Дмитрий Новицкий: «Инженерный StartUp» должен изменить ментальность студентов

Автор: Антонина Борисович

Задача проекта состоит в развитии технологического предпринимательства.

Grey

С начала текущего года Тюменский индустриальный университет реализует проект «Инженерный StartUp», который входит в Программу развития опорного вуза до 2020 года. О глобальных задачах проекта рассказывает его руководитель, директор департамента внеучебной деятельности ТИУ Дмитрий Новицкий.

- Дмитрий Владимирович, «Инженерный StartUp» — один из стратегических проектов ТИУ. В чем заключается его главная особенность?

— В общей стратегии этот проект – трансформационный. Он направлен на изменение внутренней культуры, инженерной ментальности обучающихся и сотрудников. В рамках образовательной деятельности опорный университет стремится реализовать международную инициативу CDIO, которая исходит из принципа «Инженер – предприниматель». А это значит, что наши ребята должны уметь создать идею, спроектировать, подготовить опытный образец и в итоге внедрить, либо коммерциализировать его. Задача проекта «Инженерный StartUp» как раз и состоит в развитии технологического предпринимательства. По всей стране сегодня создаются индустриальные парки, инновационные кластеры. Наши студенты, а тем более выпускники, должны быть полностью готовы зайти в них, заявить о себе, показать достойный результат.

— А как зайти в проект прямо сейчас? С чего начать?

— Специально для этого мы создали Студенческую инновационную платформу. Начать стоит с того, чтобы зарегистрироваться на ней, точнее, на сайте СИП72.рф, получить индивидуальную электронную карту, пройти обучение. Участники платформы уже делают большой шаг навстречу своему успеху.

— СИП – основной проект «Инженерного StartUpа»?

— «Инженерный StartUp» состоит из нескольких направлений. В его рамках мы сегодня активно развиваем СИП, еще два проекта — Продюсерский Центр Инноваций и Online-платформа – находятся в разработке. Все три, так или иначе, взаимосвязаны между собой. СИП создает продукт. ПЦИ должен будет его красиво обернуть, завязать бантик, продать. Online-платформа связана с внеучебной деятельностью наших студентов.

Мы постоянно изучаем опыт реализации подобных проектов в регионе, то, что происходит в Тюменском технопарке, проводит «Опора России», чем вообще интересуется молодежь в стране. Технология СИП сегодня ясна и понятна, мы пригласили на нее опытных организаторов. ПЦИ тоже затрагивает вопрос изменения менталитета, отношения к своей деятельности студенческих объединений. И их вектор должен вырасти в сторону продвижения идеи технологического предпринимательства.

Взять Inmedia — наш студенческий медиацентр. Кроме освещения текущих творческих, социально-значимых мероприятий, они могут освещать научную деятельность, заняться аналитикой грантовых конкурсов, результатов фандрайзинга и т. д.

Остальные — так же. Турклуб, например, может взять в работу какую-нибудь форму исследования при проведении походов – произвести набор почв, данных о качестве воды в разных регионах и т. д. Я говорю условно, но все можно превратить в правильную науку, понятный сбор информации.

— На презентации СИП ее организаторы достаточно амбициозно заявили о том, что в течение 2–3 лет намерены сделать платформу СИП72 лучшей в России. По вашему мнению, это реально?

— Мы используем лозунг молодых французских революционеров: «Будьте реалистами – требуйте невозможного!». Поэтому действительно настроены амбициозно. Может быть, даже слишком, пусть это останется на нашей совести. Задача выйти на федеральный уровень, чтобы в проект включились другие тюменские и опорные вузы страны, у нас есть. По крайней мере, мы перед собой такую задачу ставим. Хотя создать качественный продукт на уровне региона — уже очень показательно. На это, в принципе, работает опорный университет.

- Вы также смело заявляете о формировании инженерной ментальности в траектории от школьника до аспиранта. Как работаете с самыми юными инженерами?

— Вуз продуктивно и качественно работает со школьниками. На формирование технического склада ума направлены наши программы в «Школе инженерного резерва». Но по всей стране сегодня становятся все более популярными детские технопарки, кванториумы, создающие замечательную среду для развития технических способностей детей. Ребята получают там хороший инженерный базис, инструментарий, навыки и т. д. Поступая в университет, они уже нацелены на то, чтобы продвинуться дальше. Нормальное устремление, правильное. Мы должны обеспечить им желаемое продолжение. В пределах Студенческой инновационной платформы создаются точки притяжения и реализации тех потенциалов, которые ребята получили еще до вуза.

- Аспиранты ТИУ тоже могут проходить платформу?

