращивают дамбу
Здесь обещают рекордно высокий паводок.
#дамба
#паводок
#Казанское
#губернатор
#Александр Моор
#Тюменская область
Тюменский художник-декоратор открыла секреты создания кукол для театра
Тюменский художник-декоратор открыла секреты создания кукол для театра
Используются разные материалы: можно взять и кусочек пластика, и трубу изоляционную, а то и конус картонный от туалетной бумаги.
#кукла
#театр
#мастерская
#создание
#творчество
#Тюменский кукольный театр
Губка для мытья посуды - самая грязная вещь в доме
Губка для мытья посуды - самая грязная вещь в доме
Следует менять ее достаточно часто.
#посуда
#кухня
#хозяйство
#инфекция
#бактерии
Губернатор проверил готовность к приёму жителей пункта временного размещения в селе Ильинка
Губернатор проверил готовность к приёму жителей пункта временного размещения в селе Ильинка
Спальные места оборудованы, вопросы питания решены, констатировал глава региона.
#ПВР
#Ильинка
#Казанский район
#губернатор
#Тюменская область
#Александр Моор
Декларационная кампания: сотрудники налоговой службы помогут тюменцам заполнить 3-НДФЛ
Декларационная кампания: сотрудники налоговой службы помогут тюменцам заполнить 3-НДФЛ
Отчитаться нужно до 2 мая.
#УФНС
#декларации
#налоги
#помощь
#Тюменская область
#новости Тюмени