Banner

Евгений Шестаков: В работе с классической музыкой категорически не может быть революции

Автор: Елена Познахарёва

О концерте с многообещающим молодым исполнителем, планах на год и выборе музыки для слушателей рассказал главный дирижер Тюменского филармонического оркестра.

Grey

Симфонический оркестр в Тюмени существует почти полтора года. За это время были поездки с концертами по области и северным городам, выступления на российских площадках, тюменцы слышали совместные выступления оркестра с мировыми знаменитостями Денисом Мацуевым, Даниилом Крамером, Борисом Березовским. Этот год обещает быть не менее насыщенным, чем предыдущий. О концерте с многообещающим молодым исполнителем, планах на будущее и выборе музыки для слушателей рассказал художественный руководитель и главный дирижер Тюменского филармонического оркестра Евгений Шестаков.

- Евгений Иванович, 31 января в Тюменской филармонии совместно с симфоническим оркестром выступит Андрей Коробейников — молодой пианист, отмеченный на разных фестивалях и конкурсах. Как стал возможным этот концерт, ведь у исполнителя довольно сложный гастрольный график?

– С менеджментом концертной деятельности в России проблем очень много – рынок пока только формируется. Хорошее решение придумало Министерство культуры России совместно с руководством Московской филармонии. В столице внимательно следят за всеми молодыми музыкантами, которые за последние годы завоевывают лауреатские звания на престижных конкурсах. Лучших из этих музыкантов — пианистов, скрипачей, виолончелистов, альтистов и других – объединили в единый список «Звезды XXI века». Этот список высылают всем филармониям, которые, в свою очередь, выбирают тех, кто им нужен.

У нас уже были планы на создание программы «Виртуозно-романтическая музыка XIX века», поэтому долго о солисте мы не раздумывали. Андрей Коробейников – один из самых ярких пианистов своего поколения: одаренный музыкант с самобытной манерой исполнения, в которой и профессионалы, и неискушенные слушатели замечают виртуозную индивидуальность.

Кстати, я помню, когда Андрей Коробейников играл на международном конкурсе имени П.И. Чайковского — конкурсе академических музыкантов – примерно половина жюри, а это выдающиеся пианисты, были за исполнителя, другая — категорически не принимала его.

- Сколько времени удастся уделить репетициям оркестра и приезжим артистом, ведь вы находитесь в разных городах?

– Пианист приедет к нам 30 января. У нас будут сутки, чтобы провести две репетиции перед выступлением. На большее время солисты приехать не могут: у них довольно строгий гастрольный план. Бывает так, что солист приезжает в день концерта. Например, с Борисом Березовским мы играли третий концерт Рахманинова. Накануне выступления в Тюмени у пианиста был концерт с Валерием Гергиевым в Санкт-Петербурге. Мы встретились в день концерта, провели репетицию и вышли на сцену к тюменцам.

- Каким будет предстоящий концерт с Андреем Коробениковым?

– Как правило, когда приезжает исполнитель, он играет один концерт с оркестром. Мы попросили Андрея Коробейникова сыграть два: в первом и во втором отделениях. Это, конечно, большая нагрузка на пианиста, но и возможность впервые показать себя в Тюмени с самыми яркими и колоритными виртуозными романтическим концертами.

Он исполнит Концерт № 2 Ференца Листа и Концерт № 2 Камиля Сен-Санса для фортепиано с оркестром — оба произведения входят в число самых виртуозных сочинений мирового репертуара. Музыка позволяет показать гастролирующему пианисту все великолепие фортепианного мастерства, особенно, если он хорошо оснащен технически, блестяще научен и находится в форме.

Напомню, что помимо этого в программу входят три шедевра мировой симфонической музыки, которую играют все крупнейшие оркестры мира. Эти сочинения впервые прозвучат в Тюмени: Рихард Вагнер – Вступление и Смерть Изольды из оперы «Тристан и Изольда», Поль Дюка – Симфоническое скерцо «Ученик чародея» по поэме Гете. Также впервые в Тюмени прозвучит своеобразный манифест музыкального импрессионизма: Симфоническая прелюдия «Послеполуденный отдых фавна» по поэме Малларме.

