Banner

Егор Ельчин: За пять лет на Planeta.ru собрали более 700 млн рублей

Автор: Ольга Никитина

О продвижении крауд-проекта и признаках потенциально успешного начинания "Вслух.ру" рассказал пионер российского краудфандинга.

Grey

В минувшие выходные в Тюмени работала «Школа краудфандинга». Ее участники успели поработать над своими проектами и узнали, как найти для них стартовый капитал. Для Тюмени краудфандинг – понятие не новое: с его помощью собирались средства на фильмы и музыкальные альбомы местных коллективов, и не только. Как продвинуть крауд-проект, каковы признаки потенциально успешного начинания и зачем необходимо детально прописывать систему бонусов, Вслух.ру рассказал пионер российского краудфандинга, руководитель «Школы краудфандинга» Planeta.ru Егор Ельчин.

- Егор, скажите, зачем обучать людей краудфандингу?

– Не все, кому краудфандинг может быть полезен, о нем знают. Поэтому мы проводим мероприятия, где по полочкам раскладываем, что это такое, как создавать проект, чтоб он максимально эффективно работал на самом старте, и разбираемся с тем, как же его продвигать. Ведь самое интересное начинается, когда проект запускается и информацию о его запуске нужно распространять.

- Кто может инициировать проект? Каковы требования к инициатору? Возраст, наличие банковского счета еще что-то?

– Да, автору проекта нужна возможность получить банковскую карту или расчетный счет. Но если юный человек инициативен и понимает свои задачи, то автором проекта номинально может выступить его мама или папа. Но таких у нас минимальное количество, все-таки в 14 лет есть куда более интересные занятия. Но как только человек поступает в вуз, в его голове начинают появляться проекты и понимание, как их реализовывать. И вот студенческих проектов у нас предостаточно.

- Насколько популярны идеи краудфандинга в России? Сколько проектов в год реализуется на базе платформы Planeta.ru? Сколько из них успешны?

– За 5 лет существования платформы около 2,5 тысяч проектов запустились и успешно нашли средства. Это каждый третий проект из всех заявленных. В конечном итоге авторами было собрано более 700 миллионов рублей. И если в первый год существования авторы собрали около 4 миллионов рублей, а за 2016 – более 216 миллионов. Все больше людей понимают, что это удобный интересный способ реализации стоящих инициатив. Это говорит о том, что рынок краудфандинга продолжает расти.

- Каковы основные признаки потенциально успешного проекта? Каким он должен быть изначально, как оформлен?

– Для начала нужно подготовить черновик проекта и снять понятное, короткое и цепляющее видеообращение, в котором автор расскажет о себе, своей идее и почему ее нужно поддерживать.

Автору надо грамотно соотнести свои желания с возможностями сборов. Обычно хочется всего и сразу. Но порой реальнее собрать треть от суммы и начать проект.

Краудфандинг – это взаимовыгодная система сотрудничества, и потому нужно позаботится о тех людях, которые будут финансово поддерживать проект. Вознаграждения могут быть как материальными, так и нематериальными.

Но самое главное – нужно понять, кому и как доносить информацию, кто ваша целевая аудитория, и выстроить систему продвижения. И эта задача ложится на плечи автора: рассказать о проекте так, чтобы он был вдохновляющим и внушал уверенность. Поэтому никакой жалости, скорби, несчастья! Только положительный настрой.

- Инициировали ли вы сами какой-то проект? Получилось ли?

– К сожалению, я пока не добрался до того, чтобы запустить краудфандинговый проект. Большую часть времени обучаю этому других. В Planeta.ru я работаю с самого ее старта, и первые два года был менеджером проектов, этаким классным руководителем. Тогда нам самим все было в диковинку и каждый проект воспринимался как свой. Потому можно сказать, что опыт запуска и реализации проекта у меня частично имеется.

- Вы лично часто поддерживаете какие-то проекты? За какой бы вы проголосовали рублем?

– Да, я поддерживал музыкальные, общественные и научные проекты. Но мне как эксперту очень сложно угодить. В итоге ключевым фактором остается живая эмоция. Если у автора получилось донести до адресата важность проекта и уверенность в результате, то мотивация к поддержке значительно возрастает.

- С одной стороны краудфандинг – прекрасная возможность для бизнес-начинания, но ведь есть и благотворительные проекты. Расскажите об успешных.

– На Planeta.ru раздел благотворительности существует по своим правилам. С таких проектов мы свою комиссию не берем. Чтобы не дискредитировать ни благотворительность, ни краудфандинг, ни платформу, здесь открываются проекты только от официальных благотворительных организаций. И эти проекты могут быть только адресными. В отношении благотворительного краудфандинга действует правило «сколько собрал – столько собрал». Если в классическом краудфандинге необходимо собрать не менее 100 процентов, на Planeta.ru – от 50 процентов и выше, то в благотворительном – мы переводим любую собранную сумму.

- Вы упомянули, что процент от собранной суммы платформа оставляет в качестве комиссии. Расскажите подробнее?

– Мы как площадка берем свою комиссию с успешных проектов. Помимо нашей комиссии, есть еще комиссия платежных агрегаторов – это та система, которая обеспечивает перевод платежей. Общая комиссия будет равна 10 процентам. Ее нужно учитывать при составлении проекта. Большинство площадок работает по такому принципу: либо вы собираете 100 процентов, либо не собираете ничего. На Planeta.ru есть возможность собрать от 50 процентов, и проект будет успешным. Но в этом случае комиссия увеличивается до 15 процентов.

- Время сбора средств фиксированное, или автор может его выбрать?

– Каждый автор вправе самостоятельно устанавливать срок сбора. Но здесь надо понимать одну ключевую особенность: нет прямой связи между продолжительностью и успешностью краудфандингового проекта. Продолжительный срок проекта означает продолжительную пиар-компанию, но с каждым днем вам будет все тяжелее придумывать новые инфоповоды в поддержку проекта. К тому же, чем дальше от нас дедлайн, тем меньше мы переживаем и меньше действий предпринимаем. И аудитория проекта – не исключение. Они отложат поддержку на завтра или совсем о ней забудут.

- Считается, что краудфандинг, в первую очередь, обращается к частным лицам. Можно ли привлечь с его помощью крупные компании?

– Такие кейсы есть. Тут задача ложится на плечи автора проекта: от кого он планирует получить поддержку. Не будем забывать, что за любым юридическим лицом стоят обычные люди, с которыми точно так же можно вести переговоры и мотивировать их оказать поддержку.

- Цель ваших мастер-классов – нести знания о краудфандинге в массы. Каковы плюсы такого большого количества разбирающихся в этом людей?

– Мы сталкивались с тем, что авторы проектов считают краудфандинг либо легкими деньгами, либо попрошайничеством. А у потенциальной аудитории возникают ассоциации с поборами и обманом. Мы стараемся донести информацию максимально широкому кругу, что это такое и как это работает. И чем больше будет перед глазами успешных примеров, тем больше уверенности у аудитории. Люди поймут и откликнутся на предложение о поддержке.

краудфандинг, деньги, проект, бизнес

Просмотры: 150

Комментарии