Специалист по этикету Марина Сагайдачная: Человек за столом как голый

Автор: Анна Чехонацкая

Что совершенно точно нельзя дарить своему начальнику и кто должен начинать обед первым - в интервью эксперта по деловому и светскому этикету Марины Сагайдачной.

Grey

Как понять «язык» столовых приборов, почему хлеб нельзя кусать, чего лучше не дарить начальнику, когда правила этикета приводили к трагедиям? Об этом в интервью нам рассказала Марина Сагайдачная – специалист по деловому и светскому этикету.

– Марина, можно ли сказать, когда точно появился этикет? Когда люди поняли, что нужно жить по определенным правилам?

– Думаю, что это эпоха зарождения человечества, когда людям пришлось общаться между собой. Но историки официально считают, что этикет начал формироваться в эпоху Средневековья, конец XI века, эпоха рыцарства. Основой для этикета в те годы послужил рыцарский «кодекс чести». И сегодня мы можем говорить, что уважительное отношение к даме пришло именно из этой эпохи.

Само слово «этикет» появилось намного позже, в XVII веке. Это эпоха правления французского короля Людовика ХIV. Он часто устраивал у себя пышные приемы, и на них выдавались специальные карточки – «этикетки». Там были прописаны правила поведения, для того, чтобы избежать различных неловких и конфликтных ситуаций.

А если говорить о России, то к нам западно-европейский этикет пришел в эпоху Петра I, вместе с реформами, когда он прорубил то самое «окно в Европу».

center

– В истории были такие правила, которые по современным меркам точно не являются нормой поведения?

– Если, опять же, брать эпоху Средневековья, то с этикетом и правилами поведения связаны трагические истории.

В Испании в XVII веке еще действовало правило неприкосновенности королевских особ. Королеву Марию понесла на прогулке лошадь. Королева упала, а нога застряла в стремени. Рядом оказались двое придворных, они помогли ей, но вместо того, чтобы остаться и получить награду, скрылись, потому что за такой поступок полагалась смертная казнь.

Существует анекдот (он записан Франсуа де Бассомпьером в мемуарах) о том, что король Испании Филипп III умер, задохнувшись у камина, потому что придворные не смогли вовремя отыскать того, кто имел право двигать кресло короля.

Пример из бытовой жизни приведу с салфеткой. Мы привыкли, что сегодня это индивидуальный предмет. В древности в качестве салфетки иногда использовали сырое тесто. Им вытирали руки, лицо и бросали собакам. Позже стали использовать благоухающую глину.

Можно затронуть и одежду, то что мы называем сегодня дресс-кодом. Какая, порой, она была неудобная и нелепая по современным меркам! Например, европейская мужская одежда средних веков. Это перетянутые талии, огромные шарообразные рукава, но самое экстравагантное это «пулены». Ботинки с острым длинным носом. К XV веку нос обуви вырос до такой степени, что его приходилось пристегивать к штанам. Причем такие ботинки надевали не только в повседневной жизни, но и в военные походы. И, представьте, когда войско терпело поражение, приходилось отрезать этот нос и бежать от врага.

center

– Выходит, этикет за столетия изменился до неузнаваемости?

– Правила этикета меняются очень динамично, как и сама жизнь. Всё упрощается, становится более демократичным. С одной стороны это хорошо, людям легче жить. Если раньше правила этикета были неразрывно связаны с различными церемониями и ритуалами, то сейчас всё значительно проще.

– И всё-таки, кому сегодня с легкостью можно пренебречь правилами этикета, а кому их нельзя нарушать?

- Пренебрегать правилами могут все. Можно жить спокойно не соблюдая этикет. Многие так и делают, пока не столкнутся с какой-то неловкой ситуацией.

Мы общаемся с родными, близкими, друзьями, нам комфортно. Мы не боимся кого-то оскорбить словом, не боимся что-то не так сказать. Но если мы переходим на более высокий уровень общения, если появляется разница в статусах, нужно уметь себя вести. К примеру, знать столовый этикет. Сегодня очень много деловых встреч проходит в ресторанах, за обедом. И здесь важно найти взаимопонимание и произвести впечатление.

– Тогда подробнее остановимся на столовом этикете…

– Мы приходим в ресторан и за накрытым столом видим перед собой куверт. Это полный набор предметов для одного человека. Мы видим приборы, посуду, бокалы. Самое важное – сразу определиться, с какой стороны наш набор. Ведь нередко, когда за столом собирается много гостей, приборы стоят очень плотно. Есть одно простое правило: хлебная тарелка всегда стоит слева, бокалы – справа.

Если приборов много, это различные ножи и вилки, важно не растеряться. Здесь нужно запомнить – пользуемся теми столовыми приборами, которые лежат по краям, с наружной стороны. И далее по уменьшению, к тарелке.

center

Конечно, большое количество столовых приборов может ввести в заблуждение. Но если вы не знаете, за что браться в первую очередь, главное сохранять спокойствие и не суетиться. Подглядите у соседа, он возьмет прибор, а вы повторяйте.

