Петр Медведев: Каждый день вносим в базу два-три летательных аппарата

Автор: Иван Литкевич

Тот, кто взял в руки пульт от коптера, является таким же пилотом, как и тот, что сидит в кабине воздушного судна.

Grey

Беспилотные летательные аппараты (БПЛА) получают все большее распространение в мире. Россия не исключение. Популярность дронов растет с каждым днем, причем многие приобретают их в качестве игрушки, совершенно не задумываясь о том, что беспилотники – серьезная угроза здоровью и жизни людей. В связи с этим правительство России прилагает усилия, призванные взять воздушную сферу под контроль. О настоящем и будущем беспилотной авиации рассказал руководитель Тюменского межрегионального территориального управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта Петр Медведев.

– Петр Яковлевич, чем обусловлено, что именно сейчас авиационные власти всерьез занялись контролем над беспилотной авиацией?

– В последнее время развитие беспилотной авиации набрало невиданные темпы. По статистике в 2013 году в Тюменской области, включая автономные округа, беспилотники совершили 3 тыс. 777 полетов. В 2016 году цифра составила уже 6 тыс. 586 полетов, увеличившись в два раза. В первом полугодии этого года совершено уже 3 тыс. 786 полетов, значит, к концу года общее число полетов точно перевалит за 7 тысяч. Причем речь идет только о тех полетах, которые совершены легально. То есть владельцы беспилотников запускают их в соответствии с утвержденным планом полетов.

– А кто совершает запуск – любители или профессионалы?

– 80% всех полетов БПЛА выполняются в интересах организаций, в основном нефтяных и газовых компаний. Они используют беспилотники для мониторинга месторождений и трубопроводов. Дроны также используют МЧС, Росгвардия, телеканалы. Остальные 20% полетов приходятся на небольшие организации и на частных лиц. Есть и другая статистика. В последнее время увеличилось количество нарушений использования воздушного пространства БПЛА, в том числе и в Тюменской области.

– Что относится к таким нарушениям?

– Например, полеты БПЛА в зоне взлета и посадки воздушных судов, то есть на глиссаде. Полеты с критическим приближением к воздушным судам. Полеты на предельно низкой высоте в зоне большого скопления людей. Можно привести следующие примеры. В прошлом году в аэропорту Рощино беспилотник пролетел над взлетно-посадочными полосами и завис над стоянкой самолетов. В мае этого года квардрокоптер приблизился на критическое расстояние к Boeing-737, заходящему на посадку в аэропорту Сургута. Бесконтрольные полеты беспилотников могут привести к очень тяжелым последствиям. Представляете, что произойдет, если квадрокоптер весом 10–15–20 кг попадет в двигатель или несущий винт самолета, на борту которого сотни пассажиров. Подобные ситуации вызывают очень сильное беспокойство. Беспилотник опасен еще и тем, что к нему можно прицепить все что угодно, любой предмет, и сбросить его куда угодно. Это очень опасно.

– Что можно противопоставить этому явлению?

– Внесены поправки в Воздушный кодекс, которые гласят, что беспилотные воздушные суда массой свыше 30 кг, ввозимые из-за рубежа или произведенные в России, подлежат регистрации в порядке, установленном правительством РФ. Беспилотные воздушные суда массой от 250 граммов до 30 килограммов подлежат постановке на учет. Сам порядок учета пока не определен. Проект постановления правительства все еще на рассмотрении. Но что делать сейчас?

Представителям Росавиации, как авиационным властям, было поручено разработать временные меры. Мы предложили до вступления в силу официального порядка учета БПЛА в Тюменской области утвердить временный порядок учета. Для начала мы бы хотели создать базу данных беспилотников, находящихся на руках у граждан. Чтобы просто понимать, сколько всего аппаратов в регионе. Это делается на добровольных началах. Любой законопослушный человек, имея беспилотник, может прийти в МТУ Росавиации с паспортом и получить временное разрешение на эксплуатацию аппарата. Всякому обратившемуся к нам владельцу беспилотника мы выдаем памятку о правильной организации воздушных полетов. К ней мы приложили и информацию об административной и уголовной ответственности за нарушение правил использования воздушного пространства.

– Как в остальном мире регулируется эта сфера?

– В других странах дроны также ставят на учет и регистрируют. Но зачастую зарубежные правила использования беспилотников еще жестче, чем наши. Не так давно граждане России с дрона снимали свою свадьбу в Объединенных Арабских Эмиратах. Владелец БПЛА получил 5 тыс. евро штрафа и 10 дней тюрьмы за нарушение правил выполнения полета.

Международная организация гражданской авиации (ICAO) тоже занимается регламентацией полетов беспилотников. Ее требования носят рекомендательный характер, но, как правило, их соблюдают все участники авиационной деятельности. ICAO подчеркивает, что использование беспилотника предполагает управление им. Стало быть, управление осуществляет «внешний пилот». Он должен знать правила организации и выполнения полетов, регистрировать или ставить на учет воздушное судно, осуществлять пилотирование в соответствии с утвержденным планом полетов. Следующим шагом может стать обязательное лицензирование, то есть выдача внешнему пилоту лицензии либо свидетельства о праве на управление летательным аппаратом.

