Алиса Прудникова: Я суперпозитивно смотрю на развитие искусства в Тюмени

Автор: Елена Познахарёва

Моя задача – максимально расположить аудиторию к восприятию современного искусства, сделать просмотр работ благоприятным опытом для каждого посетителя.

Grey

Искусствовед Алиса Прудникова, глава дирекции регионального развития ГЦСИ – РОСИЗО, куратор IV Уральской индустриальной биеннале современного искусства, вновь побывала в Тюмени, чтобы поделиться опытом организации региональных центров и работы с сообществами. А после повела всю аудиторию на выставку «Работа никогда не завершается», чтобы представить современное искусство не только интересным, но и понятным. Корреспондент «Вслух.ру» расспросила Алису Прудникову о том, как искусство меняет город и что ждет Тюмень в области культуры в будущем.

– Алиса, какова роль куратора в современном искусстве и зачем посетителю биеннале проводник?

– Без куратора люди на выставках теряются. Современное искусство возможно и без проводника, но с помощью эксперта и аннотаций мы получаем более подготовленного зрителя. Чтобы ходить на выставки наотмашь и не читать комментарии, нужно пройти двести биеннале. Когда у людей нет опыта насмотренности, важно, чтобы с ними обсудили эти работы. В Тюмени у большинства не было подобной возможности. Поэтому моя задача – максимально расположить аудиторию к восприятию современного искусства, сделать просмотр работ позитивным опытом для каждого посетителя.

center

– Что, по‑вашему, для Тюмени значит появление пространства, в котором могут выставляться современные авторы?

– Для меня этот музей (им. И. Я. Словцова. – Прим. ред.) – одно из главных профессиональных впечатлений 2017 года. Я не знаю нигде за пределами Москвы такой музейной инфраструктуры, где были бы созданы условия для хранения произведений в таком масштабе.

Конечно, несоответствие облика и содержания – главная характеристика музея: монструозное жуткое здание снаружи оказывается крутым внутри. Все, кто был на открытии биеннале, уезжали из Тюмени с потрясающим впечатлением от масштаба проделанной работы в области оборудования и технологий. И для профессионального сообщества это серьезнейший шаг. Пока сложно говорить про контент. Я не знаю других выставок в этом музее, кроме биеннале. Но, кажется, здесь готовы к чему угодно.

– На лекции вы говорили о региональных моделях работы с современным искусством. Как оно определяется в Тюмени, кто его зритель?

– На мой взгляд, в Тюмени современное искусство только начинается. Я очень рада, и мне было неимоверно приятно, что музейный комплекс мы открыли именно биеннале «Работа никогда не завершается». И для меня это такой настоящий старт в области современного искусства: прощупывание территории и понимание, кто здесь агенты, кто готов брать ответственность и что-то делать.

Я рассчитываю, что эта выставка даст возможность партнерства не только на уровне экспозиций, музеев, а именно на уровне людей – ярких, неравнодушных персоналий, которые хотят развивать современное искусство в городе.

center

– Выставка «Работа никогда не завершается» в Тюмени открыта уже полтора месяца. Вы же следите за тем, как тюменцы отзываются о ней. Что оказалось созвучным горожанам, а что так и не поняли?

– Меня порадовали несколько глубоких аналитичных статей, когда чувствуется, что люди пришли и погрузились в материал. Это сложно – говорить о впечатлениях от выставки, если ты не профессионал, не имеешь соответствующего образования, опыта и интереса. И сложно найти человека, который мог бы сказать, что он чувствует себя комфортно на поле культурной журналистики.

Конечно, большинство отзывов на уровне «нравится – не нравится», «понимаю – не понимаю». Но важно, что нет ощущения агрессивности. Мне было важно, чтобы не было эмоции «не понимаю – значит, это плохо». В Тюмени мы встретились скорее с «не понимаю, подскажите нам, как в этом разобраться».

И моя лекция, и лекции предыдущих экспертов о современном искусстве, которые, к слову, будут продолжаться и в январе, формируют у слушателей калейдоскоп знаний: что можно назвать искусством, что такое арт-рынок, кто они – главные лица в искусстве. Мы говорим и о том, почему выбран формат биеннале, вокруг которого сегодня хайп.

Этот формат до сих пор востребован в мировом искусстве. Он является по‑настоящему экспериментальным, если сравнивать с очень консервативными во многом инструментами, которые используются современным искусством.

Кроме того, это не первое наше появление в Тюмени. Я много раз бывала здесь на конференциях, обсуждениях креативных инициатив. Чувствую, что в вашем городе очень четко сформулирован запрос. Поэтому знакомство с людьми, которые сюда приезжают на образовательную программу, и художниками, которые здесь были на выставке, открывает возможность для личного опыта.

Тюменцы могут вдохновиться чьей‑то практикой и начать что‑либо делать, не боясь, что не хватит профессионализма. Нужно набирать-набирать-набирать опыт. Поэтому в 2018 году, возможно, в Тюмени начнет работать какая‑то постоянная программа по современному искусству.

– В основу выставки «Работа никогда не завершается» лег тюменский ковер. По-вашему мнению, какой местный объект может быть так же интересен художникам в будущем и что отличает Тюмень от других уральских городов?

