Dipol FM | 105,6 fm

На страже финансовых интересов. В Тюмени сформировался институт налоговых адвокатов

Сегодня мало просто заплатить налоги. Порой мнение налоговой службы может отличаться от вашего.

_Сегодня мало просто заплатить налоги. Сложность и неоднозначность трактовок налогового законодательства часто приводят к тому, что даже добросовестный предприниматель может быть оштрафован на крупную сумму. Члены Тюменской межрегиональной коллегии адвокатов Ирина Петухова и Анастасия Устинова советуют обращаться к специалистам — налоговым адвокатам. Эту нишу они заняли в Тюмени первыми. О том, как защитить свои финансовые интересы, когда стоит идти в суд и можно ли предупредить проблему до того, как вы попали в поле зрения контролирующих органов, юристы рассказали корреспонденту «Вслух.ру»._

— Чем налоговый адвокат может помочь предприятию? Казалось бы, есть бухгалтер, он подсчитает налог, уплатит его, и беспокоиться не о чем.

На страже финансовых интересов. В Тюмени сформировался институт налоговых адвокатов

Анастасия Устинова: — Да, действительно, бухгалтер подсчитает налог и перечислит средства в налоговый орган. Однако при проверке у налоговой инспекции может возникнуть иное мнение о сумме налога. В этой точке и возникает спор, который призван урегулировать налоговый адвокат, защищая интересы клиента во всех инстанциях.

— А почему руководитель не может прибегнуть к услугам обыкновенного юриста, который обычно есть в штате каждого крупного предприятия?

На страже финансовых интересов. В Тюмени сформировался институт налоговых адвокатов

Ирина Петухова: — Налоговое законодательство — одно из самых сложных и часто меняющихся. Здесь нужны не только юридические знания, важно разбираться в экономике, финансах, бухгалтерском учете. У нас по два высших образования — юридическое и экономическое, опыт работы в судах всех уровней, знание налогового и бухгалтерского учета, большой опыт работы в налоговой сфере. Все это в совокупности позволяет выстроить верную стратегию защиты и дать нужный результат.

Стоит добавить, что мы как адвокаты не можем быть допрошены в рамках уголовного дела. Наш статус, подкрепленный федеральным законодательством, позволяет не давать показания по любым взаимоотношениям с нашим доверителем и гарантирует полную конфиденциальность.

— С какой типичной проблемой чаще всего обращаются к вам?

Анастасия Устинова: — Обычно проблемы начинаются после налоговой проверки: выездной или камеральной. Наиболее распространенная формулировка претензий налоговых органов: «необоснованная налоговая выгода» и «непроявление должной осмотрительности». Стандартное требование — доначисление налогов, чаще всего НДС. Проблема в том, что эти понятия Налоговым кодексом РФ вообще не предусмотрены — нет четких критериев, в соответствии с которыми действия налогоплательщика могут быть интерпретированы именно так. Зачастую сотрудники предприятия, получив на руки подобное решение, не понимают, где они ошиблись, какая осмотрительность была бы «должной», за что они должны заплатить. Здесь и нужна помощь налогового адвоката.

— И что делать? Идти в суд?

Анастасия Устинова: — Суд — это уже следующая стадия. Для начала у вас как налогоплательщика есть акт проверки, согласно которому вам предлагается доплатить налоги. Мы этот акт смотрим, определяем, все ли обстоятельства, изложенные в нем, соответствуют действительности, все ли документы, которые были представлены в ходе проверки, легли в основу акта. То есть происходит сверка фактических обстоятельств дела и вменяемого нарушения. Затем мы проводим собственное финансовое расследование и выдаем клиенту наше мнение — каким образом та или иная ситуация может разрешиться.

Дальше составляем возражения на акт проверки. После чего вместе с представителем налогоплательщика идем в инспекцию на рассмотрение материалов проверки. Там обе стороны приводят собственные доводы, в результате выносится решение.

Ирина Петухова: — Подчеркну, что эта личная встреча с представителями налогового органа — очень важная часть процесса. Часто именно на этом этапе некоторые вопросы могут решиться положительно для налогоплательщика.

Анастасия Устинова: — Если же к соглашению прийти не удалось, то мы пишем апелляцию в вышестоящий налоговый орган. И если и там не удается решить проблему, тогда идем в суд. Причем бывает, что проходим все инстанции, вплоть до Верховного суда, поскольку нужно использовать все возможности для обжалования, пока они есть.

— Часто ли дело доходит до суда?

