Banner

Лозунг «Тюмень – лучший город Земли» не дает развиваться областной столице

Автор: Михаил Калянов

Федеральный эксперт Святослав Мурунов поведал, как городу найти свою уникальную «фишку».

Grey

Известный слоган «Тюмень – лучший город земли» устарел и тормозит развитие столицы области. Так считает федеральный эксперт, урбанист Святослав Мурунов, который совместно с коллегами проводит в городе исследование запросов жителей относительно комфорта городской среды. Результаты исследования еще не готовы, но эксперт рассказал «Вслух.ру», что плохо и что хорошо в Тюмени, и как городу найти свою уникальную «фишку».

- Вы обещали представить предварительные результаты исследования запросов тюменцев к городской среде и комфорту. К каким выводам вы пришли?

– Наше городское исследование продолжается – социологи, архитекторы, урбанисты изучают город со всех сторон. У нас есть несколько гипотез, потому что выводами назвать их пока сложно. Тюмень находится на верхней точке расцвета потребительской культуры. Центрами жизни здесь являются торговые центры. В Москве этот период прошел лет шесть назад, торговый центр там перестал быть средоточием жизни, людям теперь нужен город во всем его многообразии, нужны творческие кластеры, пространства, какие-то странные места, парки.

В Тюмени же торговые центры до сих пор остаются местами притяжения горожан. Причем жизнь там протекает по нетипичному для торговых центров сценарию. Дети играют в прятки, подростки стоят толпой где-нибудь в темном углу и просто общаются или слушают музыку, бабушки сидят на бортике неработающего фонтана, потому что на улице холодно…

- На лекции в ТюмГУ вы говорили, что в Тюмени «плавающий», перемещающийся центр города, и критиковали слоган про «лучший город Земли».

– Это хорошая гипотеза: если в городе центр может возникнуть в любом месте, то фактически и спальные районы не безнадежны и могут стать центрами города. Областной центр несколько подустал с точки зрения городских смыслов. В свое время слоган «Тюмень – лучший город Земли» горожан вдохновил, но, на мой взгляд, свой эмоциональный потенциал он уже исчерпал. Тюмень постоянно попадает в разные рейтинги, а на любой критический вопрос отвечает: «Мы же лучший город Земли, чего нам еще хотеть?».

Хотя, если пройтись по городу, становится ясно, что не все отлично. Пространство занято машинами, приходится работать эвакуаторам, Тюмень – город заборов, в котором не сложилась современная местная архитектура. Она напоминает хорошее крестьянское барокко: видно, что деньги и амбиции давят на заказчика, и он требует сделать ему «покрасивше», хотя не знает, зачем ему это нужно.

Не хватает инфраструктуры для подростков. Когда об этом заходит речь, администрация предлагает спорт, хотя ребятам больше нужна социализация – антикафе, клуб, какая-то интересная площадка. Я нашел несколько подростковых центров, которые мегавостребованы и забиты под завязку, но нет ни одной открытой мастерской, например.

- У вас весьма критичный взгляд на город. Есть что-то в Тюмени, что вам понравилось?

– Понравились ваши университеты. Они деловые, мощные, не до конца включенные в городскую повестку, но максимально старающиеся это сделать. В постсоветских городах любой университет – это такое государство в государстве, но он все равно остается частью города и его повестки. К сожалению, стремление включиться в общественную жизнь у университетов в Тюмени кажется недостаточным, потому что мы увидели у студентов большой запрос на городскую практику.

В нашей анкете «Школы городских компетенций» основной запрос и от выпускников, и от студентов был такой: «Мы хотим попробовать». Таким образом, им нужны компетенции, которые можно применить здесь и сейчас. Как общаться с людьми? Как проектировать техническое задание? Как вести переговоры с бизнесом? Как вступать в совместные проекты, правильно делить прибыль, формировать юридический статус? Запрос на прикладные компетенции, так же, как и везде. Просто в Тюмени из-за ее деловитости и амбициозности и из-за наличия ресурсов эти процессы идут быстрее. Городской метаболизм ускоренный.

