Dipol FM | 105,6 fm

Александр Албычев: Госуслуги стали локомотивом ИТ

Уровень внедрения информационных технологий в госсекторе показывает значительный рост.

_Информационные технологии — это огромная отрасль, представить которую целиком — задача крайне сложная. Это Интернет, сети, мобильная связь, интернет-сервисы, электронные услуги, компьютерное и сетевое оборудование, которые развиваются одновременно. О том, как изменилась отрасль за последние годы, корреспондент «Вслух.ру» поговорил с директором департамента информатизации Тюменской области Александром Албычевым_.

— Александр Сергеевич, какое событие в сфере информационных технологий Тюменской области вы могли бы назвать ключевым?

— Ключевую роль в информатизации Тюменской области за последние годы сыграло создание инфраструктуры электронного правительства. Благодаря организованным каналам передачи данных органы исполнительной и муниципальной власти подключены к единым информационным системам.

Созданные нами основной и резервный центры обработки данных позволяют государственным и муниципальным служащим безотказно работать в информационных системах и оказывать услуги гражданам, а главное — реализовать централизованные подходы при развитии и расширении всей инфраструктуры.

Раньше каждый орган власти самостоятельно приобретал и эксплуатировал серверы и оборудование. Где-то сервер стоял в более-менее нормальном, удовлетворяющем требуемым условиям помещении. А где-то на компьютере с критичной информационной системой стоял горшок с цветами, которые постоянно поливали, — в любой момент сбой в системе мог привести к полной потере данных.

Закупки делались хаотично, бессистемно. При этом стоимость таких закупок была в разы выше, ведь покупать большие вычислительные мощности выгоднее, чем множество небольших серверов.

Единое защищенное информационное пространство IP-VPN и ЦОДа позволило нам создать корпоративное облако и централизовать ведомственные информационные системы. Благодаря использованию таких технологий эксплуатация информационных систем не требует колоссальных усилий, а также затрат на обучение специалистов, которых зачастую просто нет в муниципалитетах.

— Иначе говоря, для того чтобы электронное правительство работало, нужны специалисты только здесь?

— Всем участникам наших информационных систем предоставляются, по сути, сервисы: через ярлычок на рабочем столе чиновник получает доступ к единому информационному пространству.

Мы создали Удостоверяющий центр правительства Тюменской области, аттестованный и аккредитованный по всем требованиям, и стали выпускать квалифицированные электронные усиленные подписи, носителем которых стала электронная карта. Выдаваемые сертификаты проверки ключа электронной подписи на картах служат как для входа в государственные информационные системы, так и для подписания документов в электронном виде, что позволяет заменить бумажный документооборот электронным.

— Что еще необходимо сделать в обозримом будущем?

— Нам предстоит построить еще много информационных систем. Некоторые органы власти уже достаточно продвинулись в сфере информатизации, а некоторые только начинают заниматься этим вопросом. Какая бы информационная система для нужд органов власти не создавалась, это происходит в соответствии с определенными требованиями и правилами.

Главное требование, которое мы предъявляем: система должна быть реализована с использованием облачных сервисов, легко масштабироваться и интегрироваться с другими системами. Она также должна поддерживать квалифицированную усиленную электронную подпись, удовлетворять условиям по защите персональных данных. Еще одно из основных условий — наличие среды для тестирования.

— В чем ее суть?

— У любой информационной системы есть так называемый боевой продуктив — среда, в которой обрабатываются реальные запросы и предоставляются реальные услуги. Но информационные системы постоянно развиваются, и раньше все изменения применялись на продуктиве, что приводило к временным сбоям во время каждого обновления.

Серьезные же системы строятся в паре с тестовой средой — именно в ней и проводятся все эксперименты. Причем тестовая система — это некий слепок текущей конфигурации, что позволяет с минимальными усилиями в течение пары часов обновить продуктив, и на 99% избежать сбоев. Кроме того, некоторые системы имеют еще одну дополнительную среду — среду разработки.