А 1 февраля, после премьеры в Тюмени, мы отправимся с оркестром и Андреем Коробейниковым в Курган, где полностью повторим программу.

- Услышат ли эту виртуозность, о которой вы говорите, не профессиональные слушатели, а любители? И нужно ли готовиться к походу на симфонический концерт?

– Безусловно, услышат. Наш оркестр дает концерты уже 14 месяцев. Конечно, есть произведения, к которым слушателю нужно готовится. Как правило, это очень сложные, драматические, философские, полифонические концерты. Мы же стараемся, чтобы даже тот, кто в концертный зал пришел первый раз, по мелодии, виртуозности, красоте музыки, фортепианной и оркестровой партиям понял произведение. В этом смысле никаких сложностей для восприятия не будет.

Вообще на концерты симфонических оркестров можно прийти и просто позволить себе окунуться в романтическую музыку. Ведь именно она, в отличии от напряженных драматических произведений, создана на основе чувств человека, впечатлений от природы, каких-то событий. Именно эта музыка из всех стилей наиболее демократична для восприятия.

- За то время, которое в Тюмени существует симфонический оркестр, произошла ли некая культурная революция среди тюменских слушателей?

– В Тюмени все началось не с нуля. Три-четыре раза в сезон на протяжении долгого времени в областную столицу приезжали лучшие оркестры России и зарубежья. Здесь были Юрий Башмет, Владимир Спиваков, Михаил Плетнев, Валерий Гергиев, Владимир Федосеев.

Тюменская публика не впервые слушает симфонический оркестр. Другое дело, что симфонические концерты не были регулярными. Теперь Тюменский филармонический окрест играет несколько раз в месяц. Но сказать, что произошла культурная революция — нельзя. В данном виде искусства категорически не может быть революции. Мы, наоборот, стараемся постепенно вовлекать в орбиту классической музыки, в орбиту звучания симфонического оркестра самые разные слои населения.

Недавно мы дали три концерта для детей. Это специальные программы, в которых участвуют актеры театра кукол. Музыка в этих постановках как бы звучит фоном. Но важность в другом: ребята видят и слышат симфонический оркестр и запоминают музыку, в данном случае знаменитых оперных увертюр Джоаккино Россини.

На вечерние концерты мы, как правило, привлекаем публику такими солистами, как Андрей Коробейников. В прошлом году у нас были звезды мирового уровня: Денис Мацуев, Борис Березовский, Даниил Крамер и многие другие. Мы приглашаем самых известных солистов, чтобы все знали, что европейских и мировых звезд можно услышать в Тюмени.

- Только у тюменцев есть возможность услышать наш симфонический оркестр в ближайшее время?

– Конечно, пытаемся популяризировать симфоническую музыку не только в Тюмени. Мы были с концертами в Ялуторовске, Заводоуковске, Тобольске, Сургуте, Кургане. За рубеж пока не ездили.

Традиционно, мы исполняем симфоническую музыку. Но сложную, философскую или современную музыку мы пока не играем. Берем популярную симфоническую музыку XVIII-XXI веков. Да, мы исполняем ее немного по-другому, представляем свою интерпретацию. Кроме того, постоянно расширяем репертуарный диапазон: русская музыка, современные произведения, барокко. Оркестр развивается планомерно.

Мы стараемся быть лицом тюменского региона в области культуры, музыкального искусства. Осенью прошлого года мы участвовали в пяти международных симфонических фестивалях в Иркутске, Пскове, Москве, Екатеринбурге, Сургуте и везде исполняли разные программы, в том числе с великолепными солистами, как российскими, так и из-за рубежа – из Англии, Китая, Японии, Австрии, Грузии, Германии.