Мне кажется, уже накапливается усталость от этого ускорения, потому что такого количества городских событий я давно не встречал в России.

- Вы сказали на лекции, что Тюмень проводит события ради событий…

– Зачем нам событие? Чтобы было куда пойти. Это утилитарное отношение. По большому счету, событие может быть инструментом изменений, развлечением для создания у горожан каких-то эмоций, а может нести образовательную функцию.

Мне показалось, что город очень много ресурсов инвестирует в события, не оставляя возможности самим горожанам что-то предложить. Держит их на «коротком поводке»: А вот вам еще праздник, фестиваль, выставка, концерт – очень много всего. Хотя, если посмотреть афишу Тюмени, она ничем не отличается от афиши любого провинциального города. У вас пространство для гастролеров, местным экспертам, группам, артистам не уделяется достаточно внимания.

Это проблема всей России, потому люди и уезжают в Москву и Питер. Но Тюмени с ее ресурсами можно было бы позволить себе более внимательное отношение к местной культуре.

- Между тем, в Тюмени в этом году были открыты огромный музейный комплекс и исторический парк, проходит уральская биеннале современного искусства.

– С одной стороны, любой музей – это хорошо, потому что идет накопление городской культуры. Вопрос, участвуют ли городские активисты, эксперты в формировании программы музея, в его наполнении. Или музей тоже существует как государство в государстве, сам по себе.

Просто некое наблюдение – история Тюмени волнует только маленькую часть горожан: местных экспертов, краеведов, архитекторов, культурологов, но не волнует самих жителей. Отношение к истории города, на самом деле, довольно странное: зачем нам история, если у нас много денег и все хорошо? Например, в Тюмени долгое время не было краеведческого музея (имеется в виду затянувшееся на четверть века строительство музейного комплекса на улице Советской – прим. ред.). С другой стороны, музеи, в которых я успел здесь побывать, явно проигрывают торговым центрам. Фактически людей там нет.

- Вы изучали, в том числе, вкусы тюменцев, и говорили, что горожане не определились, что им больше нужно – пивные или кофейни.

– Город находится в несколько неопределившемся состоянии, поскольку концентрация кофеен и пивных в Тюмени практически совпадает. Комбинация на одной улице или в одном квартале большого многообразия пивных заведений и разных кофеен говорит о том, что в Тюмени пока эти культуры находятся в переходном состоянии.

В крупных городах пивные чаще концентрируются в местах маргинальных, окраинных, а центр – это пространство хорошего стрит-фуда и хороших кофеен, потому что эти заведения выступают здесь местом встреч, переговоров и даже городских коворкингов. Пока кофейни, по которым я прошелся в Тюмени, по большей части – это не городской коворкинг в классическом понимании крупного города.

В Тюмени все-таки дефицит собственных идей. Все, что можно было скопировать из крупных городов – барбер-шопы, вайпер-бары, гастро-пабы – Тюмень уже скопировала, но не доверяет собственной интуиции, своей истории и не может предложить что-то уникальное. Для сравнения, соседний Екатеринбург очень успешно запускает новые форматы. Там сильно развита уральская идентичность. Амбициозность и энергичность дает им возможность и смелость, наоборот, не быть как Москва, сделать собственный эксперимент. Это хорошо, у города появляется настоящая уникальность, есть чем гордиться и на что обращать внимание.

- А в чем могла бы заключаться тюменская «фишка», местная уникальность?

– У вас очень сильно развита торговая составляющая. Тюмень – город купцов, а это очень хорошая культура. Купцы были и меценатами, и первыми горожанами, и первыми путешественниками, фронтирами, привозившими что-то новое. Однако купечество – тема, которую не принято обсуждать, у купца отрицательные коннотации – он барыга, жадина и так далее. Мне кажется, базовая культура Тюмени существует. Это купи-продай, торговля как коммуникация, желание быть все время в деле, чем-то заниматься.