— В полном объеме. Благодаря этой группе участников, к тому же, обеспечивается взаимодействие СИП с другими стратегическими проектами вуза – «Технополисом», «Смарт Сити» и др. Развитие здесь происходит на более высокой ступени науки. Платформа открывает перед ними двери практически всех наших лабораторий, а это очень мощный, качественный ресурс. Равно как и возможности, которые дают всем участникам платформы наши коворкинги, актовые, спортивные и тренажерные залы. Здоровый образ жизни рождает здоровые мысли.

- Расскажите об основных мероприятиях проекта. Какие нас ждут события?

— СИП состоит из трех частей. Первая – СИП-запуск. Он произошел 7 октября. Платформа стартовала. На этом этапе ребят ждут установочные лекции, встречи с известными спикерами РФ — успешными предпринимателями, новаторами, тренерами личной продуктивности, экспертами в науке.

16 октября началась СИП-сессия, в рамках которой команды работают над своими проектами. Они должны создать определенный продукт, научиться презентовать его в самом продвинутом варианте. Как будто ты встретил потенциального инвестора в лифте, и у тебя есть всего 30 секунд, пока вы едете на пятый этаж. За это время ты должен убедить его, рассказать все о своем проекте. Он должен впечатлиться, понять, согласиться, на выходе из лифта подписать контракт. Такие навыки мы планируем дать ребятам на СИП-сессии.

Ориентировочно 11 декабря выходим на финишную прямую. Завершающий этап – СИП-Up — конкурс проектов. По его результатам, наиболее значимые проекты, один или несколько, получат финансирование на реализацию, а самая активная команда, скорее всего, команда-победитель, поедет на стажировку за границу. Мы планируем, что это будет какая-то очень серьезная с точки зрения инноваций страна. Лично я в 2010 году был в Тель-Авиве, в университете, одним из основателей которого считается Альберт Эйнштейн. Там, когда заходишь в Студенческий центр, стоит опытный образец космического спутника, который собирали студенты. Это поражает воображение необычайно! Мы настроены подарить ребятам схожие впечатления, чтобы они увидели, узнали нечто такое, что запомнится им на всю жизнь.

- Платформа будет повторяться?

— Как минимум раз в год. В следующий раз СИП состоится весной, либо осенью 2018 года. Нам важно, чтобы хорошую долю авторов сегодняшних проектов составили первокурсники. Изначально зародить в них инновационное мышление, чтобы они потом еще три года спокойно работали, – одна из наших фундаментальных настроек.

— Каких результатов по стратпроекту, пусть даже на уровне ожиданий, планируете достичь до конца 2017 года, и через три года?

— Общий вектор понятен — создать центр научно-технического творчества студентов, полезный университету, городу, региону, нацеленный на решение их стратегических задач. Очень хочется создать в вузе экосистему студенческой науки и предпринимательства, придать ей online-форму — четкий, понятный каждому инструмент, расширяющий кругозор, обеспечивающий оперативный обмен информацией. С ним ребята смогут строить свою траекторию развития в вузе.

В рамках проекта мы намерены также использовать компетентностную модель работника предприятия, предложенную нашими партнерами, на которую должны ориентироваться наши выпускники и абитуриенты. Чтобы каждый мог увидеть в ней себя, компанию, в которой хочет работать. Чтобы, обучаясь в университете, он начал целенаправленно приобретать, оттачивать необходимые знания, умения, навыки. Профессиональные или коммуникативные. В зависимости от того, что важно развить, какая сторона личности нуждается в дополнительной «прокачке». То, что развитие должно быть гармоничным, тоже ни для кого не секрет. Компаниям нужны компетенции не только умного сотрудника, но и умеющего работать в команде, ставить перед собой задачи, решать их, отвечать за свои поступки, мыслящего критически и т. д.

Совсем недавно мы принимали участие в конкурсе «Преактум» — это всероссийская программа по развитию проектной и предпринимательской деятельности среди молодежи. Ее организаторы сразу сказали, что сначала ребята должны научиться спокойно вести себя на сцене, общаться с публикой. Мы должны научить их этому, чтобы они могли выглядеть и действовать достойно на любом уровне, на всероссийском в том числе, не уступая другим техническим, опорным вузам.

Намереваемся покорить GenerationS — это федеральный акселератор технологических стартапов, в ходе которого лучшие проекты получают широчайшие возможности по привлечению инвестиций. Верю в то, что один из его новых победителей учится в нашем университете. Это еще одна задача, которую планируется выполнить в рамках проекта «Инженерный StartUp».

образование, бизнес, вузы, студенты, конкурсы

Просмотры: 139

Комментарии

Читать далее