Ирина Петухова: — Нет, не часто. В 2014 году в России ввели обязательное досудебное урегулирование споров, и наметился очевидный тренд на снижение. Если в 2015 году в судах нашей страны было рассмотрено около 65 тыс. таких споров, то в 2016 — уже около 30 тыс.

Нужно еще понимать, что если раньше около 90% дел решалось судом в пользу налогоплательщика, то сейчас это лотерея, 50 на 50. И, тем не менее, в суд идти необходимо. Причем, подать заявление нужно в течение трех месяцев с даты получения обжалуемого решения, иначе его просто не примут.

— В каких же случаях стоит судиться?

Анастасия Устинова: — В частности, для того, чтобы принять обеспечительные меры, которые приостанавливают действие решения налогового органа. Пока решение суда не вступит в законную силу, у налогоплательщика, например, не блокируется расчетный счет. Ведь если у организации отсутствует имущество и все средства находятся только на счете, его блокировка по сути означает приостановление деятельности предприятия. А принятие судом обеспечительных мер дает отсрочку, дает возможность работать дальше.

Ирина Петухова: — Но, повторюсь, если раньше мы большинство дел решали через суд, то сегодня основной упор делаем на работу с налоговым органом. И чаще всего решаем вопросы на досудебной стадии.

— То есть налоговая идет навстречу?

Ирина Петухова: — Да, идет. Если мы доказываем, что позиция налогоплательщика сильна, что решение налоговой неправомерно, либо часть каких-то процедур выполнена с нарушениями, то они меняют решение. Можно сказать, с налоговой инспекцией налажен нормальный рабочий диалог. Как и с правоохранительными органами, которые сегодня тоже принимают участие в проверках. Кстати, это еще один повод обратиться к налоговому адвокату — руководители, бухгалтеры предприятий часто теряются, когда видят людей в погонах, не знают, как вести себя с ними.

— Вернемся к налоговому законодательству. Вы сказали, что оно часто меняется. Какой характер носят изменения, проще или сложнее становится бизнесу?

Ирина Петухова: — Только в этом году уже вступило в силу несколько федеральных законов, грядут и другие изменения в Налоговый кодекс. Изменения довольно серьезные, и мы надеемся, что они пойдут на пользу налогоплательщику. В частности, должна уйти в прошлое практика, когда налогоплательщику вменялись доначисления по формальному признаку. Например, на основании почерковедческой экспертизы. «Плохая» подпись руководителя фирмы-контрагента влекла за собой огромные траты, отбить которые очень трудно. Сейчас же, надеемся, в случае, если реальные отношения с контрагентом доказаны, доначислений не будет.

Другое дело, что пока не сложилась практика по новому законодательству. А формулировки в законах размыты и могут трактоваться как в одну сторону, так и в другую.

— Власти постоянно говорят о снижении нагрузки на бизнес, в том числе о сокращении количества проверок. Так ли это?

Анастасия Устинова: — Да, количество выездных проверок снизилось на 15%, но при этом суммы доначислений увеличились на 30%. Ранее налогоплательщика штрафовали по ст. 122 НК РФ в размере 20% от налоговой недоимки, и на 40%, если эти действия были совершены умышленно. Тем не менее, у меня в практике никогда не было случаев, чтобы кому-то вменяли максимальный штраф. Но недавно ФНС совместно с СК РФ выпустили методические рекомендации, согласно которым штрафовать, видимо, будут по полной.

Более того, выросло количество уголовных дел по итогам проверок. Чаще всего за нарушения с НДС людям вменяют мошенничество. За неуплату страховых взносов также будет предусмотрена уголовная ответственность. Общий тренд — ужесточение ответственности, законодатель идет к этому.

— Получается, институт налоговых адвокатов сформировался вовремя?

Анастасия Устинова: — Да, главное — сразу обратиться к специалисту.

— Кстати, а помогаете ли вы предупредить проблему, а не только решить ее?

Ирина Петухова: — Конечно, и это идеальный случай, когда мы определили риски предприятия до того, как о них узнал налоговый орган. Одна из наших услуг — это проведение налогового аудита, своего рода налоговая проверка, которая поможет обозначить все «узкие места» и вовремя предпринять необходимые меры по устранению или минимизации ущерба. Нам как специалистам достаточно взглянуть на бухгалтерскую программу 1С клиента, чтобы определить возможные трудности.

К нам обращаются с просьбой проконсультировать и перед какой-то крупной сделкой. Конечно, предупредить проблему легче, чем ее решить. Повторюсь, налоговые споры — одни из самых сложных в юридической классификации, потому что требуют многих знаний из различных отраслей. И потому, что законодательство позволяет различные трактовки закона и Налогового кодекса.