– Миллион зацепок и историй. Например, вода. Сейчас я еду в Индию на биеннале современного искусства, где главной темой будет именно вода, потому что город стоит на реке. А что с Тюменью? В Тюмени потрясающая река. И это может стать одной из тем.

Вопрос ведь в том, как историю подавать и развивать. В Екатеринбурге мы когда‑то сидели и думали, что можно сказать о городе: он стоит на границе Европы и Азии, здесь убили последнего царя и родился первый президент России. А что еще? Важно раскрепостить мышление и понять, что собой представляет твоя территория и как о ней стоит говорить. Конечно, важно приглашать как можно больше людей к разговору об этом. Современное искусство дает совсем другую картину мира: это как взгляд со стороны (которого часто не хватает), это возможность осознать свою ценность, которая для тебя уже стала повседневностью.

К примеру, было много разговоров вокруг вашей бани. Объект уникальный, но он как‑то не получил никакого применения. А из него можно сделать мегаобъект. Как и из реки, из промыслов, из археологии. Где ни копни – повод для художников создавать новые миры и говорить современным языком.

center

– В Тюмени появилась выставка современного искусства, приезжают эксперты, которые рассказывают об этом, у биеннале есть посетители. Не хватает только одного компонента – современного тюменского художника.

– Это процесс: художника создает среда. И пока ее нет, только появившийся художник уезжает из города в следующую минуту, как он осознает себя творцом и чувствует желание учиться и реализовываться в этой сфере. Пока в Тюмени нет инфраструктуры, чтобы заниматься современным искусством. Если ты художник, если хочешь в этом поле жить, тебе нужно окружать себя людьми, с которыми можно говорить, обсуждать свои проекты и работы.

В Тюмени прекрасная университетская среда, куча молодежи, но вопрос в художественной самоорганизации. Это важный момент, который, возможно, еще не наступил.

Я уверена, что в городе есть инициативные люди. Не бывает пустоты. Только нераскрытые возможности. И в этом смысле мы неслучайно появились в Тюмени: здесь можно создать по‑настоящему творческую среду. Созданы все предпосылки, чтобы это выстрелило. Да, я суперпозитивно смотрю на развитие искусства в Тюмени.

– Для этого должен появиться человек, который возьмет на себя ответственность?

– В чем функция государственного центра современного искусства – мы даем некую поддержку и экспертизу. Но это история не о том, что за вас кто‑то что‑то сделает, а о том, что есть платформа и опыт многих людей, которыми можно пользоваться. И уже после решить, что нового можно сказать. И это вопрос уже к вам, тюменцы.

center

– Что отличает современных художников на Урале?

– Я сейчас занимаюсь развитием региональной сети в РОСИЗО и вижу, что у каждого региона свое лицо, свои современные художники. В Екатеринбурге – это невероятные опыты с городской средой Тимофея Ради. Он делает наш город глобальным пространством для высказывания. Он создал образ Екатеринбурга для всего остального мира благодаря своей необычной работе со стеной. Огромное количество стрит-арта по всей России, но Тимофей Ради один такой, и он уральский. И он, соответственно, является своеобразным брендом нашего искусства.

Или группа художников «Куда бегут собаки». Люди с невероятным мышлением, видением реальности и современной ситуации и ее бесконечного абсурда. Невозможно оставаться равнодушным к их произведениям, потому что они находят удивительную метафору действительности, которая нас окружает. И неважно, Урал это или не Урал. Важно то, что это создается здесь и сейчас. И после узнается во всем мире. И меня невероятно вдохновляет, когда мировой конкурентоспособный продукт создается в Красноярске, Екатеринбурге или Тюмени.

Напомним, в январе в музейном комплексе прочитают еще три лекции. 11 января выступит композитор, теоретик искусства Владимир Раннев. Тема его лекции уточняется. 18 января рассказывать о том, что такое перформанс, будет сотрудник музея Москвы Кирилл Алексеев. 21 января директор кураторского агентства «Sparta» Лиза Савина поделится опытом, как смотреть на современное искусство и не испытывать чувства неполноценности.

искусство, картины, художники

Просмотры: 420

Комментарии

-2
Ti9xjglno8k
Михаил Чащин 20 января, в 11:50

такой какой-то в этом снобизм елы-палы "но вопрос в художественной самоорганизации. Это важный момент, который, возможно, еще не наступил.Я уверена, что в городе есть инициативные люди. Не бывает пустоты. Только нераскрытые возможности. " ))))))) как-будто она что-то может знать о происходящем в городе. От кого? от музейщиков? Или от журналистки, которая может еще журфак не закончила ?)

Ответить
-1
Ti9xjglno8k
Михаил Чащин 20 января, в 11:48

такие смешные … в городе регулярно проходят выставки современного искусства, независимо от всяческих музеев,

https://vk.com/wwshww

https://vk.com/onosibsub

https://vk.com/loop888

с видео-артом, персонажами, перфомансами и всем весельем и угаром,

а музейные работники все рассуждают, “где бы и как нам воспитать художника и зрителя” )))

Ответить

Все комментарии