Директор HeadHunter Урал: Нравиться работодателю – опасно

Автор: Ольга Никитина

Анна Хвостова рассказала, что в Тюмени один из самых высоких в России уровней конкуренции за вакансии.

Grey

Тюмень с деловым визитом посетила директор Уральского филиала крупнейшего в России портала для поиска работы HeadHunter Анна Хвостова. Обозреватель «Вслух.ру» встретилась с Анной и расспросила о распространении общемировых трендов HR на Тюмень, роли роботов в подборе персонала и дискриминации, негласно позволенной работодателям.

Падение в яму

- Здравствуйте, Анна. Расскажите, пожалуйста, что же происходит на HR-рынке в России? Как он меняется и каково место Тюмени во всем этом?

– Рынок труда – достаточно сложный механизм, но все происходящее на нем сегодня объединяет Тюмень и с Россией, и с миром. В целом, ситуация равновесная, но рынок стоит на пороге больших перемен. Есть выражение про будущее: оно уже наступило, просто еще не везде. Так и здесь. Самое главное – на всех рынках сейчас готовятся к дефициту персонала.

- Вы имеете в виду последствия демографической ямы 1990-х годов?

– Именно. Последствия демографической ямы, а также повышение продолжительности жизни людей. Люди дольше работают, делают это успешно даже на пенсии. При этом молодых людей, которые выходят на рынок, становится все меньше. Первыми это замечают компании, которые работают на массовых рынках и набирают большое количество персонала. Они вынуждены все время снижать свои требования к сотрудникам.

- О каких именно отраслях вы говорите?

– Например, о банках, работающих с физическими лицами, о ретейле, о сотовых операторах. Там, где требуется взаимодействие с клиентами. Там уже понимают, что требуемого количества соискателей просто нет. Они берут тех, кто есть, доучивают на месте, адаптируют, поддерживают. Снижаются требования к возрасту, к уровню образования, к специализации. Помните, раньше нельзя было устроиться в банк без специального образования? Сейчас – пожалуйста.

Такие послабления делаются потому, что выбирать особенно не из кого. И дальше будет только тяжелее. Потому работодатели всего мира (и Тюмени тоже) готовятся создавать обучающие программы, чтобы эффективно адаптировать и удерживать людей на рабочем месте, предлагать работу по силам, способностям и желанию.

- Есть ли у регионального рынка рекрутмента какие-то особенности?

- В Тюмени один из самых высоких в России уровней конкуренции за вакансии. «Индекс HeadHunter» показывает, что на одну вакансию приходится 7,7 резюме.

При этом в целом по России этот показатель составляет 5,3. Получается, что работодателям неплохо, выбор потенциальных работников у них велик, а вот соискателям труднее. И потому ту самую тенденцию дефицита персонала, о которой мы говорили в начале, Тюмень пока не ощутила. Но чуда не произойдет – прирост людей, рожденных в 1990-х годах, невозможен.

- Что ищут тюменцы, и что им предлагают?

- В Тюменской области, как и во всей России, самый высокий спрос – на продавцов любых мастей. Большая часть вакансий – около 40 процентов – приходится на продажи. Велик спрос на специалистов в сферах строительства и производства. В отличие от других регионов спрос на IT не зашкаливает – он на седьмом месте. Достаточно высокий спрос на работников банков и рабочий персонал.

Что касается резюме, то большую их часть размещают те, кто только начинает работать. Далее идут розничная торговля, финансы, строительство и недвижимость и IT. Чаще всего ищут работу продавцы-кассиры.

- А конкурсы «Лучший по профессии» действительно поднимают престиж рабочих специальностей?

– Я бы сказала, да, поднимают. Буквально 10 лет назад работодатели жаловались на отсутствие молодежи, а сейчас на многие рабочие специальности даже проводят конкурс. Туда берут людей с определенным уровнем образования, иногда – только с высшим. Это логично, ведь доля ручного неквалифицированного труда сокращается, производство усложняется, к нему нельзя подпустить человека с улицы.