Также мы проводим семинары для руководителей и бухгалтеров по налоговым проверкам. На семинаре слушатели могут узнать, как не допустить распространенных ошибок, отстоять свою позицию в споре с проверяющими и избежать негативных последствий после проверки.

— Бывают ли случаи, которые невозможно решить?

Ирина Петухова: — Бороться нужно активно и до конца, вплоть до Верховного суда. Очень часто можно решить дело в свою пользу из-за формальных недочетов налоговый службы, которых руководитель предприятия или бухгалтер может не заметить, а мы как специалисты видим. Например, инспекторы превышают свои полномочия при проведении допроса, при проведении осмотра, и так далее.

Вот случай из практики: свидетель был допрошен вне рамок выездной налоговой проверки — буквально в подъезде в 8 утра. А это ключевая ошибка, потому что все действия должны проводиться либо в рамках проверки, либо в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля. А ее показания, полученные с нарушениями, легли в доказательную базу. Мы обжаловали это в судах трех инстанций и получили решение в свою пользу. Сейчас мы успешно оперируем этим решением суда и в других случаях.

— Какие предприятия чаще всего обращаются к вам, крупные или малые?

Анастасия Устинова: — И крупный, и малый, и средний бизнес. Очень трудно сказать, кто чаще.

— А физические лица?

Ирина Петухова: — Тоже. Тут частый случай, когда налоговая переквалифицирует действия физлица в предпринимательскую деятельность и, соответственно, требует доначисления налогов.

Вот пример. Одна моя клиентка сдавала несколько нежилых помещений в аренду. При этом платила 13% НДФЛ и была уверена, что все делает правильно. После продажи одного из помещений информация из регпалаты поступила в налоговую. В результате состоялась выездная налоговая проверка, по итогам которой ей вменили предпринимательскую деятельность и обязали выплатить еще 18% НДС дополнительно. Обжаловать это решение было очень сложно, тем не менее, нам удалось достигнуть баланса частных и публичных интересов. Клиент остался доволен.

— То есть люди часто просто не знают, что допускают налоговые нарушения?

Ирина Петухова: — Верно. Несколько дней назад ко мне обратился мужчина, который также сдает нежилые помещения в аренду. Он интересовался, стоит ли ему регистрировать ИП?

Обязательно стоит регистрировать. Если он попадет в поле зрения налоговой службы, это повлечет за собой аналогичную переквалификацию. Кроме того, он за незаконную предпринимательскую деятельность будет нести ответственность по налоговому, административному и уголовному кодексам.

Проблему всегда легче предупредить, поэтому и стоит вовремя обратиться к налоговому адвокату, который укажет на риски.

Контакты

Ирина Петухова: +7 904 476 2292

Анастасия Устинова: +7 919 926 5614

Представительство: +7 982 929 0010

ТЮМЕНСКАЯ МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ КОЛЛЕГИЯ АДВОКАТОВ (ТМКА)

Сайт: tmka72.ru

_на правах рекламы_

Неудобно на сайте? Читайте самое интересное в Telegram и самое полезное в Vk.
Последние новости
Что бы съесть, чтоб похудеть? Основы правильного питания
Что бы съесть, чтоб похудеть? Основы правильного питания
Приводим советы врача.
#еда
#питание
#диета
#врач
#советы
Тобольский музей ищет потенциальных гидов
Тобольский музей ищет потенциальных гидов
Прошедших отбор ждет интересная программа под руководством опытных кураторов.
#музей
#ТИАМЗ
#Тобольск
#гид
#обучение
#курсы
Тюменский студент работает над приложением для оповещения людей о пожаре
Тюменский студент работает над приложением для оповещения людей о пожаре
Сервис должен предоставлять карту с указанием кратчайшего пути эвакуации.
#телефон
#сервис
#оповещение
#ЧС
#студент
#разработка
#аграрный университет
#грант
#новости Тюмени
В селе Казанском с помощью добровольцев наращивают дамбу
В селе Казанском с помощью добровольцев наращивают дамбу
Здесь обещают рекордно высокий паводок.
#дамба
#паводок
#Казанское
#губернатор
#Александр Моор
#Тюменская область
Тюменский художник-декоратор открыла секреты создания кукол для театра
Тюменский художник-декоратор открыла секреты создания кукол для театра
Используются разные материалы: можно взять и кусочек пластика, и трубу изоляционную, а то и конус картонный от туалетной бумаги.
#кукла
#театр
#мастерская
#создание
#творчество
#Тюменский кукольный театр