Dipol FM | 105,6 fm
92.59
100.27

Художник кино Сергей Ракутов об изнанке профессии, художественной неправде и драках с оператором

В процессе киносъемок идет тотальное погружение в материал. Но часто эстетические вещи спорят с историей.

_Выставка художника театра и кино Сергея Ракутова в Тюменском драмтеатре — это вершина айсберга кинопроизводства. За каждым эскизом — история создания, забавные случаи, вопросы финансирования и конъюнктуры. К счастью, Сергей Эдуардович оказался словоохотливым автором и с удовольствием сопровождал каждую свою работу кратким или развернутым комментарием._

О выставке

Художник кино — это профессия редкая. Мало того, коллеги в последнее время перестали рисовать какие-либо эскизы — все в голове, а идея доносится на съемочной площадке. Поэтому предполагалось, что в Тюмени пройдет выставка работ, связанных с кино, — раскадровки, фотографии со съемочной площадки, у меня их огромное количество. Такая была концепция.

В Тюменский драматический театр выставка попала случайно. Изначально планировалось, что она состоится в музейном комплексе им. Словцова. Но потом планы поменялись и мне предложили взамен варианты — тобольский и тюменский драмтеатры. Я был против, но, поскольку уже настроился, решил согласиться.

Когда меня перенаправили в театр, я подумал, что это абсурдно — выставляться с кино в театре… Поэтому добавил графику и живопись, то есть сделал персональную выставку, а не специализированную. Тем более, что у меня есть некая коллекция живописи, которая хранится в Тюмени — не надо было ничего везти.

Поехал сначала в Тобольск, где меня Сергей Радченко (на тот момент директор Тобольского драмтеатра, в октябре этого года возглавивший Тюменское концертно-театральное объединение. — _Прим. ред._) принял с распростертыми объятиями, и я очень ему благодарен и рад нашему сотрудничеству. А потом Надежда Викторовна (Васькова, руководитель музея Тюменского драмтеатра. — Прим. ред.) меня приняла в свои объятия, и я здесь выставился. К тому же выяснилось, что в Тюменском драмтеатре можно впихнуть большое количество работ, и я обрадовался этой возможности, потому что мне всегда не хватает места.

Выставку о кино я нигде не показывал, поэтому она еще в планах, но это не от меня зависит. На август будущего года я запланировал такую выставку в Екатеринбурге, в Доме кино, но там тоже один зал, где не развернуться — это ничтожно мало. Опять выставлю только эскизы. А чтобы показать, как делается кино, требуется гораздо больше пространства.

О съемках

Конечно, я принимаю непосредственное участие в съемках фильма. Вот, к примеру, сериал «Таинственная страсть». Авторов сериала не устроил московский художник, пригласили меня, я приехал и подхватил работу. В данный момент у меня тоже нет ни одного эскиза, я их постфактум нарисую — для выставок. Потому что есть эскизы непосредственно для производства, а есть выставочные, которые созданы после того, как фильм уже закончен. Эти эскизы — для зрителя.

Раскадровки — это отдельная история. Пример — картина «Гарпастум» Алексея Германа-младшего, где я был художником-постановщиком. Для этого фильма я сделал примерно 42 эскиза, на этой выставке представлено девять из них.

Эскизы делаются не просто так, они создаются по выбранным объектам. Выбираем, например, объект в Кронштадте. Эскиз делается непосредственно на этом месте с выбранного ракурса, учитывается, как будет стоять камера, какие ящики, какой теплоход, какие детали декораций там будут видны — все должно быть точно отражено. Поэтому если объект заменяют, делается новый эскиз.

Я в своей жизни делал много раскадровок. Два фильма раскадровал полностью — «Гарпастум» и «Яр» по Есенину. Получаются такие комиксы. Но там не просто рисуется картинка, там еще пишется, какая техника используется, куда панарамируют кадры, какой план — крупный, средний, общий, и все такое прочее.

