Dipol FM | 105,6 fm
Max banner

Егор Ельчин: За пять лет на Planeta.ru собрали более 700 млн рублей

О продвижении крауд-проекта и признаках потенциально успешного начинания "Вслух.ру" рассказал пионер российского краудфандинга.

_В минувшие выходные в Тюмени работала «Школа краудфандинга». Ее участники успели поработать над своими проектами и узнали, как найти для них стартовый капитал. Для Тюмени краудфандинг — понятие не новое: с его помощью собирались средства на фильмы и музыкальные альбомы местных коллективов, и не только. Как продвинуть крауд-проект, каковы признаки потенциально успешного начинания и зачем необходимо детально прописывать систему бонусов, Вслух.ру рассказал пионер российского краудфандинга, руководитель «Школы краудфандинга» Planeta.ru Егор Ельчин._

— Егор, скажите, зачем обучать людей краудфандингу?

— Не все, кому краудфандинг может быть полезен, о нем знают. Поэтому мы проводим мероприятия, где по полочкам раскладываем, что это такое, как создавать проект, чтоб он максимально эффективно работал на самом старте, и разбираемся с тем, как же его продвигать. Ведь самое интересное начинается, когда проект запускается и информацию о его запуске нужно распространять.

— Кто может инициировать проект? Каковы требования к инициатору? Возраст, наличие банковского счета еще что-то?

— Да, автору проекта нужна возможность получить банковскую карту или расчетный счет. Но если юный человек инициативен и понимает свои задачи, то автором проекта номинально может выступить его мама или папа. Но таких у нас минимальное количество, все-таки в 14 лет есть куда более интересные занятия. Но как только человек поступает в вуз, в его голове начинают появляться проекты и понимание, как их реализовывать. И вот студенческих проектов у нас предостаточно.

— Насколько популярны идеи краудфандинга в России? Сколько проектов в год реализуется на базе платформы Planeta.ru? Сколько из них успешны?

— За 5 лет существования платформы около 2,5 тысяч проектов запустились и успешно нашли средства. Это каждый третий проект из всех заявленных. В конечном итоге авторами было собрано более 700 миллионов рублей. И если в первый год существования авторы собрали около 4 миллионов рублей, а за 2016 — более 216 миллионов. Все больше людей понимают, что это удобный интересный способ реализации ст_о_ящих инициатив. Это говорит о том, что рынок краудфандинга продолжает расти.

— Каковы основные признаки потенциально успешного проекта? Каким он должен быть изначально, как оформлен?

— Для начала нужно подготовить черновик проекта и снять понятное, короткое и цепляющее видеообращение, в котором автор расскажет о себе, своей идее и почему ее нужно поддерживать.

Автору надо грамотно соотнести свои желания с возможностями сборов. Обычно хочется всего и сразу. Но порой реальнее собрать треть от суммы и начать проект.

Краудфандинг — это взаимовыгодная система сотрудничества, и потому нужно позаботится о тех людях, которые будут финансово поддерживать проект. Вознаграждения могут быть как материальными, так и нематериальными.

Но самое главное — нужно понять, кому и как доносить информацию, кто ваша целевая аудитория, и выстроить систему продвижения. И эта задача ложится на плечи автора: рассказать о проекте так, чтобы он был вдохновляющим и внушал уверенность. Поэтому никакой жалости, скорби, несчастья! Только положительный настрой.

— Инициировали ли вы сами какой-то проект? Получилось ли?

— К сожалению, я пока не добрался до того, чтобы запустить краудфандинговый проект. Большую часть времени обучаю этому других. В Planeta.ru я работаю с самого ее старта, и первые два года был менеджером проектов, этаким классным руководителем. Тогда нам самим все было в диковинку и каждый проект воспринимался как свой. Потому можно сказать, что опыт запуска и реализации проекта у меня частично имеется.

— Вы лично часто поддерживаете какие-то проекты? За какой бы вы проголосовали рублем?

— Да, я поддерживал музыкальные, общественные и научные проекты. Но мне как эксперту очень сложно угодить. В итоге ключевым фактором остается живая эмоция. Если у автора получилось донести до адресата важность проекта и уверенность в результате, то мотивация к поддержке значительно возрастает.

— С одной стороны краудфандинг — прекрасная возможность для бизнес-начинания, но ведь есть и благотворительные проекты. Расскажите об успешных.

— На Planeta.ru раздел благотворительности существует по своим правилам. С таких проектов мы свою комиссию не берем. Чтобы не дискредитировать ни благотворительность, ни краудфандинг, ни платформу, здесь открываются проекты только от официальных благотворительных организаций. И эти проекты могут быть только адресными. В отношении благотворительного краудфандинга действует правило «сколько собрал — столько собрал». Если в классическом краудфандинге необходимо собрать не менее 100 процентов, на Planeta.ru — от 50 процентов и выше, то в благотворительном — мы переводим любую собранную сумму.