Порой обладатель рабочей специальности может заработать больше, чем сотрудник офиса.
Вкалывают роботы

- Еще одним трендом в развитии HR становится автоматизация выбора сотрудника. Как это действует?

– Требования к качеству подбора персонала, качеству обучения, качеству удержания работника на месте повышаются. Тут на помощь HR-ам приходят всевозможные автоматизированные решения.

Представьте, у HR-специалиста в работе 50 вакансий, соответственно, чтобы их закрыть, нужно просмотреть огромное количество резюме! Это большой рутинный труд, в котором может помочь машина. Искусственный интеллект, который работает сейчас на нашем сайте, подбирает и сравнивает резюме сразу по 355 параметрам. Например, работодателю нужны продавцы с определенным опытом работы, ищущие работу не дольше трех месяцев, и так далее. Кроме этого, искусственный интеллект видит совпадение словоформ в резюме и запросе, в какой отрасли требуется вакансия.

Машина помнит, кандидатов с какими параметрами работодатель уже приглашал на собеседование. Она адаптируется под пользователя и понимает, что тот ищет.

Можно не только найти работника по каким-то формальным признакам, но и спрогнозировать, сколько времени человек проработает в компании, какие задачи сможет выполнять и с какой вероятностью откликнется на предложение о работе. В зависимости от этого машина дает рекомендации об изменении каких-то опций запроса.

- Еще говорят о неком роботе-кадровике. Это что-то похожее?

– Не совсем. Робот-кадровик – на самом деле пока еще фантастика. Нет такого робота, который сидит и проводит собеседования. Но наш робот позволяет привлекать на вакансию людей, которые пока еще не очень активно ищут работу. Машина понимает, что на определенном сайте есть ее аудитория, и людям показывают контекстную рекламу. Если человеку интересно – он откликается, неинтересно – компания объявление подправляет. Дальше робот предлагает пообщаться в мессенджере, знакомиться с человеком и сообщает предложения компании и расспрашивает о возможных условиях.

- Правильно ли я поняла, что эта машина по заданию работодателя «охотится» на потенциального работника?

– Да. Она собирает на рынке все, что «шевелиться». А потом работодатель получает либо готовое резюме, либо какие-то данные, либо просто телефон. Но робот может и больше! Например, назначить собеседование в определенные временные рамки, обзвонить кандидатов перед собеседованием. Также он работает с людьми, которые хотели бы уволиться из компаний, и предоставляет работодателю обратную связь: «Люди от вас уходят, потому что у вас сильно дует из правой форточки». Такие роботы действуют неявно, исследуют мессенджеры, чаты, внутреннюю интернет-среду компании.

- Среди инноваций в сфере HR часто упоминаются электронные трудовые книжки. Имеют ли они нечто общее с электронной медицинской картой?

– Примерно. В основе перевод данных с бумажных носителей в электронный вид и возможность обратиться к нему в любой момент из любой точки. По идее, это должно затруднить возможность незаконных действий с трудовыми книжками. Такие базы должны быть доступны налоговикам и потенциальным работодателям. Но как это будет реализовано, пока непонятно. Потому что согласие соискателя будет играть в этом не последнюю роль – все-таки речь идет о персональных данных.

Следи за собой, будь осторожен

- Правда ли, что сейчас работодатели тщательно изучают страницы соискателей в соцсетях? За чем нужно следить, чтобы быть на хорошем счету у возможных рекрутеров?

– Примерно 80 процентов работодателей просматривают страницы своих сотрудников в соцсетях. Важно понимать, что поведение на личных страницах вас обязательно характеризует. И работодатель анализирует, что именно вы рассказываете о себе миру.

Представьте, что у вас есть аккаунт, где вы постоянно пишете, как вас достала работа. Что может подумать об этом работодатель? Или аккаунт заполнен фотографиями в полуголом виде с пивом – ничего предосудительного вроде бы нет. Но работодатель задумается, предлагать ли вам работу с высоким уровнем ответственности. Вдруг вы не сможете выйти на смену после веселых выходных?

