Илья Анисимов: Двигатель внутреннего сгорания – это уже «дедушка»

Автор: Анна Чехонацкая

ТЭЦ Тюмени способны потянуть, даже если все тюменцы разом пересядут на электрокары, уверен эксперт.

Grey

Через семь лет в Тюмени может появиться около полутора тысяч зарядных станций для электрокаров. А количество этих машин увеличится до 350. О будущем, которое уже близко, мы поговорили с кандидатом технических наук, доцентом кафедры «Эксплуатация автомобильного транспорта» ТИУ и руководителем подпроекта «Тюменская область – регион транспорта будущего» Ильей Анисимовым.

- Илья, не так давно вы презентовали проект «Тюменская область – регион транспорта будущего». Какой отклик получили?

– Перед тем, как заявить этот проект, мы общались с городскими властями, департаментом транспорта, с Главным управление строительства области, обращались к автодилерам, на Тюменский аккумуляторный завод. Не поверите, везде нашли положительный отклик. Я уверен, навстречу нам пойдут, ведь уже делаются первые шаги. В Тюмени появились зарядные станции, электробус. И они себя уже показали неплохо. Это направление будет развиваться.

Наша задача сегодня – разорвать, своего рода, замкнутый круг. Суть такая: у нас нет электромобилей потому, что нет нужного количества зарядных станций, нет зарядных станций – соответственно, нет электромобилей.

Я бы провел аналогию с таким примером. Пока не появились хорошие асфальтированные дороги, автомобили попросту не ездили. Так и здесь, пока люди не увидят, что есть доступные станции зарядки, они не будут покупать электромобили. Элементарно, будет трудно выехать за город, потому что человеку негде будет зарядить автомобиль, это большие неудобства. Нужно создать инфраструктуру, среду, в которой будет расти это автомобильное племя. И первыми должны появится именно станции, а не автомобили. Иначе ситуация не сдвинется с мертвой точки.

- А что говорят энергетики?

– ТЭЦ Тюмени способны это потянуть. Даже если случится чудо и в Тюмени все разом пересядут на электрокары, энергетики все рано справятся с загрузкой. Тем более сегодня развиваются Smart Grid, так называемые умные сети. Проще говоря, энергия перебрасывается туда, где она востребована. До загрузки в 100% и критических ситуаций точно не дойдет.

Сегодня мы работаем над тем, чтобы наш город и наша область были в России одними из лидеров по внедрению этих технологий в жизнь.

- Сколько в Тюмени нужно таких станций, если мыслить на перспективу?

– Еще полтора года назад в Тюмени было официально зарегистрировано 10 электромобилей. Тогда появилось и несколько зарядных станций. Сейчас официально в ГИБДД города зарегистрировано 40 электрокаров. То есть мы видим: стали работать станции, люди стали на это обращать внимание, и сразу выросло количество таких машин. Да, пусть пока немного, но мы не можем игнорировать это. Если спрогнозировать рост, посмотреть мировой опыт, даже пример Москвы, то по нашему проекту к 2025 году в Тюмени может появится около 350 электромобилей. И для нормальной работы, чтобы не было очередей, должно быть в пределах 1500 станций медленной зарядки. Это придорожные парковки, плоскостные парковки, ТЦ и придомовые территории. В последнем случае человек сможет оставлять машину на всю ночь – вечером поставил, утром выехал.

Ночью вообще ситуация интересная. Я всегда почему-то считал, что у нас нехватка энергетических мощностей. Но занявшись проектом «Тюменская область – регион транспорта будущего» мне объяснили, что у нас, оказывается, ночью очень много свободной электрической мощности. Поэтому и тариф ночью дешевле, нужно загрузить генератор на ТЭЦ, чтобы он не работал вхолостую, а вырабатывал энергию.

Выходит, если мы воплотим в жизнь свой проект, то в том числе можем решить, не побоюсь этого слова, глобальную государственную задачу дозагрузки мощностей. Пока у нас есть данные, что этих мощностей хватит, чтобы обеспечить весь город зарядкой для электромобилей, и все равно они будут недогружены.

- Илья, почему вас заинтересовали электромобили?

– Однажды мне пришлось столкнуться с проектом придорожной инфраструктуры на солнечной и ветровой электростанции. Там и начали появляться эти идеи, например, почему бы не создать целую систему зарядки для электромобилей. Тогда можно было бы их называть абсолютно «зелеными».

К тому же, это современные тенденции. Когда открываешь любой новостной сайт, там обязательно есть информация, связанная с беспилотниками и электромобилями. Когда видишь, что КамАЗ делают беспилотным, как «Теслы» запускают в космос, восприятие сильно меняется.