– Насколько, на ваш взгляд, это оправданно?

– Можно привести в пример огнестрельное оружие. Если вы его покупаете, то обязаны получить соответствующую лицензию, которая подтверждает, что вы способны адекватно и правильно его использовать. В случае с беспилотниками тоже должна быть такая лицензия. Выпуск положения о выдаче свидетельства ожидается в ICAO в 2018 году, а всех остальных положений – начиная с 2020 года. Сейчас все эти документы находятся в стадии разработки.

Уже сейчас на официальном сайте ICAO есть инструкция для внешнего пилота. В ней всего несколько пунктов. Как только вы запускаете беспилотное летательное воздушное судно, вы становитесь внешним пилотом. Следовательно, вы несете ответственность за предотвращение любых опасных ситуаций. Инструкция предписывает учиться пилотированию у других пилотов. Перед началом работы нужно убедиться, что район запуска свободен для полетов, и всегда держать беспилотное воздушное судно в пределах его визуальной видимости. Перед каждым полетом требуется проверять исправность судна и планировать полет. Необходимо внимательно изучать инструкцию производителя. Нужно исключить полеты в районах аэродромов. Запрещается выполнять полеты, включая любые виды маневрирования, которые могут создать опасность для других. Нельзя летать над людьми, сооружениями и транспортными средствами, приближаться ближе чем на 50 метров к людям, сооружениям и транспортным средствам, летать на высотах выше 150 метров над уровнем моря, приближаться к самолетам и вертолетам. Таковы краткие рекомендации ICAO. Мы, в принципе, не отступаем от них.

– Существует какая-то ассоциация или профессиональное сообщество, которое объединяло бы владельцев аппаратов?

– В России действует Ассоциация производителей и эксплуатантов БПЛА. Есть Российская ассоциация авиамодельного спорта. Обе организации активно участвуют в разработке документов, связанных с БПЛА, выдвигают свои предложения по организации полетов. Я призываю всех тюменских владельцев беспилотников тоже объединиться. Можно сделать это на базе МТУ Росавиации, для этого есть все условия. Можно создать свою ассоциацию и привлечь в нее всех эксплуатантов дронов. Любому человеку, который впервые купил беспилотный летательный аппарат, в ассоциации могли бы рассказать все – где и как поставить дрон на учет, где и как летать. Потому что если владелец беспилотника будет нарушать воздушное законодательство, его рано или поздно привлекут к ответственности полиция, Росгвардия, прокуратура или Госавианадзор.

– Вы перечислили структуры, которые имеют право заниматься проверками в отношении внешних пилотов?

– Да. Управление Росавиации только предоставляет определенные услуги. А контроль осуществляют транспортная прокуратура, полиция на транспорте, Росгвардия, надзорные органы.

– Каков правильный регламент взаимодействия с правоохранителями у людей, которые использует дроны?

– Пока существует временный порядок постановки летательных аппаратов на учет, полиция, конечно, не может требовать от владельца дрона сертификат о постановке на учет. Но если человек нарушает воздушное законодательство, то его ждут серьезные последствия. Например, за полеты в районе аэродромов. Очень часто экипажи передают диспетчерам: «Вижу дрон». Диспетчер тут же передает информацию транспортной полиции, она выезжает и в большинстве случаев ловит владельцев беспилотников. Во-первых, беспилотный летательный аппарат может уйти на удаление только в пределах видимости, это всего 1,5–2 км. Во-вторых, батарейки беспилотника хватает примерно на 20 минут. Все это говорит о том, что человек, управляющий дроном, находится где-то рядом. То есть полицейские задерживают нарушителя без труда.

– Насколько суровым бывает наказание?

– Это зависит от той угрозы, которую создал беспилотник. Часть 1 статьи 11.4 Кодекса об административных правонарушениях предусматривает за нарушение федеральных правил использования воздушного пространства наложение административного штрафа. На физических лиц в размере от 2 до 5 тыс. рублей, на должностных лиц – от 25 до 30 тыс. рублей, на юридических лиц – от 250 до 300 тыс. рублей и административное приостановление деятельности юрлица на срок до 90 суток.

В соответствии со статьей 271.1 Уголовного кодекса, если деяние повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека, нарушитель наказывается лишение свободы на срок до 5 лет с лишением права заниматься определенными видами деятельности до 3 лет. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, наказывается лишением свободы на срок до 7 лет. Понимаете, если из-за нерадивого владельца дрона случится какое-то авиационное ЧП, то он сядет на семь лет, а то и еще больше.

– Могут ли правоохранители изъять у владельца беспилотник?

– Могут.

– Если законопослушный гражданин видит дрон, как он должен реагировать? Сообщать об этом в полицию?

– Если вы видите БПЛА, которые летают низко над скоплением людей или над домами, то должны понимать, что это чрезвычайно опасно. Конечно, стоит позвонить «02» и сообщить о полете.