Мы готовы интегрировать информационные системы в нашу инфраструктуру только при выполнении данных условий, никак иначе.

— Построить такую инфраструктуру с нуля за четыре года — задача сложная. Вы на что-то ориентировались? Были ли такие решения в России на момент создания нашей?

Конечно. При строительстве инфраструктуры и внедрении информационных систем мы ориентировались на крупный бизнес, который в вопросах информатизации на тот момент ушел далеко вперед.

Однако, уже сегодня уровень внедрения информационных технологий в госсекторе показывает значительный рост.

Сделан серьезный шаг, теперь госорганы стали локомотивом в отрасли ИТ и основным заказчиком инновационных технологий. Такой переворот состоялся во многих регионах нашей страны, в том числе и в Тюменской области.

— Есть ли какой-то запас для развития государственных информационных систем в Тюменской области? Чем больше пользователей, тем больше данных. Чем больше данных, тем больше нагрузка. Справится ли ЦОД?

— Основной принцип, заложенный в ЦОД, — масштабируемость. Пока никаких сложностей мы не испытываем. Главное ограничение — помещение, но и оно позволяет нам развиваться в течение ближайших 10−15 лет.

Самые дорогие инвестиции — в помещение для размещения ЦОДа: нужно создать систему кондиционирования, электропитания, пожаротушения, дизельной генерации. Огромные затраты возникают, когда заканчивается площадь для размещения серверов. Добавлять платы и покупать серверы — намного дешевле.

— С точки зрения санкций, что случится с электронным правительством, если будут ограничены продажи программного обеспечения зарубежными производителями?

— Самое страшное, что может произойти — если мы будем лишены возможности обновлять имеющиеся программы. В масштабах домашнего использования компьютера это не критично, однако, в масштабах функционирования электронного правительства это будет проблемой.

Власти на федеральном уровне сейчас серьезно озадачены этим вопросом, да и мы тоже. Мы поддерживаем политику импортозамещения и развиваем отечественное программное обеспечение. Санкции, таким образом, стимулируют наше собственное развитие.

Все российские разработчики считают, что конкурировать с популярными зарубежными продуктами крайне тяжело, что просто нет смысла создавать что-то альтернативное. Но сложившаяся ситуация говорит об обратном — нужно стремиться быть независимыми по всем направлениям, в том числе и в сфере ИТ.

— Если говорить об Интернете и о его распространении на территории Тюменской области. Как ситуация изменилась за последние годы, допустим, с 2007 года?

— В 2006—2007 году в Тюмени проникновение Интернета составляло около 30−35%, а в области — 15%. Сейчас областная столица приблизилась к 70%, а область к 25−30%. То есть рост произошел в два с лишним раза за несколько лет.

Раньше операторы связи больше концентрировались на Тюмени: здесь они строили инфраструктуру и активно ее развивали. Но теперь насыщение рынка такое, что развиваться больше некуда: 70% - это Интернет практически в каждой квартире. Это ведь процент от населения, а не от домохозяйств.

Проще говоря, сегодня в каждом тюменском доме есть Интернет. Если у вас есть проводной Интернет от одного оператора, и, кроме того, все члены семьи имеют гаджеты и пользуются мобильным Интернетом от других операторов, то становится практически невозможно определить процент концентрации Интернета в квартире.

Сейчас операторы начинают осваивать новые рынки. Приход технологии 4G связан с тем, что широкополосный доступ становится востребованным в районных центрах и отдаленных населенных пунктах, где на сегодняшний день нет необходимой инфраструктуры.

— А что касается сотовой связи, остались ли за эти годы еще глухие места, где сигнала нет?

— Глухие места есть, например, в Уватском районе, где мало населенных пунктов и большие площади, в отдаленных труднодоступных территориях Заболотья. Для подключения этих районов к системе межведомственного взаимодействия нам приходилось использовать спутниковый Интернет. Никакой другой инфраструктуры там просто нет. Но таких точек немного.