- Понятно, что с программой симфонического оркестра на этот год можно познакомиться на сайте вашего учреждения. Но все же, на что стоит обратить внимание тюменским слушателям?

Мы сыграем несколько авторских концертов. В феврале это будет концерт одного из самых самобытных композиторов XX века — Арама Хачатуряна. Все знают и любят его балеты «Гаянэ», «Спартак», музыку к драме Михаила Лермонтова «Маскарад». Никогда в Тюмени не звучали замечательные фрагменты из балета «Спартак», в феврале это произойдет. А скрипач Карен Шахгалдян исполнит Концерт для скрипки с оркестром Арама Хачатуряна.

В конце марта пройдет второй авторский концерт. Мы исполним самую демократичную симфонию Дмитрия Шостаковича, которая была написана 1937 году — это Симфония № 5. А его Концерт № 1 для скрипки с оркестром исполнит Никита Борисоглебский, который был у нас и очень понравился тюменцам.

Прошлый год в культуре был посвящен Сергей Прокофьеву. И все оперные театры, и исполнители, и симфонические оркестры, и балетные театры поставили огромное количество гениальной музыки, которая, к сожалению очень мало играется.

В 2017 год отметим 135-летие со дня рождения Игоря Стравинского. Здесь еще сложнее. Я помню, что примерно до 1962 года в Советском союзе его музыка была практически запрещена. Во времена хрущевской оттепели Игорь Федорович посетил Петербург и сам дирижировал, несмотря на то, что был в очень преклонном возрасте.

Именно тогда начался ренессанс музыки Стравинского. Но, тем не менее, особой популярности эта гениальная музыка пока не получила. Надо сказать, что она довольно сложная для восприятия, поэтому репертуар будем подбирать очень тщательно.

Второго апреля сыграем первый подобный концерт — будет исполняться уникальное сочинение Игоря Федоровича «История солдата» по русским народным сказкам из собрания Афанасьева, кто-то его называет камерной оперой, кто-то балетной пантомимой, играемой, читаемой и танцуемой. На сцене будет небольшой оркестр, чтец, черт и солдат и женская танцевальная группа.

Следующий концерт мы сыграем 5 мая. Это будут сочинения Стравинского, которые также никогда в Тюмени не звучали – довольно демократичные, которые можно понять с первого раза. Среди них балет «Игра в карты», опера-оратория «Царь Эдип», в которой задействованы Тюменская хоровая капелла, оркестр, чтецы и солисты.

- Вы за современное прочтение произведений?

– Для Тюмени «История солдата» будет современным и модерновым представлением, хотя она была написана в 1918 году в романской Швейцарии. Это маленькая опера, которую во время войны можно было ставить на небольших сценах. Как это у нас получится? Надеемся, что постановка заслужит благожелательные отзывы.

- Услышат ли тюменцы драматические произведения в этом сезоне?

– Даже в программе с Андреем Коробейниковым вступление и смерть Изольды — это драматические фрагменты. В пятой симфонии Шостаковича третья часть – фактически реквием по погибшим в 1937 году. Драматические вещи, безусловно, есть. Другой вопрос — какой их объем в общей программе.

Мы каждый месяц играем сочинения, которые составляют честь и славу симфонической музыки. Но если мы будет играть только симфонии, то к нам вряд ли будут приходить новые слушатели.

Чтобы вовлечь в орбиту наших концертов больше людей, мы составляем разнообразные программы, привлекаем артистов, исполняем замечательные композиции, которые, зачастую, никогда не звучали в Тюмени.

В конце прошлого года прошел концерт, на котором мы исполнили восемнадцать саундтреков из знаменитых Голливудских фильмов. Программа имела огромный успех, по многочисленным просьбам слушателей мы повторим ее 7 марта.

Евгений Шестаков, симфонический оркестр, концерты, филармония

Просмотры: 376

Комментарии