Это не паранойя, просто нужно следить за тем, какие сигналы вы подаете в соцсетях.

Положительно вас охарактеризуют какие-то вещи, связанные с вашей профессией, даже фотографии с корпоративов. О вас подумают как о человеке, хорошо интегрированном в коллектив, с широким кругом общения.

- Фотографии с корпоративов – хорошо, полуголые с пивом – плохо.

– Примерно. Также о ваших ценностях расскажут фотографии семьи и детей. Работодатель будет рад социальному здоровью сотрудника. Опять же существуют работодатели, которые считают, что семейные женщины работают неэффективно. И кандидатка, ориентированная на семью, для него плоха.

- Знаете, такие случаи буквально разят дискриминацией. А что вы об этом думаете?

Дискриминацией-то попахивает, но работодатель имеет право делать выбор на основании важных для него критериев. Другое дело, как именно он это подает. Если говорит «Я не принял вас, потому что у вас есть дети» – это одно. А если – «У вас недостаточно опыта» – не придерешься. Рынок очень сильно меняется. И те, кто не скрывает дискриминационных мотивов, скоро будут за это платить.

Я сама проходила собеседование, на котором пятеро мужчин проводили допрос, собираюсь ли я в ближайшее время родить. Или компании, которые заставляли сотрудниц давать расписку, что те не уйдут в декрет. Это ужасно. Но такие ситуации уходят в прошлое, это уже не норма.

- На мой взгляд, дискриминация при выборе сотрудников остается актуальной. Буквально в прошлом году Интернет обсуждал вполне официальную вакансию «премиальной» девушки с заданными параметрами тела и «особой структурой улыбки».

– Работодатели бывают очень разные. Посмотрите, например, на последнюю вакансию Германа Стерлигова (он указал, что ищет «послушных секретарш» для работы в деревне, с запретом иметь семью и пользоваться косметикой. – Прим. авт.). Но работодатель платит, а соискатель решает, соглашаться или нет на вакансию. Если чувства человека задеты, а вакансия ущемляет его права, он имеет полное право обратиться в суд, прокуратуру и Трудовую инспекцию. Но пока этого никто не делает, рынок существует в подобном виде. Понятно, что такая вакансия была бы абсолютно нереальна, например, в Швейцарии. Потому что люди там уважают себя и друг друга.

Ходите на собеседования!

- А если компания предлагает вполне приличную вакансию, как принять правильное решение о выборе работы? Можно ли обнаружить возможные подводные камни?

– Я бы советовала не очень сильно фильтровать работодателей до прохождения собеседования. Ходите на собеседования чаще! Если задумались о будущем, сходите на парочку, посмотрите, какие вопросы вам задают, ревизируйте свой опыт, расставьте приоритеты.

А принятие предложения – вопрос сложный. Получая его, каждый стремится посмотреть какие-то отзывы о компании. Но делайте скидку на то, что негативных отзывов может быть больше. Посмотрите, что в них повторяется. Может быть, с этим вы сможете смириться? А на собеседовании задайте все вопросы, которые придут вам в голову. Внимательно изучите поведение работодателя. Если он говорит об уважении к сотрудникам и тут же орет на уборщицу, то вряд ли все сказанное им будет правдой.

- Каковы секреты правильного поведения на собеседовании? Что нужно делать, чтобы понравиться работодателю?

– Опасно нравиться работодателю. Если вы понравились ему как человек, он может не обратить внимание на расхождение вашего профессионального опыта и требований вакансии. И вам будет тяжело работать там, где нужна другая квалификация. Если вы уверены, что работа вам нужна, научитесь демонстрировать наличие навыков и способностей, которые требуются. Поставьте себя на место работодателя, подумайте, какие люди в компании нужны и что они должны уметь делать. Выражайте заинтересованность в работе и компании.

Если вам все понятно – это плохо. Показателем заинтересованности и будут ваши вопросы.

hr, работа, робот, вакансия, обучение

Просмотры: 609

Комментарии