К сожалению, у тюменцев нет желания заниматься культурой, переосмыслить свой город. Хотя здесь есть и музеи, и культурологи, и местные эксперты. Вы спрятались за слоган «Тюмень – лучший город Земли». Он вас стимулирует, вдохновляет, но он свое уже исчерпал, на мой взгляд. Он вас ограничивает. На любое предложение есть универсальный ответ. Зачем заниматься купечеством, если вы и так лучший город Земли? Зачем нам что-то сложное и непонятное? А культура – это всегда сложности, пространство для дискуссий, споров и поиска.

В Тюмени я не увидел запроса на идентичность. Город в этом плане находится в спящем состоянии. С одной стороны, он очень деловой, живой, подвижный. С другой – у вас блеск в глазах куда-то испарился. Появилась механистичность в городе, который что-то строит, куда-то бежит, что-то проектирует, но нет в этом тюменского. Все это лучшие мировые практики, передовой московский опыт, но где здесь то, что тюменцам необходимо, их ритм?

- А среди тюменцев, представителей креативной среды вы нашли людей, которые могли бы придать городу новые смыслы?

– Мы нашли запрос на это. Любовь к городу обнаружена, тюменцы свой город любят, в этом есть потенциал. Но возможность эту любовь проявить у жителя областного центра сейчас ограничена старыми форматами взаимодействий. Хочешь проявить любовь к городу – иди, хлопай в ладоши на площади, или убирай мусор на субботнике, или пиши свои идеи на сайт.

Этого мало для современного горожанина, ему хочется не только предлагать свои идеи, но и вместе с другими искать новые. В городе есть все необходимые для этого условия – университеты, культурные эксперты, большой пласт активистов. Возможно, не хватает правильного вопроса: что такое Тюмень? Или что будет после слогана «Тюмень – лучший город Земли»? Ну, лучший, хорошо, а что дальше? Возможно, этот вопрос запустит городской процесс коммуникации, диалога и осмысления, как горожане хотят жить и кем они себя хотят позиционировать в мире, России и регионе.

- Что же будет после «лучшего города Земли»?

– Как минимум, процесс осмысления. Кроме рейтингов, что реально стало лучше? Какие возможности не были использованы? В каких-то моментах сейчас Тюмень напоминает Краснодар. Один из самых быстрорастущих городов, которым долгое время управляли застройщики. В нем не осталось парков, он весь в парковках, из него начинают уезжать прогрессивные предприниматели. В городе стало невозможно жить. Молодежь там чувствует себя ненужной. Она как бы есть, но кроме спорта ей нечем заняться. Краснодар – это фактически новостройка в поле с очень плохой экологией. В каких-то местах в Тюмени я увидел тренды, которые пять последних лет наблюдал в Краснодаре. Мне кажется, у Тюмени есть все шансы остановиться и не повторять этих ошибок.

- У представителей власти есть понимание, как развивать Тюмень?

– Повестка губернатора совпадает с федеральной повесткой. Вовлечение, коммуникация, развитие других видов деятельности, городская среда – федеральная повестка сейчас крутится вокруг этого. С местными чиновниками мы общались раньше и, надеюсь, пообщаемся на конференции 13 декабря. Однако у них, мне кажется, срабатывает защитный механизм: «Мы – лучший город Земли, значит, и так должны все знать».

- То есть, теперь этот слоган не дает городу развиваться?

– Да, он ограничивает город в поисках новых путей. Это хороший базис, сформировавший отношение к нему, но, с точки зрения развития, он Тюмень сдерживает. Это такие золотые грабли, на которые вы наступили.

Справка

Святослав Мурунов – урбанист, социальный инженер, эксперт федерального уровня, преподаватель МГУ и инновационного центра «Сколково», член рабочей группы Минстроя по городской среде, основатель Центра прикладной урбанистики, эксперт по комплексному развитию постсоветских территорий.

мурунов, урбанистика, торговый центр, ТЦ, Тюмень, лучший город земли, видео, музей, купцы, архитектура, городская идентичность

Просмотры: 1065

Комментарии

0
1bpo7gjud1q
Михаил Редькин 07 декабря, в 20:02

Интересно !!!

Ответить

Все комментарии

Читать далее