О красоте и правде

В процессе киносъемок идет тотальное погружение в материал. Но часто эстетические вещи спорят с историей. Приведу пример. Когда мы снимали «Последний поезд», Алексей Герман-младший решил противотанковые ежи поставить на железнодорожные платформы. Ему все, в том числе консультант, сказали: «Ну не возили так! Платформа — это же дорогая вещь». — «Зато как красиво! — возразил режиссер. — На прострел такая графика!» И ради этой графики пожертвовали исторической достоверностью. Консультант взялся за голову, тем не менее, в фильм вошла «графика на прострел» — идет состав, противотанковые ежи на закатном солнце… — красиво.

О профессии

Я себя считаю именно художником театра и кино в первую очередь, а потом уже живописцем и графиком. Поэтому, когда меня ругают живописцы — у нас ведь свой гамбургский счет — я говорю: «А я не живописец, я художник театра и кино!» И прошу: «А покажите мне свою живопись?» После этого начинаются проблемы. Потому что я по среднему образованию живописец, и даже если не умею, то во всяком случае знаю, как надо.

Эта профессия сама меня выбрала. Как пришел в художественную школу в 1976 году здесь в Тюмени — так и пошло. Это и определило, чем я буду заниматься и как.

А потом, когда я уехал в Свердловск, был уже другой коленкор. Там я и кино увидел, даже побывал как-то на Свердловской киностудии. Помню, зашел в павильон, а там ходил в таком заметном пиджаке артист Анатолий Ромашин (Народный артист РСФСР, сыгравший, к примеру, Николая II у режиссера Элема Климова в «Агонии», 1974 год. — Прим. ред.). Тогда я впервые живьем увидел актера, и не простого, а знаменитого на всю страну.

А потом я попал в Ленинград. Поехал поступать в академию художеств, в результате поступил в театральный институт. Я ученик Бэллы Семеновны Маневич, это замечательный художник кино, она была художником-постановщиком таких фильмов, как «Белое солнце пустыни», «Дама с собачкой», «Дело Румянцева» и «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» — тот самый, с Ливановым, Соломиным и Риной Зеленой. Кстати, поступал я в институт — оканчивал уже театральную академию, приехал в Ленинград — оказался в Санкт-Петербурге, жил в СССР — очутился в Российской Федерации… Много названий поменялось.

И тогда крен в сторону кино усилился тотально! Там есть киностудия, снимается кино. Правда, во времена Ельцина ничего не снималось. Кино начало возрождаться при Путине. Начиная с 2000 года, когда театр и кино более-менее зашевелились, работать было интереснее всего.

О монетизации

Я, наверное, человек старой формации, мне 51 год и я не очень понимаю, как зарабатывать с помощью Интернета. Монетизация — это слово у меня только с Валентиной Ивановной Матвиенко связано и с «восстанием» пенсионеров в городе Петербурге. Больше никаких ассоциаций у меня с этим словом нет. Если найдется какой-то человек, который мне скажет, направит, тогда возможно. Потому что я не в тренде, как говорится, и не понимаю, что с этим делать.

О начале пути

Начинал я, еще будучи студентом, в Тюменском драмтеатре. Первый мой спектакль — «Снежная королева» 1993 года. Через год я поставил «Милое страшилище». Потом с Владимиром Орловым в Тюмени же мы пытались поставить «Кошкин дом», но не вышо, спектакль остался в эскизах. А в 1997 году в Новом Уренгое — тоже ведь тюменская земля — поставил спектакль «Новые приключения крокодила Гены».

С 2001 года попал в кино. Попал бы раньше, если бы оно было. Но его не было.

По окончании академии принял участие в создании примерно 35 фильмов как художник-декоратор и художнико-постановщик. В этом году я принимал участие в создании двух фильмов. Один из них «Вся наша надежда» о шахтерах. Спускался в шахты, ездил в Ростовскую область. Это настоящее кино о современной шахтерской жизни. А потом уже уехал в Москву и заканчивал картину «Таинственная страсть», которую покажут по Первому каналу то ли в конце декабря, то ли в начале января.

Об обмане

В кино приходится заниматься обманом. И Америку 1930-х годов мне приходилось создавать под Петербургом. И одновременно пришлось воссоздать антураж для стройотряда, который в 1958 году строит коровник. Там был очень смешной момент. Режиссер этого фильма приехал из Израиля, на тот момент ему исполнилось 35 лет, Леонид Прудовский. Он сказал, что ему этот коровник не нравится, и что коровники выглядят не так. В итоге я его завел внутрь, где он в своих замшевых штиблетах утонул в навозе. После этого он сказал: «Да, да, теперь верю, это коровник!» Вот так мы воздействуем на режиссуру.