– Марина, а что можно сказать на «языке» столовых приборов?

– Если вы захотели выйти из-за стола, к примеру у вас срочный телефонный звонок, нужно дать знак официанту. У вас в руках нож и вилка. Если мы хотим просто выйти, но не закончили трапезу, кладем столовые приборы крест на крест. Не обязательно, чтобы они пересекались, просто чтобы были не параллельны друг другу. Это знак – пауза.

Если мы закончили есть, приборы кладутся параллельно. Этого будет достаточно официанту, чтобы понять – трапеза окончена.

В интернете можно встретить множество вариантов «языка столовых приборов», но на самом деле действуют только классические два – «пауза» и «окончание».

center

– Существуют ли в этикете строгие правила, как есть тот или иной продукт?

– Мне бы хотелось заострить внимание на хлебе. Мы его никогда не кусаем! Берем из общей корзинки рукой и кладем на свою хлебную тарелку. Аккуратно отламываем левой рукой небольшой кусочек и кладем в рот. Напомню, что кусать хлеб по правилам этикета категорически запрещается!

Вообще принцип столового этикета в том, чтобы сидящему рядом человеку было приятно смотреть на вас, на то, как выглядит ваша тарелка.

Когда вы привыкаете есть «по правилам», вы понимаете насколько это удобно. Насколько удобны нож и вилка, хлебная тарелка и так далее. Всё уже придумано за нас, и это не просто церемония, это прежде всего удобство.

– Еще один из видов этикета – деловой этикет. В чем его особенности? Какие основные ошибки делают те, кому приходится общаться в деловой среде?

– Основная ошибка сегодня это неумение определить статусы. Общение в деловой сфере нужно начинать именно с этого, важно понять – кто главный. У нас, к сожалению, деловое и светское часто путают. В светском этикете главная всегда дама. Мы уже говорили о том, что уважительное отношение к женщине пришло из рыцарских времен. Из-за этого часто нарушается порядок приветствий и представления. Важно понять, что в деловом мире главный тот, кто руководит, кто выше по должности.

Упор на статус. Неважно, женщина это или мужчина. У нас очень «гендерная» страна и в деловом этикете часто женщины забывают, что они, прежде всего, профессионалы. Нужно помнить, что сегодня мы работаем здесь, а завтра придем в другую компанию, возможно международную. И просто попадем в неловкую ситуацию.

– Нужно ли следовать этикету, если речь идет о подарках, скажем, опять же в бизнес среде? Чего, к примеру, точно нельзя дарить начальнику?

– Своему руководителю нельзя дарить предметы личной гигиены, косметику, парфюмерию, предметы религиозного культа, одежду. Аккуратнее нужно быть с алкоголем. Его дарить можно, но если это допускается тем, кому предназначается подарок.

Сегодня в деловой сфере также не принято дарить очень дорогие подарки. Мы можем поставить делового партнера в неловкую ситуацию, это могут расценить как некое давление, или даже взятку.

– А деньги могут быть подарком, если мы говорим о светском этикете? Некоторые упорно отказываются дарить купюры…

– Светский этикет такой подарок допускает, деловой – точно нет. Некоторые считают деньги «обездушенным» подарком. Напрасно. Многих это выручает. И если задать вопрос себе, мы бы хотели получить в подарок ненужную вещь или деньги, то наверняка многие выберут второе.

Есть один нюанс, деньги сами по себе не дарят. Их преподносят с каким-то вещественным подарком. Деньги можно оригинально обыграть – подарить с сувениром, коробкой конфет или хорошего чая.

– Расскажите о школе этикета, которую вы основали. Кто сегодня приходит изучать правила хорошего тона?

– Еще несколько лет назад мы попросту не знали, что такое этикет. Все были равны между собой. Сегодня интерес к правилам хорошего тона растет. Люди понимают, что не хотят чувствовать себя неловко, быть «белыми воронами». Ведь если, к примеру, за обедом сидят два человека, и один из них знаком с правилами этикета, а второй нет, первый всегда это видит.

Человек за столом как голый, видны все его привычки, изъяны и суета. Можно моментально определить статус собеседника в обществе.

Сегодня в нашу школу этикета приходят те, кто столкнулся с такими ситуациями. Чаще это, конечно, индивидуальные занятия, но есть и небольшие группы.

Радует, что родители стараются обучать своих детей этикету, приводят к нам совсем маленьких. Но хотелось бы, чтобы и сами родители оставались на занятия. Ведь если мы показали ребенку как правильно есть при помощи ножа и вилки, а в семье так никто не делает, дальнейшей практики не будет.

У нас недавно был случай. Привели девочку на индивидуальное занятие, мы знакомились со столовыми приборами. Когда она пришла на следующий урок и мы спросили как ее успехи, девочка ответила, что у них дома даже ножей нет. Поэтому изучать этикет детям мы советуем обязательно вместе с родителями, чтобы была и домашняя практика.

этикет, интервью, правила поведения, культура, еда, ресторан, история

Просмотры: 4123

Комментарии