Все трассы и дороги Тюменской области полностью покрыты сотовой связью, райцентры тоже. Без связи остаются менее 7% сельских поселений.

На сегодняшний день между Минкомсвязью России и Ростелекомом подписан 10-летний контракт, в рамках которого к Интернету будут подключаться все населенные пункты с численностью жителей свыше 250 человек. Это очень приличный заказ и серьезный рывок для отрасли, потому что при строительстве будут прокладываться современные волоконно-оптические линии связи, и это послужит толчком для дальнейшего развития инфраструктуры. Ведь сами операторы связи в села не идут, т.к. не видят в этом возможности получать прибыль.

Наша задача — разрабатывать новые электронные сервисы, чтобы с приходом Интернета в маленькие населенные пункты жители сразу получали пакет социально значимых электронных услуг.

— Как мне кажется, появление мобильных приложений типа «Медицина 72» — это определенный тренд. Так ли это? Госуслуги будут развиваться в этом направлении?

— Безусловно. Мир стремится к большей мобильности: от использования персональных компьютеров он повернулся в сторону планшетов и коммуникаторов. Все начинают пользоваться услугами с мобильных устройств.

Персональные компьютеры потихоньку уходят на задний план. Уже второй год подряд в мире продается больше планшетов, чем ПК. Все крупные игроки компьютерного рынка переориентировались на них и инвестируют серьезные средства в разработку программного обеспечения для мобильных устройств.

Со своей стороны, мы создали региональную сеть бесплатного Wi-FI, которая позволяет владельцам мобильных устройств пользоваться Интернетом в популярных местах отдыха и учреждениях. При этом мы понимаем, что нужно заниматься наполнением этой сети государственными ресурсами и сервисами, в ином случае это сделают коммерческие компании.

На сегодняшний день тюменскими разработчиками создана платформа для реализации мобильных приложений, позволяющих получать различные государственные услуги в электронном виде. У нас есть план выпуска таких приложений для перечня популярных услуг. Мы действительно считаем, что это перспективное направление. «Медицина 72» — первое из таких мобильных приложений, которое вышло всего месяц назад и уже имеет более 4000 пользователей.

— С прошлым и настоящим все, вроде, понятно. А если посмотреть в будущее? Сейчас популярна концепция Интернета вещей и machine to machine (M2M). Применима ли эта идея в госсекторе?

— Пример того, что эта концепция уже реализуется сегодня, — контроль транспорта через систему ГЛОНАСС. Мы подключили правительственный транспорт при помощи устройств с сим-картами и теперь отслеживаем передвижение автомобилей, ведем контроль за расходом топлива. Это первое применение, которое уже реально работает.

Следующий шаг связан с контролем состояния различных строений и зданий. Это большое направление, но пока слабо проработанное. При помощи датчиков, установленных на мостах, к примеру, можно отслеживать все изменения состояния конструкции.

Еще одно направление — автоматический сбор информации с домовых приборов учета потребления энергии, тепла и воды. В Москве сейчас создается пилотная зона — большой район, который полностью будет оснащен такими приборами.

Раньше счетчиков не было вообще, все нормативы рассчитывались по квадратам жилой площади. Потом счетчики появились в подъездах. Теперь людям предлагают самостоятельно передавать показания приборов учета, но это тоже достаточно сложная схема, можно просто забыть снять показания. Куда приятнее, когда это происходит автоматически. Тебе просто выставляют счет и ты по нему платишь. Все по-честному.

В региональной информационной системе ЖКХ закладываются такие возможности. Я думаю, что это тренд ближайших трех лет. Мы осознаем, что это верное направление, ведущее к массовому переходу на автоматическое снятие информации с приборов учета.

За счет этого будет обеспечиваться своевременное осуществление платежей, ведь часто долги копятся только из-за того, что человек забыл или не успел заплатить. Если бы в телефоне появилась одна кнопка «Оплатить», это решило бы данный вопрос.