– В то же время это может оказаться и совершенно легальный полет.

– А вы сообщите, там уж разберутся. Все ведь летают на самолетах. Представьте, самолет заходит на посадку, а у него на пути появляется дрон. Это может привести к трагедии. Поэтому нужно проявлять гражданскую сознательность. Я вообще считаю, что это нешуточное дело. Мне часто задают вопрос: а что если ребенок просит купить ему дрон? Вы можете купить его ребенку, пожалуйста. Но отвечать будете вы, а не ребенок, если коптер весом 20 кг упадет на голову другому ребенку и травмирует его. А если это всего лишь маленький вертолетик? Хоть какой вертолетик, запускайте его у себя на частной огражденной территории и только над своей головой.

– То есть над своей ограниченной территорией, например на даче, запускать беспилотники можно без проблем?

– Конечно. Только не взлетайте слишком высоко. К слову, развитие беспилотной авиации привело к тому, что уже сейчас такие аппараты снабжают программами, в которых обозначены координаты закрытых зон. То есть в них забиты все закрытые зоны, например секретные производства, места лишения свободы, аэродромы и т. д. Это значит, что дрон над такой территорией пролететь не может, он просто упирается как в стену. Воздушные суда, произведенные на территории России, снабжают такими программами. Но проблема в том, что большинство беспилотников ввозят в Россию из Китая. Там другие законы, и никаких программ нет. Придет время, когда на все летательные аппараты будут их устанавливать. Как в свое время решили устанавливать ГЛОНАСС на все автомобили, в том числе ввозимые из-за рубежа. Сначала все были против, но теперь стало ясно, что новая система эффективно работает. Когда-нибудь до этого дойдет и сфера беспилотников.

– В тексте решения последнего заседания Координационного совета по вопросам обеспечения авиационной безопасности отдельный абзац занимает поручение ФСБ усилить контроль за ввозом беспилотных летательных аппаратов из-за рубежа. Как служба безопасности справляется с этим?

– Они усиливают работу по своим каналам. В решении действительно написано о том, что и ФСБ по своему направлению должна активнее работать, и таможня – по своему направлению. Я знаю, что они выявляют очень много нерадивых приобретателей.

– Насколько активно люди откликнулись на призыв об учете беспилотников?

– С 19 июля поставили на учет уже более 30 беспилотных воздушных судов. И каждый день вносим в базу данных два-три летательных аппарата.

– 30 беспилотников, по вашей оценке, это много или мало?

– 30 аппаратов за две недели – это хорошо. С учетом того, что прежде люди вообще не знали, что существует управление, которое занимается БПЛА. К сожалению, в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономном округах постановка на учет пока вообще на нуле. Но мы ежеквартально проводим там совещания и, уверен, быстро наладим работу. Например, совещание по итогам работы МТУ в третьем квартале года состоится в Сургуте. Обязательно пригласим СМИ и распространим тот опыт, который уже сейчас приобрели в Тюмени.

– Расскажите, сколько по времени занимает постановка на учет?

– Нисколько. Нужно просто предоставить свои данные и информацию о летательном аппарате. Мы можем принять заявку даже по электронной почте: pmtuvt@aviainform.ru.

– Владелец коптера, который живет, например, в Сургуте, должен связываться с управлением Росавиации в Тюмени, или ему необходимо обращаться в какие-то органы по месту жительства?

– Представительств Росавиации в других городах региона нет. Но, повторю, у нас есть электронная почта. Обращение выглядит предельно просто: «Прошу поставить на временный учет беспилотный летательный аппарат». Процедура абсолютно бесплатная. Могу сказать, что пока этого не делают ни в одном управлении Росавиации, кроме тюменского. Коллеги из других регионов получают у нас консультации.

– Предположим, пользователь БПЛА поставил свой дрон на учет, изучил рекомендации о проведении полетов. Что дальше? Просто ли включиться в план полетов?

– Включение в план займет примерно три – пять дней. Этим занимается центр планирования полетов тюменского филиала «Аэронавигации Севера Сибири», которую возглавляет Александр Петрович Зубов. Эта организация регулирует воздушное движение и составляет план полетов. Если необходим экстренный вылет, например, для проведения срочных аварийных работ или для тушения лесных пожаров, то существует отдельный – ускоренный – порядок постановки в план полетов.

– Что бы вы рекомендовали тем, кто еще не пользуется беспилотными средствами, но мечтают управлять собственным дроном?

– Самое главное, помнить, что дрон – не игрушка. Тот, кто взял в руки пульт от коптера, является таким же пилотом, как и тот, что сидит в кабине воздушного судно. Необходимо выполнять все правила воздушного законодательства. С ними можно ознакомиться не только на сайте Росавиации, но и лично посетив тюменское управление. Приходите. Мы открыты для всех и всегда готовы ответить на любые вопросы.

малая авиация, коптер, БПЛА

Просмотры: 213

Комментарии