Я преподаватель, в университете веду дисциплину «Транспортная энергетика» и все, что связано с теорией двигателя. Буквально на днях объявил: «Уважаемые студенты, вы присутствуете на историческом событии. Техническая эксплуатация автомобилей уходит на задний план. Вы, возможно, последние, кто слушает этот курс, программа меняется!» Не потому, что нам захотелось от чего-то отказаться, нет. Просто сам двигатель внутреннего сгорания – это «дедушка», это уже прошлый век. От него нужно отказываться, впереди у нас очень интересное будущее. Хотя это были и заочники, все взрослые люди, знаете, их проняло!

Кто бы что ни делал с двигателем внутреннего сгорания, максимальный КПД у него 40%, больше никак. Это сложный агрегат. Ломаются двигатели, коробки передач, масса проблем. В электромобиле ломаться нечему. Там электродвигатель и батарея. Да, она дорогая. Сейчас она стоит в пределах 250 долларов за киловатт. Но 5 лет назад ее же стоимость была около 1000 долларов за киловатт. Как только смогут сделать батарею по цене 100 долларов за киловатт, очень резкими темпами пойдет развитие электромобилей.

Я был на стажировке в Англии. Там, когда покупаешь электромобиль, батарея не продается, а сдается в аренду. То есть ты купил некий чехол, так назовем автомобиль, заплатил условно 5000 фунтов. Батарея на нем присутствует, но она не твоя. Ты поездил, батарея свой ресурс выработала, сдаешь ее, тебе дают новую, ездишь дальше. Отсюда стоимость электромобиля невысокая. И там это очень развито.

- Еще говорят, что электромобили – хороший вариант для девушек, мол, мало что можно сломать и чинить не придется…

– Верно, там ведь думать ни о чем не надо, нажал кнопку – поехал. Все само переключается, само едет. Удовольствие непередаваемое.

Но, конечно, те автомобили, которые к нам привозят, не предназначены для эксплуатации в России, тем более в Сибири. Их везут в основном из Японии, еще немного из Германии и Италии. Там хорошие дороги, и даже зимой тепло. У нас же масса проблем. Печка съедает очень много энергии, садится батарея, люди вынуждены ставить какие-то дополнительные отопители. Пока те, кто приобретают электромобили, конечно, испытывают трудности.

- Но находят выходы из ситуации? Кто эти люди, которые сегодня решаются на покупку электромобиля?

– Это экспериментаторы, талантливые и интересные люди на самом деле. Это настоящие Кулибины, которые решают эти проблемы.

Они каким-то образом устраивают дополнительный обогрев батарей. Чтобы она была теплая и хорошо брала заряд. Обустраивают печки, которые не на электричестве работают, а на жидком топливе, но они вынуждены это делать.

Холодно ведь, без печки ездить не будешь. А если включить ее, ну скажем минут на 30, пробег со 180 километров сокращается до 50. Эксплуатировать автомобиль будет практически невозможно.

Поэтому мы, в рамках своего проекта, также хотим установить некоторые закономерности. Просчитать, как батарея согревается, как остывает, какие необходимо сделать утеплители, подогреватели. Ведь каждая включенная лампочка на электромобиле – это несколько дополнительных метров, которые автомобиль мог бы проехать.

Наша задача – облегчить жизнь тем, кто купит электромобиль. И это должен быть комплексный подход. К примеру, мы знаем, что на парковке обязательно есть места для инвалидов. Их количество регламентировано. Такая же история могла бы быть для владельцев электромобилей. Также электрокары можно было бы пустить по выделенным полосам для общественного транспорта. Исключения и уступки будут стимулировать к приобретению электрокаров. Если я понимаю, что стою в пробке, а по «выделенке» смогу проехать без проблем, то я задумаюсь о покупке такого вида транспорта. Я приезжаю в центр и вижу забитые парковки, но знаю, что для меня обязательно будет место, это разве не стимул? Соответственно, будет развиваться и инфраструктура.

Я еще пару-тройку лет сам довольно скептически относился к этому вопросу. Но все чаще появляются мысли о том, что пора пересаживаться с обычного автомобиля, котиорый вожу сейчас, на электрокар. К тому же это экономично, даже если сравнивать затраты обычного автомобиля на топливо. Бензин дорожает, мы все это видим.

- Я знаю, что сегодня вы «одержимы» не только электрокарами. Расскажите о новых проектах…

– Наша задача – к концу этого года создать систему управления скоростью транспортного средства. Проще говоря, чтобы машина знала, где она находится. Сама была готова притормаживать, если вдруг водитель едет с более высокой скоростью, чем это разрешено.

Также в разработке «Комплексная система помощи водителю». Это элементы беспилотного транспортного средства, которые были бы полезны обычному водителю.

Еще одно из направлений мы хотим реализовать с аграрным университетом Северного Зауралья, это все, что связано с точным земледелием. Аграрии сегодня очень ждут, чтобы в области появились элементы точного земледелия. Это позволит не тратить лишних средств на пахоту и обработку полей.

электрокары, транспорт, экология

Просмотры: 276

Комментарии