Еще одна интересная история — с Сергеем Викторовичем Жигуновым я работал на двух фильмах «Шекспиру и не снилось» и «Пираньи» — это сериал про рыбную мафию, благодаря которому я попал в Приморский край. Сериал, к слову, запретили к показу в России. Он вышел на Украине. И для съемок этого сериала я во Владивостоке, на острове Русский, построил Японию — базу главного браконьера и японскую улочку. Тогда мостов, оперных театров, гостиниц там еще не было.

И вот изготовили мы все вот эти японские вывески, фрнарики, стали монтировать. А жители Владивостока все знают японский язык. Один мужик остановился, говорит: «Вы что с ума сошли? Вывеску вверх ногами прибили!»

А когда снимали сцену — вот идет главный браконьер, японец, камера движется за ним, мои ребята на ходу доделывали декорацию! Они шли буквально в метре от актера, колотили молотками, вешали рекламу. Успели!

О наградах

Считаю, что когда фильм получает награду, мы получаем ее все вместе. Хотя премии дают персонально, но любой кадр в фильме — это труд многих людей.

За работу в «Бумажном солдате» Германа-мл. я номинировался на «Золотого орла» и «Нику». Этот фильм получил двух «Серебряных львов» в Венеции — за актерскую работу и за режиссуру.

За работу в «Гарпастуме» я номиривался на тех же «Золотого орла» и «Нику», а еще на «Золотого овна» и «Белого слона». Могу сказать, что «Гарпастум» был тоже номинирован на огромное количество премий и получил в том числе «Нику» за режиссуру.

Вот висят эскизы к последней работе с Германом-младшим «Под электрическими облаками», картина должна выйти в прокат. Фильм был удостоен «Серебряного льва» за операторскую работу на Венецианском кинофестивале.

О несостоявшемся

Мы должны были работать с замечательным режиссером Сергеем Михаловичем Овчаровым, который снял такие известные фильмы, как «Левша» и «Про Федота-стрельца». Сделали эскизы, вошли в съемочный период, но, к сожалению, как всегда, деньги кончились и фильм не вышел…

Я делал эскизы к сериалу Виктора Ивановича Мережко «Подземный переход», фильм вышел, он был снят другим художником, тем не менее был снят.

Вот эскизы к кинофильму «Хроники гнусных времен» — тоже начинал, а уже другие заканчивали. Остались только эскизы.

Был у меня такой опыт, работал я с выдающимся режиссером Виталием Мельниковым, который снял такие фильмы, как «Начальник Чукотки», «Здравствуй и прощай», «Мама вышла замуж», и так далее. Как раз дело происходило в Тюменской области — плавал тут такой пароходик с агитбригадой «Бей врага». Но, к сожалению, работа у нас не заладилась, два месяца поработал, другие заканчивали.

А вот эскизы костюмов и декораций к спектаклю «Конек-Горбунок». Работа тоже осталась неосуществленной, а жаль. Задача была интересная — все женские роли играли мужчины.

О правдивой силе искусства

80% сериала «Лекарство против страха» — не путать с советским фильмом под тем же названием — мы снимали в палатах, в реанимации, включали медицинское оборудование. Для работы над фильмом я изучил, как устроена операционная. Саша Лазарев играет там хирурга, Героя России, подполковника медицинской службы. Лейтмотивом съемок была фраза: двухсторонний пневмоторакс. Все диагнозы заканчивались этим! (смеется) в общем, фильм о подвиге военных медиков.

Консультантом был полковник медицинской службы Васильев. Он потом на базе этого фильма для МЧС сделал учебное пособие. Съемки операций были перемонтированы. Он потом рассказывал: показываешь фильм курсантам — все серьезно, скальпель режет, кровь течет. Вдруг ракурс меняется — они видят известного артиста Лазарева, и в этом учебном фильме их начинает что-то смущать! Потом камера возвращается к рукам хирурга, они успокаиваются, смотрят, как скальпель правильно режет тело, как зашивается разрез, и все такое прочее.