— Вы упомянули, что процент от собранной суммы платформа оставляет в качестве комиссии. Расскажите подробнее?

— Мы как площадка берем свою комиссию с успешных проектов. Помимо нашей комиссии, есть еще комиссия платежных агрегаторов — это та система, которая обеспечивает перевод платежей. Общая комиссия будет равна 10 процентам. Ее нужно учитывать при составлении проекта. Большинство площадок работает по такому принципу: либо вы собираете 100 процентов, либо не собираете ничего. На Planeta.ru есть возможность собрать от 50 процентов, и проект будет успешным. Но в этом случае комиссия увеличивается до 15 процентов.

— Время сбора средств фиксированное, или автор может его выбрать?

— Каждый автор вправе самостоятельно устанавливать срок сбора. Но здесь надо понимать одну ключевую особенность: нет прямой связи между продолжительностью и успешностью краудфандингового проекта. Продолжительный срок проекта означает продолжительную пиар-компанию, но с каждым днем вам будет все тяжелее придумывать новые инфоповоды в поддержку проекта. К тому же, чем дальше от нас дедлайн, тем меньше мы переживаем и меньше действий предпринимаем. И аудитория проекта — не исключение. Они отложат поддержку на завтра или совсем о ней забудут.

— Считается, что краудфандинг, в первую очередь, обращается к частным лицам. Можно ли привлечь с его помощью крупные компании?

— Такие кейсы есть. Тут задача ложится на плечи автора проекта: от кого он планирует получить поддержку. Не будем забывать, что за любым юридическим лицом стоят обычные люди, с которыми точно так же можно вести переговоры и мотивировать их оказать поддержку.

— Цель ваших мастер-классов — нести знания о краудфандинге в массы. Каковы плюсы такого большого количества разбирающихся в этом людей?

— Мы сталкивались с тем, что авторы проектов считают краудфандинг либо легкими деньгами, либо попрошайничеством. А у потенциальной аудитории возникают ассоциации с поборами и обманом. Мы стараемся донести информацию максимально широкому кругу, что это такое и как это работает. И чем больше будет перед глазами успешных примеров, тем больше уверенности у аудитории. Люди поймут и откликнутся на предложение о поддержке.

Неудобно на сайте? Читайте самое интересное в Telegram, самое полезное в Vk и самое актуальное в MAX
Последние новости
Должник из Красноярского края быстро нашел 1 млн рублей, чтобы улететь за границу
Должник из Красноярского края быстро нашел 1 млн рублей, чтобы улететь за границу
У него накопилась крупная задолженность по кредитам.
#долги
#кредит
#отпуск
#Красноярск
#судебные приставы
#тк
Успеть до Нового года: эксперты рассказали о важных шагах
Успеть до Нового года: эксперты рассказали о важных шагах
Конец года — оптимальное время для действий, которые помогут заложить основу для дополнительных доходов в следующем году.
#инвестиции
#эксперты
#финансы
#банки
#тк
Врачи объяснили связь погоды и здоровья
Врачи объяснили связь погоды и здоровья
Многие, чувствуя головную боль, сонливость и упадок сил, винят во всем перепады давления, магнитные бури или пасмурную погоду.
#здоровье
#врачи
#метеозависимость
#тк
Эксперты выяснили цели накоплений россиян
Эксперты выяснили цели накоплений россиян
Около 70% россиян планируют увеличивать сбережения в следующем году.
#финансы
#накопления
#банки
#Тюменская область
#тк
К Новому году улицу Дзержинского в Тюмени украсили по мотивам сказки «Конек-Горбунок»
К Новому году улицу Дзержинского в Тюмени украсили по мотивам сказки «Конек-Горбунок»
Будет подана заявка для участия в конкурсе «Елки России».
#Новый год
#новогодняя елка
#украшение
#Конек-Горбунок
#Дзержинского
#Тюмень
#новости Тюмени
#тк

Настоящий ресурс использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика, предоставляемый компанией ООО «ЯНДЕКС», 119021, Россия, Москва, ул. Л. Толстого, 16 (далее — Яндекс), сервис Яндекс Метрика использует файлы «cookie» с целью сбора технических данных посетителей для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать ресурс, Вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.

Собранная при помощи «cookie» информация не может идентифицировать вас, однако может помочь нам улучшить работу нашего сайта. Информация об использовании вами данного сайта, собранная при помощи «cookie», будет передаваться Яндексу и храниться на серверах Яндекса в Российской Федерации.

Вы можете отказаться от использования «cookie», выбрав соответствующие настройки в браузере.

Подробнее о нашей политике обработки персональных данных.

Принять