— Проект Универсальной электронной карты постепенно трансформируется в электронный паспорт гражданина Российской Федерации. Когда в нашем регионе появятся первые паспорта?

— Я считаю, что это очень интересный проект, за которым будущее. Бумажные документы теряются, изнашиваются, их нужно менять. Появление электронного паспорта в виде карточки обязательно получит поддержку у населения.

Благодаря проекту УЭК мы создали инфраструктуру использования будущих электронных паспортов. Чип для паспорта разрабатывается в России, это наша отечественная технология. Вся линейка производства, логистика, подготовка, печать, выдача, все это находится в России.

В стране уже начались пилотные проекты по выдаче электронных паспортов. Сейчас важно, чтобы соответствующим образом изменилось законодательство, необходимый для этого пакет законов должны рассмотреть в осенную сессию. Возможность получать электронные паспорта согласно проекту закона появится во всех субъектах РФ с 2016 года.

Главное — не делать выдачу электронных паспортов поголовной. Предполагается, что в стране будет разрешено одновременное хождение бумажного паспорта и электронного, но через какое-то время бумажные удостоверения личности перестанут выдавать вообще.

Когда все вокруг начнут пользоваться электронными услугами, преимущества электронного паспорта сразу станут очевидными. Бумажный паспорт не дает возможности пользоваться современными технологиями. Человек с электронной подписью может получать все государственные услуги, не выходя из дома, ему не нужно идти для этого в органы власти. Вот и вся разница.

Неудобно на сайте? Читайте самое интересное в Telegram, самое полезное в Vk и самое актуальное в MAX
Последние новости
Как выбрать безопасный сладкий подарок детям на Новый год: советы Роспотребнадзора
Как выбрать безопасный сладкий подарок детям на Новый год: советы Роспотребнадзора
Важно контролировать норму конфет.
#Новый год
#Роспотребнадзор
#здоровье
#дети
#еда
#советы
#сладости
#новости Тюмени
#новости России
#тк
В Тюмени предлагают назвать три улицы в честь героев СВО, награжденных орденами Мужества
В Тюмени предлагают назвать три улицы в честь героев СВО, награжденных орденами Мужества
Среди жителей проводится голосование.
#СВО
#память
#герои
#орден
#инициатива
#улица
#топонимика
#Тюмень
#новости Тюмени
#тк
Тюменский проект «Отряды мэра» отмечен на всероссийском конкурсе
Тюменский проект «Отряды мэра» отмечен на всероссийском конкурсе
Глава города прокомментировал награду.
#Максим Афанасьев
#отряды мэра
#конкурс
#награда
#Тюмень
#новости Тюмени
#новости России
#тк
В Тюмени прогнозируют похолодание до -25 градусов
В Тюмени прогнозируют похолодание до -25 градусов
Прогноз погоды на ближайшие дни.
#прогноз
#погода
#зима
#Тюмень
#новости Тюмени
#тк
Пока вы спали: новая блокировка от Роскомнадзора, рубки на Байкале и оценка уходящего года
Пока вы спали: новая блокировка от Роскомнадзора, рубки на Байкале и оценка уходящего года
Новости России и мира - в нашем обзоре.
#новости России
#новости мира
#события
#тк

Настоящий ресурс использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика, предоставляемый компанией ООО «ЯНДЕКС», 119021, Россия, Москва, ул. Л. Толстого, 16 (далее — Яндекс), сервис Яндекс Метрика использует файлы «cookie» с целью сбора технических данных посетителей для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать ресурс, Вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.

Собранная при помощи «cookie» информация не может идентифицировать вас, однако может помочь нам улучшить работу нашего сайта. Информация об использовании вами данного сайта, собранная при помощи «cookie», будет передаваться Яндексу и храниться на серверах Яндекса в Российской Федерации.

Вы можете отказаться от использования «cookie», выбрав соответствующие настройки в браузере.

Подробнее о нашей политике обработки персональных данных.

Принять