О драках

С режиссером и оператором — споры страшные. Когда мои театральные коллеги спрашивают, как работается в кино, я рассказываю: у вас только режиссер есть, а у меня еще и оператор. И дело доходит до драки. Крутится камера, доходит до границы декорации, и дальше у тебя нет ничего — это называется «граница кадра», а оператор хочет непременно дальше. И если с ним на берегу не договориться, начинается скандал. Оператор кричит: «Хочу дальше снимать!» — Ему отвечают: «Нельзя дальше, там декораций нет!» Подключаются дирекция, продюсеры…

О великих

Иногда случаются интересные встречи на съемочной площадке. Так, на фильме «Гарпастум» со мной работал Георгий Борисович Корпачев, художник-постановщик. И вот мы с ним поработали, уже все отсняли, и меня кто-то спрашивает: «А ты знаешь, что он режиссер-постановщик „Вия“?» — «Какого „Вия“?» — «А того самого, с Варлей, Куравлевым!»

А во Владивостоке снимали с замечательным оператором Виктором Семеновичем Шейниным. Он снял много фильмов, и в частности «Гардемарины, вперед!». А его папа, Шейнин старший, снял «Подкидыша».

С такими людьми я работаю.

Постскриптум

— А вас никогда не приглашали для организации каких-то городских пространств? — неожиданно спросил художника один из гостей открытия выставки в Тюменском драмтеатре тюменский архитектор Лев Почерк.

— Там работают свои! И своим места мало! — развеселился Сергей Эдуардович.

— Мое мнение — в архитектуре и дизайне не хватает художника кино. Потому что, как говорится, ни растворено, ни замешано — ни композиции, ни архитектурного ансамбля. А ведь как говорят: красиво — как в кино! Я так и называю это — киноархитектурный дизайн. Потому что это все в методике киносъемок: проезды, проходы, видовые точки, панорамы. Необходимо это заимствовать в городской среде, потому что сегодня красивые вещи в архитектуре — редкость.

— Это не от меня зависит, — посерьезнел художник.

— Давайте вместе!

— Давайте!

_Напомним, выставка Сергея Ракутова «Кино и театр. Живопись и графика» будет открыта в Тюменском драмтеатре до 8 февраля 2016 года._

Неудобно на сайте? Читайте самое интересное в Telegram и самое полезное в Vk.
Последние новости
Водитель BMW насмерть сбил 9-летнего школьника на велосипеде в Тюмени
Водитель BMW насмерть сбил 9-летнего школьника на велосипеде в Тюмени
Ребенок погиб на пешеходном переходе.
#ДТП
#дети
#ГИБДД
#безопасность
#велосипед
Виктория Сливко рассказала о победной эстафете в паре с Евгением Гараничевым
Виктория Сливко рассказала о победной эстафете в паре с Евгением Гараничевым
Это золото стало вторым для сборной Тюменской области на Чемпионате России по биатлону.
#спорт
#биатлон
#Жемчужина Сибири
#Тюменская арена
#новости Тюмени
#Виктория Сливко
#Евгений Гараничев
Фуат Сайфитдинов: Тюменская область включилась в реализацию задач, поставленных президентом
Фуат Сайфитдинов: Тюменская область включилась в реализацию задач, поставленных президентом
Председатель облдумы сообщил о ближайших планах регионального парламента.
#дума
#Тюменская областная дума
#Фуат Сайфитдинов
#Совет законодателей
#послание
#Владимир Путин
#нацпроекты
#Тюменская область
#новости Тюмени
#новости России
Какие населенные пункты Тюменской области подвержены угрозе лесных пожаров?
Какие населенные пункты Тюменской области подвержены угрозе лесных пожаров?
Соответствующий перечень утвердил губернатор Александр Моор.
#новости Тюмени
#Тюмень
#Тюменская область
#пожар
#пожароопасный сезон
#население
Депутаты тюменской гордумы рекомендовали продолжить совершенствовать работу службы квартальных
Депутаты тюменской гордумы рекомендовали продолжить совершенствовать работу службы квартальных
Вопрос рассмотрен на шестом заседании городской думы.
#квартальные
#имущество
#благоустройство
#содержание
#дума
#Тюменская городская дума
#Дмитрий Антипов
#Светлана Иванова
#Тюмень
#новости Тюмени