Banner

Олег Новосёлов: Наступило время готовить инженеров новой формации

Автор: Подготовила Екатерина Скворцова

Залог качественной подготовки - вовлечение производственного потенциала компаний в образовательный процесс.

Grey

Каким должен быть инженер XXI века и как тюменский вуз готовит специалистов нового поколения, в интервью «Вслух.ру» рассказал ректор Тюменского индустриального университета Олег Новосёлов.

- Олег Александрович, в том, что необходимо готовить инженерные кадры, никого убеждать не приходится, но давайте разберемся, какого же именно специалиста ждут предприятия?

– Миру нужны не просто инженерные кадры, а инженеры новой формации. Требованием времени являются комплексные компетенции. Приведу такой пример. «Сургутнефтегаз» заявляет: «У нас есть буровик-растворщик, у нас есть химик, но сегодня это два разных человека, а нам этот специалист нужен в одном лице». Другой пример. Чтобы попасть в точку на глубине 6–7 тысяч метров, обозначенную геологом, буровику сегодня недостаточно прямых компетенций, ему нужны компетенции из аэрокосмической области для точной геонавигации. Сегодня мы говорим о надпрофессиональных компетенциях.

- Компании ждут специалиста новой формации, готовы ли вузы выпустить его из своих стен?

– Для решения этой актуальной задачи на федеральном уровне идет формирование сети статусных университетов – опорных вузов России. Новый исторический виток в развитии инженерного образования Тюменской области – создание опорного Тюменского индустриального университета, который объединил потенциал двух инженерных вузов региона – Тюменского нефтегазового и архитектурно-строительного университетов. Залог качественной подготовки – вовлечение производственного потенциала компаний в образовательный процесс. Наше позиционирование – быть первым вузом корпораций. Это значит, что мы готовим специалистов для компаний-партнеров с набором требуемых компетенций, а компетенции формулируют корпорации. Они же формулируют актуальные научно-технические задачи. В итоге, мы выдаем комплексный результат – это высокотехнологичные нефтесервисные и инжиниринговые компании, напитанные собственными технологиями и техническими решениями, собственным кадровым сопровождением. Мы готовы создавать новые корпорации, для региона – новых налогоплательщиков.

- Как ТИУ по-новому «воспитывает» инженеров?

– Если говорить об образовательных технологиях, то предлагаю вам рассмотреть их на примере бакалавриата. Сегодня мы реализуем модель 2+2, которая подразумевает базисную и практико-ориентированную части. В базисе мы формируем у студентов фундаментальные знания по естественнонаучным дисциплинам, в приоритете – сетевые формы взаимодействия с вузами-лидерами в фундаментальных областях знаний. А в практико-ориентированной части учебный план делится на модули, и синхронизируется с реально сложившимся в регионе нефтесервисным бизнесом. Доля практической подготовки увеличивается на 40%. Местами проведения практических занятий становятся производственные площадки корпораций. Возникает вопрос, что имеет, кроме дополнительной головной боли, каждый из участников этого процесса? Студент приобретает актуальные компетенции и самоопределение в профессии. Предприятие формирует профессиональный облик будущего инженера, получает адаптированного к производству выпускника, сокращает издержки на программах доучивания молодых специалистов. Университет формирует библиотеку актуальных компетенций, выработанных совместно с ведущими корпорациями, регион получает приток талантливой молодежи, рост эффективности труда, и, как следствие, увеличение налогооблагаемой базы. Но мы должны понимать, что работа по подготовке инженеров новой формации начинается задолго до высшего образования – в школах.

- Что вы ждете от школы? И есть ли у вас с ней диалог?

– В школьные годы закладывается прочный фундамент точных наук, должна формироваться инженерная ментальность, вестись плотная профориентационная работа. Тогда в вуз придут ребята с высоким уровнем мотивации на высшее инженерное образование, с высоким баллом ЕГЭ по физике, математике, химии. Их целевой установкой должно стать – «иду за компетенциями, и за успешной карьерой в транснациональные компании, а не просто за дипломом». Вузу интересно реализовать эту опцию, в индустриальном университете сформирована целая система довузовской подготовки, реализован проект «Школа инженерного резерва» с профилизацией – «Юный геолог», «Юный гейммейкер», «Юный машиностроитель», и еще три аналогичных направления. Активное участие в реализации профильных классов принимают компании-партнерыРоснефть-классы, Газпромнефть-классы, Сибур-классы. Это локальные региональные проекты. В текущем году при участии компаний-партнеров, и при поддержке правительства Тюменской области реализуется проект «Инженерный резерв России. Построим индустриальное будущее вместе» на базе детского лагеря «Артек» в Крыму, где проходят тематические смены для талантливых ребят со всей страны. Выделенная Минобрнауки под федеральный проект квота составляет 130 человек. В перспективе – в три раза больше.

- В течение последних лет растет балл ЕГЭ для поступления в вуз, увеличивается конкурс на инженерные специальности. Привлекательны ли они по отношению к другим, и как бы вы оценили тот эффект преобразований, переход на болонскую систему?

– Мы решили, что можем сделать классного выпускника бакалавриата и классного выпускника магистратуры. Если говорить о баллах ЕГЭ: да, есть такой формальный показатель, который с каждым годом становится все информативнее. Было время, когда по нему вообще было сложно сказать что-либо, насколько мотивированный абитуриент приходит на инженерные специальности. За последние три года, могу сказать, балл растет, прежде всего, на инженерное образование. Это и работа вузов, и работа по формированию инженерной ментальности в регионах и в стране в целом. Кризис перепроизводства по социально-экономическим и юридическим наукам дает о себе знать, ребята понимают, что в активно развивающемся индустриальном регионе в будущем они смогут реализовать свои возможности по инженерным специальностям. И это не исключает того, что классные экономисты и юристы нашему региону тоже нужны.

- Вернемся в систему высшего образования. Давайте поговорим об уровне магистратуры.

– Задача имеет решение в содержательном наполнении образовательных программ магистратуры, но прежде должна состояться синхронизация квалификационных требований к должностям с уровнями высшего образования. Над этим совместно должны трудиться корпорации и университет. В основу магистерских программ должны быть заложены решения реальных производственных задач, именно тогда заработают технологии проектного обучения. Кстати, опыт организации таких проектов у нас есть, в рамках исследовательской деятельности мы определили с партнерами ряд актуальных научно-технических задач, уже разработаны конкурентные на международном рынке технологии. Как результат – при участии университета учреждены нефтесервисные компании с собственным инженерным кадровым сопровождением. Предприятия имеют выстроенную производственную программу, включая проведение опытно-промышленных работ на реальных производственных объектах нефтегазодобывающих компаний. Этот подход мы будем развивать, ведь кроме эффективной прагматичной науки это еще и обеспечение финансовой стабильности университета в будущем периоде.

- Олег Александрович, вы упомянули, что у студентов-инженеров значительную долю обучения займет практика. Как вы это представляете?

– Мы не только представляем, мы уже это делаем. Прошел учебный год, было два пилотных проекта по направлениям «Бурение нефтяных и газовых скважин» и «Переработка нефти и газа». По каждой образовательной программе выстроился пул партнеров, с которыми мы организовали учебные и производственные практики в течение семестра. Эти проекты не исключают летние практики, но в течение учебного года мы план разбили не на дисциплины, а на модули. Каждый модуль был синхронизирован с реально действующим нефтесервисным бизнесом, и после каждого модуля ребята группами до 10 человек поступали на предприятия. От предприятия были назначены наставники, супервайзеры, они вели практическую подготовку по тем технологиям, которые реализуются на данной производственной площадке. Мы помещали ребят в производственную среду. Студенты остались довольны. О качестве образования я даже не буду говорить, у компаний были свои тестовые системы оценки, которые контролируют уровень знаний и практических, и теоретических. Я скажу об эмоциональном состоянии ребят. Не во всех вузах учащиеся могут себе представить, что можно полететь на вертолете на производственную площадку. Это тот заряд, та романтика, которая присутствует в процессе организации таких практик. Это дорогого стоит. Нам повезло, мы находимся среди производственных площадок всех транснациональных компаний, которые ведут сегодня деятельность в Западной Сибири. Организовать такую практико-ориентированную форму обучения стало возможным при активном участии наших попечителей и партнеров, правительства Тюменской области. Сейчас этот пилотный проект, который уже обкатан, мы будем распространять на все направления подготовки. Такая дорожная карта уже утверждена Ученым советом.

- Вы затронули вопрос о конкурентоспособности на международной арене. Насколько это важно?

– Думаю, не стоит говорить о необходимости вхождения в международные рейтинги — это очевидно. Сделаю акцент на ответственности университета за подготовку кадров для дочерних предприятий, корпораций, осуществляющих деятельность за рубежом. На сегодняшний день в нашем университете на всех уровнях профессиональной подготовки обучается более 30 тысяч студентов. Из них 1400 – это иностранные студенты из 32 стран мира. Опираясь на потребности корпораций, мы будем и дальше развивать архитектуру международного присутствия, ведь корпорации сегодня представлены более чем в 50 странах мира.

- Олег Александрович, давайте подытожим: какие безотлагательные шаги необходимо сделать для подготовки инженеров новой формации?

– Для этого необходимо: партнерам – сформировать перечень компетенций и корпоративных стандартов по уровням подготовки кадров, поставить актуальные научно-технические задачи. Вузу – сформировать библиотеку актуальных компетентностных модулей по уровням образования, сформировать технологию синхронизации действующих профессиональных и образовательных стандартов на примере профильных отраслей с последующей трансляцией на федеральный уровень, а также консолидировать внутренние и внешние ресурсы для решения научно-технических задач. Скажу, что эту работу мы уже начали с компаниями-партнерами нашего университета. Мы благодарны тому, что компании очень отзывчивы и по вопросу формирования компетенций для специалистов разного уровня, и в вопросе синхронизации профессиональных и образовательных стандартов. Наш опыт будет частичкой той работы, что ведется по все стране, и он больше привязан к топливно-энергетическому комплексу и к строительному сектору. Я думаю, сегодня это будет достаточно значимый аргумент в деле синхронизации стандартов. Тогда ребята будут понимать, зачем они приходят в магистратуру, а мы, научно-педагогические работники, будем понимать, чему надо научить настоящего магистра. Наступило время делать из наших ребят настоящих профессионалов.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

https://telegram.me/vsluhru

ТИУ, образование, Тюмень, Новоселов

Просмотры: 291

Комментарии

Loading...